Конспект урока русского языка по теме: "Многозначные слова" 2 класс
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка по теме: "Многозначные слова" 2 класс

Оценка 4.9
doc
русский язык
1 кл—3 кл
01.11.2020
Конспект урока русского языка  по теме: "Многозначные слова" 2 класс
Конспект урока русского языка по теме Многозначные слова.doc

Конспект урока русского языка по теме

«Лексическое значение слова. Многозначные слова».

Тема урока:  Лексическое значение слова. Многозначные слова. Наблюдение за использованием многозначных слов в речи.

Тип урока: «открытие» нового знания.  

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.

Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов;  ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», «Рабочая тетрадь. 2 класс», компьютер, проектор, экран,  карточки для индивидуальной работы и работы по группам, толковый словарь русского языка.

Ход урока:

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Примечание

1.                  Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Долгожданный дан звонок!
Нам пора начать урок.

Всё готово, всё в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.
Все здесь правильно сидят.
Все внимательно глядят.

Подготовка класса к работе.

 

Настрой на учебную деятельность

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

 

 

 

 

 

 

 

Минутка чистописания

 

 

Пальчиковая гимнастика

 

 

 

Мы начали урок, поздоровались со всеми гостями, вот только, ребята, я забыла, а поздоровались ли наши руки?  

 

Давайте левая рука поздоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.

- Вот мы  разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать.

- Сейчас красиво и аккуратно запишем число, классная работа.

 

- Ребята! Сегодня на минутке чистописания мы обратим внимание на соединения букв  мл  и  ия.

Как называем мы такие соединения?

(нижние)

В каком месте рабочей строки мы их выполняем?

(нижняя треть рабочей строки)

 

- Сейчас красиво и аккуратно пропишем эти соединения букв, каждое по полстроки.

- Обращаю Ваше внимание на слово, в котором эти буквы и их соединения нам встретятся: молния.

Пропишите это слово на следующей строке, красиво и аккуратно, особо следя за написанием нижних соединений букв.

 

 

 

Подготовка пальчиков к письму.

 

Формирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.

 

 

 

 

 

На доске:

17 октября.

Классная работа.

мл   ия

молния

 

 

Актуализация пройденного

- Возьмите в руки карандаш.  Давайте разделим это слово на слоги, укажем ударение.

А теперь запишем это слово на той же строке, разделяя его для переноса. (повторить правило переноса слов – нельзя отрывать и переносить одну букву)

 

 

В тетрадях и на доске

мол/ни/я    мол-ния

 

2. Мотивация учебной деятельности

 

(Постановка проблемного вопроса)

- Не только мы говорим о молнии, но и герои нашего учебника в упражнении 5 на странице 68.

 

- Прочитаем разговор папы и Светы, что они говорят о молнии?

- Сложился ли разговор папы с дочкой? Почему девочка задала такой вопрос? Почему девочка не поняла папу?

- Что же  нам  делать, чтобы не оказаться в таком же положении как и Света?

 

 

Читает хорошо читающий ученик.

 

Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;

создается проблемная ситуация.

Побуждает к осознанию темы урока.

 

Работа с учебником  - стр.68, упражнение 5

 

3. Формирование цели урока и постановка учебных задач

 

Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…)

- Посмотрите на экран.

(Тема урока: «Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи».)

- А как вы думаете, какие задачи урока мы с вами ставим?

Задачи урока:

1. Познакомиться с многозначными словами.

2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.

 

 

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

 

 

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов..)

- И начнём наше знакомство с многозначными словами со слова «молния».

 

На каком рисунке  упражнения 6 учебника  изображена  молния?

(1- мгновенная яркая вспышка в небе во время грозы. 2 – Быстро задёргивающаяся застёжка.)

А какое ещё значение может быть у слова молния?

(3 – Особо срочная телеграмма)

 

- Значит, слово молния может быть использовано в нескольких смыслах? Значит, у него несколько значений?

Как же тогда назвать такое слово?

(многозначным)

Да, действительно, Слова, которые имеют много значений называются многозначными.

