Образовательная:
орфографические умения на основе изученного правила.
2. Развивающая: развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
З. Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам; воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование: мультимедийная презентация, сводная таблица по теме, карточки-перфокарты, карточки с текстами; техническое оборудование урока — компьютер, интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока
1. Организационный момент (цель: создание мотивации к действиям на уроке).
П. Актуализация изученного материала (цель: проверка усвоения предыдущих знаний и умений).
У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет возможность сделать небольшое открытие (слайд №1). Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН:
КАЭКДЫЙ 111 А г
МО>КЕТ ПРИВЕСТИ
ТЕБЯ К открытиКОПИЯ ВЕРНА
КУМ ОР ЛЕГ“ Е ор _9У-СОШ
1. Повторение темы «Способы образования прилагательных»
У.: Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.
Д.: Приставочный, суффиксальный, сложение.
У.: Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)
ЛЕБЕДИНЫЙ- ЛЕБЕДЬ (-ИН-)
КОЖАНЫЙ- КОЖА (-АН-)
ГЛИНЯНЫЙ - ГЛИНА (-ЯН-) ТРАДИЦИОННЫЙ - ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)
КЛЮКВЕННЫЙ- КЛЮКВА (-ЕНН-)
КАМЕННЫЙ- КАМЕНЬ
ОСЕННИЙ- ОСЕНЬ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИ Е!
Лебединый<—лебедь (-И Н-)
Кожаный<— коэка (-АН-)
Глиняный<— глина (-ЯН-)
Клюквенныи<— клюква (Каменныи<— камень (-Н-) Осенний<—осень (-Н-)
У.: Итак, каким способом образованы все эти слова?
Д.: Суффиксальным.
У.: От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?
Д.: От существительных.
У.: Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?
Д.: Есть Н-НН.
У.: Попробуйте самостоятельно объяснить выбор одной или двух букв Н в суффиксах прилагательных (слайд 2). Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация слайд №5) Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.
РНЙе —
Д.: В первой группе с красными суффиксами написана , во
КШ, если одна Н в корне, а другая в суффиксе — пишет я в
20 Иб
У.: А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (слайд №6) Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?
Д.: В суффиксе —ЯН- написано НН.
У.: Как мы называем эту группу слов?
Д.: Исключения
2. Работа с таблицей (задание дифференцированное — для сильных учащихся и слабых — содержатся слова-подсказки).
н |
нн |
от существительных суффикс журавл.....ый кож.....ый земл.....ой Запомни! ..........ЯННый ......„.ЯННый ............ЯННый |
от существительных суффикс обед.....ый авиаци.....ый Запомни! ветр.....ый |
запомни! Н входит в корень |
от существительных лимо ..ый бараба.....ый |
|
|
н |
|
|
от существительных -ин- журавлИНый кожАНый -ян- землЯНоЙ Запомни! оловЯННый стеклЯН Нь1й деревЯННыЙ |
от существительных -ЕНН- обедЕННый -онн- авиациОННыЙ Запомни! ветрЕНый |
|
Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиной, багряНый, юный, румяНый, фазаНий, тюлеНиЙ, бараНий |
от существительных с основой на 1-1+ -НлимоННый барабаННый |
|
|
|
У.: Посмотрите на опорную таблицу, её необходимо заполнить и она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке (слайд 4). В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.
Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.
У.: Сделайте своё открытие.
Д.: В них пишется Н.
У.: Почему в этих словах пишется Н?
Д.: Н входит в корень.
Ш. Закрепление нового материала.
Цель: закрепить понимание изученного материала и проверить степень усвоения темы каждым учеником).
7) Авиацио.. .ый перелёт
8) Мужестве...ый человек
9) Кожа.. .ая куртка
ИнДивиДуальные карточки-перфокарты (Для всех учеников) Взаимопроверка, выставление отметок.
Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.
Соловьи ая песня, соколи ый взгляд, стекля_ая ваза, глиня ый горшок, мужестве ый человек, ветре ый день, коллекцио_ая марка, дискуссио ый вопрос, павли_ий хвост, зелё ый лист.
Взаимопроверка Диктанта. У.: Посмотрите на экран. Поставьте в свои карточки оценку в соответствии с ключом. Поднимите руки, кто получил
IV. Физкультминутка (учащиеся выполняют упражнения, повторяя их за мультяшным героем из презентации).
З) Выборочное списывание (презентация - слайд )
Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.
