Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
12.12.2019
Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".
Урок русского языка. - Какие записи необходимо сделать в начале урока? - Сделайте записи. - Ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок? - Как называется раздел в русском языке, в котором мы с вами работаем? (состав слова) - Назовите какие части слова вы знаете? (корень, суффикс, окончание)
0000c1bf-4a0d35f7.docx

Русский язык. 5 класс.

Урок №

Тема: Приставка как часть речи.

Цель: Создание условий для формирования знаний о приставке как значимой части слова;

 

Задачи:

1. Предметно-информационная задача: Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

- находить приставку среди других частей слова;

2. Деятельностно-коммуникативная:  : способствовать развитию  навыка чёткого и красивого письма;

3. Ценностно-ориентационная: - воспитывать самоконтроль, умение оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку.

Оборудование : учебник.

Литература:

Программа по русскому языку для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы под редакцией В.В.Воронковой- М.:Владос, 2011.-С.223.

Глаунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 5 класс- М.:Просвещение, 2011.-С.269.

Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида на уроках развития речи.- М.: Просвещение,2005.-С.98.

 

 

Ход урока

I.  Самоопределение к деятельности.

- Урок русского языка.

- Какие записи необходимо сделать в начале урока?

- Сделайте записи.

- Ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок?

- Как называется раздел в русском языке, в котором мы с вами работаем? (состав слова)

- Назовите какие части слова вы знаете? (корень, суффикс, окончание)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Давайте проверить хорошо ли вы знаете изученные вами части слова?

- Проведём проверку в виде игры.

- Отметьте на шкале достижений свои знания до проверки простым карандашом

а) Отвечаем на вопросы если «Да» (+) «Нет» (-)  (в тетради на полях, один у доски выполняет интерактивный тест с помощью «водоворота»).

- Слово состоит из предложений? – Нет

- Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

- Корень – это главная часть слова? – Да

- Суффикс находится за корнем? – Да

- Может ли слово быть без суффикса? – Да

- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да        

- Может ли слово быть без корня? – Нет

- Окончание служит для образования новых слов? – Нет

- У родственных слов одинаковый корень? – Да

- Оцените себя после проверки (красным карандашом)

- У кого отметки совпали?

- У кого стали выше?

- У кого ниже? (почему?)

III. Постановка проблемы и пути её решения.

- Посмотрите на доску. Что записано на доске?

Школ                            при               а

Школь      н            ый Школь н                                              ый

- Какое задание можно выполнить? (составить слова, разделить на группы, составить предложение и т.д.).

- Я, предлагаю составить из этих частей слова?

- Кто хочет работать у доски?

- Остальные работают в парах (на парте составляют слова).

- Прочитайте слова, которые у вас получились.

Школьный, пришкольный, школа, школьный

- Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)

- Какие слова называются однокоренными? (имеют общую часть, близкие по смыслу)

- Запишите слова  в тетрадь.

- Какое задание можно выполнить с этими словами? (выделить корень, суффикс, окончание)

- Выделите в словах известные вам части слова.

- С чего начинаем? (с окончания)

- Что находим в слове после  окончания? (корень)

- После корня? (суффикс)

- Кто желает выполнить задание на доске?

- Кто выполнил задание так же? У кого по-другому?

- Сделайте самоанализ выполненной работы (-что нужно было сделать; -выполнил задание самостоятельно или с помощью, выполнил задание с ошибками или без ошибок, оцениваю себя на отметку ….)

- В каком слове выделены не все части?

- Почему? (мы не знаем, что это за часть слова)

- Какой у вас возникает вопрос? (Как называется эта часть и как выделяется?)

- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

 (Познакомиться с этой новой частью слова).

- На какие вопросы необходимо ответить? (вывешивается на доску)

- Как  называется?

- Где  находится?

- Как  обозначается?

-Для чего  служит?

-Имеет ли  значение?

-Как  найти?

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

1) Работа в группах.

- Сейчас вы поработаете исследователями.

- Ответы на эти некоторые из вопросов вы можете получить из текста на карточке № 1, лежащей у вас на столе.  Работать будете в группах. С помощью специальных значков вы должны определить, что вам хорошо знакомо, а с чем вы встретитесь впервые. И ответить на поставленные вопросы.

+ - уже знал

v - новое

?- не понял, есть вопрос

Части слова

1.      Слова состоят из частей.

2.      Главная часть слова называется корень. Корень обозначается так              .

3.      Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Обозначается суффикс так       .

4.      Окончание часть слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так       .

5.      Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так         .

6.      Чтобы разобрать слово по составу, надо найти окончание, потом корень, потом суффикс, потом приставку.

- Как называется? ___________________________________________________

-Где находится? ____________________________________________________

-Как обозначается? _________________________________________________

-Для чего служит? __________________________________________________

-Имеет ли значение? ________________________________________________

 

- Проверим, что у вас получилось. Проверку будем осуществлять по абзацам:

- Что вы знали: 1,2,3,4 у кого также?

- Какая информация стала для вас новой? 

- Есть вопросы?

6- знал, есть вопросы.

- Назовите тему урока.

- Где можно проверить наше предположение? (В  учебнике).

- Открываем учебник стр.143. Прочитайте тему урока.

- Совпало наше предположение? (Да).

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас

Начнём наш разговор.

Все достоинства обсудим

И похвалим от души,

Как использовать их будем,

Сам скорее расскажи!

- Опираясь на полученные из текста знания, ответьте на возникшие у вас вопросы. (вывешивается  на доску)

- Как называется? (приставка)

-Где находится? (перед корнем)

-Как обозначается?(уголком)

-Для чего служит?(для образования новых слов)

-Имеет ли значение?(имеет значение)

-Как найти?.....

- На какой вопрос мы не смогли ответить? (Как найти)

- Где можно найти ответ на этот вопрос.  (в учебнике с. 145)

- Прочитайте алгоритм нахождения приставки.

- Что мы должны сделать первым?

·         Подобрать однокоренные слова.

·         Обозначить корень.

·         Найти часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.

·         Назови приставку.

- Разберите оставшееся слово. (пришкольный)

v. Физминутка (назовите слова, в которых есть приставка)

ва притопа, два прихлопа   (по 2 раза топаем ногами, хлопаем в ладоши)

Ежики, ежики,                       (показываем растопыренные пальцы)

Наковальня, наковальня,                (ударяем кулак о кулак)

Ножницы, ножницы.                      (руками показываем ножницы)

Бег на месте, бег на месте               (бежим на месте)

Зайчики, зайчики.                           (показываем уши)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе:

Девочки!                                              (все девочки кричат: «Девочки!»)

Мальчики!                                         (все мальчики в кричат: «Мальчики!»)

VI. Первичное закрепление

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки,

Вот что мышки натворили,

Часть от слова откусили!

 

Учебник, стр. 143 упр.1

- Прочитайте, допишите недостающую по смыслу часть слова. (на карточках, один на интерактивной  доске)

-Кто желает работать один у доски?

…бежал за угол; …бежал из дома; …бежал первым; …бежал через дорогу; …бежал то края

За- , вы-, при, пере-, от-

за  вы  при  пере  от

- