Русский язык. 5 класс.
Урок №
Тема: Приставка как часть речи.
Цель: Создание условий для формирования знаний о приставке как значимой части слова;
Задачи:
1. Предметно-информационная задача: Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;
- находить приставку среди других частей слова;
2. Деятельностно-коммуникативная: : способствовать развитию навыка чёткого и красивого письма;
3. Ценностно-ориентационная: - воспитывать самоконтроль, умение оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку.
Оборудование : учебник.
Литература:
Программа по русскому языку для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы под редакцией В.В.Воронковой- М.:Владос, 2011.-С.223.
Глаунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 5 класс- М.:Просвещение, 2011.-С.269.
Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида на уроках развития речи.- М.: Просвещение,2005.-С.98.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Урок русского языка.
- Какие записи необходимо сделать в начале урока?
- Сделайте записи.
- Ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
- Как называется раздел в русском языке, в котором мы с вами работаем? (состав слова)
- Назовите какие части слова вы знаете? (корень, суффикс, окончание)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Давайте проверить хорошо ли вы знаете изученные вами части слова?
- Проведём проверку в виде игры.
- Отметьте на шкале достижений свои знания до проверки простым карандашом
а) Отвечаем на вопросы если «Да» (+) «Нет» (-) (в тетради на полях, один у доски выполняет интерактивный тест с помощью «водоворота»).
- Слово состоит из предложений? – Нет
- Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
- Корень – это главная часть слова? – Да
- Суффикс находится за корнем? – Да
- Может ли слово быть без суффикса? – Да
- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
- Может ли слово быть без корня? – Нет
- Окончание служит для образования новых слов? – Нет
- У родственных слов одинаковый корень? – Да
- Оцените себя после проверки (красным карандашом)
- У кого отметки совпали?
- У кого стали выше?
- У кого ниже? (почему?)
III. Постановка проблемы и пути её решения.
- Посмотрите на доску. Что записано на доске?
Школ при а
Школь н ый Школь н ый
- Какое задание можно выполнить? (составить слова, разделить на группы, составить предложение и т.д.).
- Я, предлагаю составить из этих частей слова?
- Кто хочет работать у доски?
- Остальные работают в парах (на парте составляют слова).
- Прочитайте слова, которые у вас получились.
Школьный, пришкольный, школа, школьный
- Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)
- Какие слова называются однокоренными? (имеют общую часть, близкие по смыслу)
- Запишите слова в тетрадь.
- Какое задание можно выполнить с этими словами? (выделить корень, суффикс, окончание)
- Выделите в словах известные вам части слова.
- С чего начинаем? (с окончания)
- Что находим в слове после окончания? (корень)
- После корня? (суффикс)
- Кто желает выполнить задание на доске?
- Кто выполнил задание так же? У кого по-другому?
- Сделайте самоанализ выполненной работы (-что нужно было сделать; -выполнил задание самостоятельно или с помощью, выполнил задание с ошибками или без ошибок, оцениваю себя на отметку ….)
- В каком слове выделены не все части?
- Почему? (мы не знаем, что это за часть слова)
- Какой у вас возникает вопрос? (Как называется эта часть и как выделяется?)
- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
(Познакомиться с этой новой частью слова).
- На какие вопросы необходимо ответить? (вывешивается на доску)
- Как называется?
- Где находится?
- Как обозначается?
-Для чего служит?
-Имеет ли значение?
-Как найти?
IV. Построение проекта выхода из затруднений.
1) Работа в группах.
- Сейчас вы поработаете исследователями.
- Ответы на эти некоторые из вопросов вы можете получить из текста на карточке № 1, лежащей у вас на столе. Работать будете в группах. С помощью специальных значков вы должны определить, что вам хорошо знакомо, а с чем вы встретитесь впервые. И ответить на поставленные вопросы.
+ - уже знал
v - новое
?- не понял, есть вопрос
Части слова 1. Слова состоят из частей. 2. Главная часть слова называется корень. Корень обозначается так . 3. Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Обозначается суффикс так . 4. Окончание часть слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так . 5. Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так . 6. Чтобы разобрать слово по составу, надо найти окончание, потом корень, потом суффикс, потом приставку. - Как называется? ___________________________________________________ -Где находится? ____________________________________________________ -Как обозначается? _________________________________________________ -Для чего служит? __________________________________________________ -Имеет ли значение? ________________________________________________ |
- Проверим, что у вас получилось. Проверку будем осуществлять по абзацам:
- Что вы знали: 1,2,3,4 у кого также?
