Конспект урока русского языка по теме «Изменение по падежам имён прилагательных»

  • docx
  • 17.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала имя прилаг 4 класс.docx

Предмет: русский язык УМК «Школа России» 

 Класс: 4 класс

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, о его роли в речи и способах образования.

Ход урока

I.                   Орг. момент.

К уроку готовы? Да.
Я надеюсь на вас, друзья.
Слушаем внимательно, 
Работаем старательно.

- Проверьте готовность к уроку.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II.                Актуализация знаний.

-Какие части речи знаете?

-С какой частью речи работали на последних уроках?

- Какие бывают имена существительные?

- Как изменяются?

III.             Самоопределение к деятельности.

Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи будем говорить на уроке?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Об имени прилагательном.

- Проверим. Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название раздела.

Что вспомним - ……, Что узнаем - …….., Чему будем учиться - ….. .

IV. Работа по теме урока.

Упражнение 1. Прочитайте отрывок стихотворения А. Фета.

Читает ученик.

- О каком времени года пишет поэт? (о зиме). Почему вы так решили? Какие признаки на это указывают.

- Как он называет эту картину?

Чудная

- Подберите синонимы к слову чудная

- Кто знает? Что такое эпитеты?

Слайд 2 - Назовите их.

Помогают ли нам эти слова представить красоту зимы?

- Какой частью речи они являются?

- Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в языке и речи?

- Спишите только имена прилагательные. Что вам поможет?

- Сколько имён прилагательных выписали?

Какие прилагательные не дописали? Что вызвало затруднение? Почему?

- Прочитайте материал рубрики « Обратите внимание!»

- Что нового узнали? Какие формы имён прилагательных существуют?

 

- Какой частью речи является слово родна? От слова родная. Допишите слово родна к прилагательным.

-Что узнали нового об имени прилагательном.

-Сделайте вывод: Какую роль играют имена прилагательные?

V. Физминутка

- Попробуйте движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, широкий. Молодцы! Тихонько сели на места.

- Продолжаем работать.

VI. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

По дорогам быстро мчится,

По степям летит, как птица!

Вслед за ним клубится пыль.

Едет что?    Автомобиль. Слайд 3

- Слово состоит из двух частей: авто-сам по себе, мобиль-подвижный. Значит, что такое автомобиль?

- Прочитайте, какое определение слову дает Ожегов.

- Назовите орфограммы в слове.

- Запишите слово с новой строки и подчеркните орфограммы.

- Сколько в слове букв, звуков? Почему разное количество? (буква ь не обозначает звуков)

- Сколько согласных, гласных звуков?

- Прочитайте предложение Автомобиль едет.

- Что о нём можете сказать?

- Уточните каждое слово. Каким стало предложение?

- Запишите это предложение и выделите грамматическую основу.

-Какая часть речи помогла уточнить предложение?

-Так Какую роль выполняют имена прилагательные?

 

VII. Образование имён прилагательных.

- Измените слово автомобиль так, чтобы оно обозначало имя прилагательное. Запишите его.

- С помощью какой части слова мы образовали прилагательное?

Выделите его.

-Сейчас мы потренируемся в образовании имён прилагательных от имён существительных.

- Выполним упражнение 3. Прочитайте. Составьте план выполнения.

- Выполните задание.

- Прочитайте еще раз суффиксы, при помощи которых образовывали имена прилагательные

-Из упр. 4 так же выпишите суффиксы.

Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные?  суффиксальный.

-Молодцы!

VIII. Домашнее задание.

-Упражнение 4. Прочитайте задание.

-Вывод: имена прилагательные могут образовываться и от имен прилагательных, меняется оттенок значения.

X. Итог урока.

Итак, обратимся к карточке-памятке, которую вы составляли.

-С какой частью речи начали работать?

-Что такое имя прилагательное?

-Вернемся к целям, поставленным в начале урока.

-Какую роль играют имена прилагательные в языке и речи?

-Как образуются имена прилагательные?

XIX. Рефлексия.

С обратной стороны карточки нарисуйте улыбку, если вам было интересно на уроке и вы узнали новое. Покажите вашу карточку смайликами ко мне.

-Большое спасибо за работу на уроке!