Конспект урока русского языка по теме
«Лексическое значение слова. Многозначные слова».
Тема урока: Лексическое значение слова. Многозначные слова. Наблюдение за использованием многозначных слов в речи.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.
Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», «Рабочая тетрадь. 2 класс», компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы и работы по группам, толковый словарь русского языка.
Ход урока:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Примечание |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) |
Долгожданный дан звонок! Всё готово, всё в порядке: Книжки, ручки и тетрадки. |
Подготовка класса к работе.
Настрой на учебную деятельность |
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
|
|
Минутка чистописания
Пальчиковая гимнастика
|
Мы начали урок, поздоровались со всеми гостями, вот только, ребята, я забыла, а поздоровались ли наши руки?
Давайте левая рука поздоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом. - Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать. - Сейчас красиво и аккуратно запишем число, классная работа.
- Ребята! Сегодня на минутке чистописания мы обратим внимание на соединения букв мл и ия. Как называем мы такие соединения? (нижние) В каком месте рабочей строки мы их выполняем? (нижняя треть рабочей строки)
- Сейчас красиво и аккуратно пропишем эти соединения букв, каждое по полстроки. - Обращаю Ваше внимание на слово, в котором эти буквы и их соединения нам встретятся: молния. Пропишите это слово на следующей строке, красиво и аккуратно, особо следя за написанием нижних соединений букв. |
Подготовка пальчиков к письму.
|
Формирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.
|
На доске: 17 октября. Классная работа. мл ия молния
|
Актуализация пройденного |
- Возьмите в руки карандаш. Давайте разделим это слово на слоги, укажем ударение. А теперь запишем это слово на той же строке, разделяя его для переноса. (повторить правило переноса слов – нельзя отрывать и переносить одну букву) |
|
|
В тетрадях и на доске мол/ни/я мол-ния |
2. Мотивация учебной деятельности
(Постановка проблемного вопроса) |
- Не только мы говорим о молнии, но и герои нашего учебника в упражнении 5 на странице 68.
- Прочитаем разговор папы и Светы, что они говорят о молнии? - Сложился ли разговор папы с дочкой? Почему девочка задала такой вопрос? Почему девочка не поняла папу? - Что же нам делать, чтобы не оказаться в таком же положении как и Света? |
Читает хорошо читающий ученик.
|
Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися; создается проблемная ситуация. Побуждает к осознанию темы урока.
|
Работа с учебником - стр.68, упражнение 5 |
3. Формирование цели урока и постановка учебных задач
|
Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…) - Посмотрите на экран. (Тема урока: «Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи».) - А как вы думаете, какие задачи урока мы с вами ставим? Задачи урока: 1. Познакомиться с многозначными словами. 2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи. |
|
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
|
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов..) |
- И начнём наше знакомство с многозначными словами со слова «молния».
На каком рисунке упражнения 6 учебника изображена молния? (1- мгновенная яркая вспышка в небе во время грозы. 2 – Быстро задёргивающаяся застёжка.) А какое ещё значение может быть у слова молния? (3 – Особо срочная телеграмма)
- Значит, слово молния может быть использовано в нескольких смыслах? Значит, у него несколько значений? Как же тогда назвать такое слово? (многозначным) Да, действительно, Слова, которые имеют много значений называются многозначными. А что объединяет все значения этого многозначного слова?
- У каждой группы на партах лежат конверты со словом «молния». Достаньте из конвертов слова, составьте из них предложения. И скажите, в каком из трёх значений было использовано слово «молния» в вашем предложении. Запишите ваше предложение в свои тетради. |
|
Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Стимулирование исследовательской деятельности.
Учатся находить необходимую информацию, понимать лексическое значение слов, конструировать предложения. Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.
|
Работа с учебником - стр.68, упражнение 6
Работа в парах
|
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
|
- Раз вы всё поняли, тогда мы можем перейти к следующему заданию. Перед вами (на экране) список слов. Прочитайте его. Запишите эти слова в тетрадь через запятую. Возьмите карандаши и подчеркните те слова, которые на ваш взгляд являются многозначными. Ключ, колокольчик, класс, урок, груша, ручка. В конце урока мы с вами проверим ваши ответы.
- А теперь. Обратите своё внимание на конверты со знаком *, лежащие перед вами. В каждом из конвертов даётся несколько значений, но только одного многозначного слова. Прочитайте эти толкования и узнайте, о каком многозначном слове идёт речь.
- Составьте с каждым словом предложение, используя его только в одном из значений. Запишите полученное предложение. |
|
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Привлечение жизненного опыта к ответам на поставленные вопросы.
Коммуникативная деятельность.
|
Работа в парах |
6. Физминутка |
Гимнастика для глаз. |
|
Здоровье сберегающая деятельность. |
|
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
|
- Посмотрите на экран. (Красный) Докажите, что здесь записано три слова.
- А теперь ещё одно задание: посмотрите в учебник на с.68 в упражнение 7. Прочитайте предложение, данное в этом упражнении. Как мы называем такие предложения? ……………………. (пословицей) В каком значении употреблено слово «красна» в пословице? - спрашивает нас задание упражнения. Как вы думаете, а может ли слово «красна» быть употреблено в другом значении? …………………… (да) Приведите примеры употребления данного слова в других значениях. ……………………….. |
|
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
|
На экране слово – красный. |
7. Домашнее задание |
- В вашем домашнем упражнении вы тоже встретитесь со словом «красная». Прочитав предложение упражнения 9 на с.69 учебника подумайте, а здесь в каком значении оно употреблено? Спишите данное предложение и выполните здание под чёрной точкой, пользуясь толковым словарём.
|
Запись домашнего задания в дневники |
|
|
7. Итог урока
|
- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? (Познакомиться с многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи). Какие же многозначные слова вы теперь знаете? ………………………….. А почему эти слова называются многозначными? ………………………………………. - Выполнили мы поставленные задачи? (Да) Молодцы, ребята. |
|
Формирование умения обобщать знания, делать вывод. |
|
8.Рефлексия |
- Кто хорошо понял эту тему? (Поднимите сигнальные карточки) - Кому нужна помощь? (Сигнальные карточки) - Оцените свою работу на уроке. (Поднимают карточки со знаками).
|
|
Самооценка учащихся: осознание своих возможностей в учении; формирование способности адекватно судить о своих возможностях. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.