А что объединяет все  значения этого многозначного слова?

 

- У каждой группы на партах лежат конверты со словом «молния». Достаньте из конвертов слова, составьте из них предложения. И скажите, в каком из трёх значений было использовано слово «молния» в вашем предложении.

Запишите ваше предложение в свои тетради.

 

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

 

 

Стимулирование исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Учатся находить необходимую информацию,  понимать лексическое значение слов, конструировать предложения. Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.

 

Работа с учебником  - стр.68, упражнение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

 

- Раз вы всё поняли, тогда мы можем перейти к следующему заданию. Перед вами (на экране) список слов. Прочитайте его. Запишите эти слова в тетрадь через запятую. Возьмите карандаши и подчеркните те слова, которые на ваш взгляд являются многозначными.

     Ключ, колокольчик, класс, урок, груша, ручка.

В конце урока мы с вами проверим ваши ответы.

 

- А теперь. Обратите своё внимание на конверты со знаком *, лежащие перед вами. В каждом из конвертов даётся несколько значений, но только одного многозначного слова. Прочитайте эти толкования и узнайте, о каком многозначном слове идёт речь.

 

  1. Группа учеников одного и того же года обучения; комната для занятий в школе; степень, уровень выполнения чего-нибудь. (класс)
  2. Часть тела человека; Часть предмета, за которую его держат; письменная принадлежность в виде палочки, стерженька. (ручка)
  3. Учебная работа, заданная ученику; учебный час, посвящённый одному предмету; нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. (урок)

- Составьте с каждым словом предложение, используя его только в одном из значений. Запишите полученное предложение.

 

 

 

 

 

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Привлечение жизненного опыта к ответам на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

Коммуникативная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

6. Физминутка

Гимнастика для глаз.

 

Здоровье сберегающая деятельность.

 

 

7.  Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

 

- Посмотрите на экран. (Красный)

Докажите, что здесь записано три слова.

 

- А теперь ещё одно задание: посмотрите в учебник на с.68 в упражнение 7. Прочитайте предложение, данное в этом упражнении.

Как мы называем такие предложения?

…………………….   (пословицей)

В каком значении употреблено слово «красна» в пословице? -  спрашивает нас задание упражнения.

Как вы думаете, а может ли слово «красна» быть употреблено в другом значении?

……………………     (да)

Приведите примеры употребления данного слова в других значениях.

………………………..

 

 

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

 

 

На экране слово – красный.

 

7. Домашнее задание

- В вашем домашнем упражнении вы тоже встретитесь со словом «красная». Прочитав предложение упражнения 9 на с.69 учебника подумайте, а здесь в каком значении оно употреблено? Спишите данное предложение и выполните здание под чёрной точкой, пользуясь толковым словарём.

 

Запись домашнего задания в дневники

 

 

 

7. Итог урока

 

- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

(Познакомиться с многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи).

Какие же многозначные слова вы теперь знаете?

…………………………..

А почему эти слова называются многозначными?

……………………………………….

- Выполнили мы поставленные задачи? (Да)

Молодцы, ребята.

 

 

Формирование умения обобщать знания, делать вывод.

 

 

8.Рефлексия

- Кто хорошо понял эту тему?

(Поднимите сигнальные карточки)

- Кому нужна помощь?

(Сигнальные карточки)

- Оцените свою работу на уроке.

(Поднимают карточки со знаками).

 

 

Самооценка учащихся:

осознание своих возможностей в учении; формирование способности адекватно судить о своих возможностях.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока русского языка по теме «Лексическое значение слова

Конспект урока русского языка по теме «Лексическое значение слова

Мы начали урок, поздоровались со всеми гостями, вот только, ребята, я забыла, а поздоровались ли наши руки?

Мы начали урок, поздоровались со всеми гостями, вот только, ребята, я забыла, а поздоровались ли наши руки?

Формирование цели урока и постановка учебных задач

Формирование цели урока и постановка учебных задач

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Посмотрите на экран . (Красный)

Посмотрите на экран . (Красный)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2020