- Какая информация стала для вас новой?
- Есть вопросы?
6- знал, есть вопросы.
- Назовите тему урока.
- Где можно проверить наше предположение? (В учебнике).
- Открываем учебник стр.143. Прочитайте тему урока.
- Совпало наше предположение? (Да).
Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них, дружок, сейчас
Начнём наш разговор.
Все достоинства обсудим
И похвалим от души,
Как использовать их будем,
Сам скорее расскажи!
- Опираясь на полученные из текста знания, ответьте на возникшие у вас вопросы. (вывешивается на доску)
- Как называется? (приставка)
-Где находится? (перед корнем)
-Как обозначается?(уголком)
-Для чего служит?(для образования новых слов)
-Имеет ли значение?(имеет значение)
-Как найти?.....
- На какой вопрос мы не смогли ответить? (Как найти)
- Где можно найти ответ на этот вопрос. (в учебнике с. 145)
- Прочитайте алгоритм нахождения приставки.
- Что мы должны сделать первым?
· Подобрать однокоренные слова.
· Обозначить корень.
· Найти часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.
· Назови приставку.
- Разберите оставшееся слово. (пришкольный)
v. Физминутка (назовите слова, в которых есть приставка)
ва притопа, два прихлопа (по 2 раза топаем ногами, хлопаем в ладоши)
Ежики, ежики, (показываем растопыренные пальцы)
Наковальня, наковальня, (ударяем кулак о кулак)
Ножницы, ножницы. (руками показываем ножницы)
Бег на месте, бег на месте (бежим на месте)
Зайчики, зайчики. (показываем уши)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
Девочки! (все девочки кричат: «Девочки!»)
Мальчики! (все мальчики в кричат: «Мальчики!»)
VI. Первичное закрепление
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки,
Вот что мышки натворили,
Часть от слова откусили!
Учебник, стр. 143 упр.1
- Прочитайте, допишите недостающую по смыслу часть слова. (на карточках, один на интерактивной доске)
-Кто желает работать один у доски?
…бежал за угол; …бежал из дома; …бежал первым; …бежал через дорогу; …бежал то края
За- , вы-, при, пере-, от-
за вы при пере от
- Проверили. Сделали самооценку.
- Какие вопросы вы можете задать товарищу?
- Что можно сказать о данных словах? (однокоренные) .
-Какую работу выполняет недостающая часть слова? (образовывает новые слова)
-Может кто-нибудь назовёт способ их образования?
-Какое общее значение у этих слов? (движение, перемещение)
- А все ли эти слова обозначают одно и тоже движение? (нет)
- Какие части слова изменили смысл каждого слова? ( приставки)
- Какое значение придаёт слову каждая приставка?
Вы – указывает на движение изнутри
За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо
Пере – направление действия через предмет
При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения
От –удаление на небольшое расстояние
- Какой вывод можно сделать? ( Приставка имеет значение)
VII. Встраивание нового материала в систему знаний.
-А сейчас подумайте и выберите то задание, которое вы сможете выполнить. Если можете образовывать новые слова с помощью приставки - карточка №1, находить приставку - карточка №2, определять значение приставки – карточка №3
№1 «Вставь приставку»: …лить |
№2 |
№3 «Вставь
подходящую по смыслу приставку»: |
VIII. Проверка знаний. Тест.
- Какой этап урока мы ещё не выполнили? (контроль и проверка знаний)
- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.
1. Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
- Проверку выполняем в паре по эталону.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Есть ли ещё вопросы, на которые мы не смогли найти ответ?
- Для чего нужна приставка?
- Где в жизни нам пригодится употребление приставок?
- Ребята, скоро у нас замечательный праздник Новый год. Давайте, украсим нашу ёлочку.
Кому всё было понятно …. Зелёный шарик
У кого ещё были трудности …Синий шарик
Кому было непонятно ничего …Белый шарик
X. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь №1 упр. 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.