4) Работа с текстом.
ЗаДание учителя: познакомьтесь с историей хризантемы. Прочитайте текст и выполните задания.
Мало кого уже уд..вляющее слово « хризантема » в переводе с древн.. греческого звучит как « золотой цветок ». В странах востока с этим р..стением связывают и ( не)обыкновенную радость, и истинную печаль, и глубочайш.. скор..ь.
Одно из преданий ст..рины рассказывает, что в третьем веке до нашей эры император без сердца, без жалости узнал о существовании цветка (неуемной, божественной красоты, который рос на одном из островов, хранящих множество тайн. Мудрец.. говорили, что из этого растения можно было приготовить чудесный на вкус эликсир, помогающий и..бавиться от (не)излечимых болезней и уйти от смерти без врем..ни. Но только искренний человек мог прик..снуться к цветку с чудесным действием.
Триста доблес (?)ных юношей и прекрас(?)ных девушек отправились за сокровищем, не имеющим цены. Но могущественному императору так и не удалось дождат(?)ся возвращения смельчаков.
На островах возникло новое государство — Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцативековая золотая хризантема.
Задания для анализа текста:
1. Докажите, что перед вами текст.
2. К какому типу речи относится данный текст? Придумайте заголовок .
З. Объясните лексическое значение выделенных слов. ( Проверьте себя по словарю ).
4. Выпишите из текста слова с пропусками и назовите орфограммы.
5. Объясните постановку знака препинания в предпоследнем предложении.
6. Сколько в тексте прилагательных с орфограммой «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных суффиксы, объясните их правописание.
5) Выполните творческую работу.
Вставьте вместо пропусков поДхоДящие по смыслу прилагательные с Н и НН и познакомьтесь с ещё одной версией истории хризантемы (текс на карточках у кажДого ученика).
По другой легенде, родиной этого является Китай. Китайцы уверены в своей правоте. Они назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По преданию, человек, не побоявшийся сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Слова для вставки: необыкновенного, истинной, подлинной, старинному, мужественный, бесценный, таинственный.
5) Тестовые задания (индивидуальная работа учащихся + самопроверка со слайда презентации).
Тест
1. В каком прилагательном на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) единстве...ый друг 2) ветчи...ая колбаса З) еди...ые требования 4) карти...ая галерея
2. В каком прилагательном на месте пропуска пишутся две буквы Н? 1) бараба...ый бой 2) глиня...ый кувшин З) масля...ый насос 4) песча...ый пляж
З. В каком прилагательном на месте пропуска пишутся две буквы Н? 1) гуси...ое перо 2) дикови...ая шкатулка З) лоси...ая тропа 4) петуши...ый гребень
4. В каком прилагательном на месте пропуска пишутся две буквы Н?
1) платя...ой шкаф 2) ветря...ая мельница З) багря...ый закат 4) оловя...ый солдатик
5. В каком прилагательном на месте пропуска пишется одна буква Н? 1) каме...ая ограда 2) ветре...ый день З) лекарстве...ый сбор 4) тыкве...ая каша
б. В каком прилагательном на месте пропуска пишется одна буква Н? 1) стари...ая вещь 2) подли...ое искусство З) исти...ые чувства 4) сви...ой паштет
7. В каком прилагательном на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) тума...ое утро 2) орга...ая музыка З) кожа...ый ремень 4) белокоча...ая капуста
8. В каком прилагательном на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) мгнове...ое решение 2) румя...ые щеки З) дискуссио...ый вопрос 4) племе...ой скот
V. Итоги урока (цель: проверить усвоение темы, коррекция).
У.: Подведём итоги. Ответьте на вопросы:
1. С какой орфограммой мы сегодня работали?
2. Расскажите о правописании- Н- и —НН- в прилагательных (кратко). З. С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока?
4. Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке? Обучающиеся отвечают на вопросы, обобщают изученное, делают выводы, оценивают своё участие в этом обсуждении.
VI. Домашнее задание (цель: дать установку на отработку определённых умений)
• Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима», используя прилагательные на изученную орфограмму.
• Составить словосочетания «прил.+сущ.» для словарного диктанта, используя прилагательные на изученную орфограмму.
Предполагаемые результаты обучения:
1. Обучающиеся должны научиться осмысливать значение изученных суффиксов, дифференцировать их и сознательно употреблять при письме соответствующие слова.
2. Слабоусвоенный материал отрабатывается через каждодневные упражнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.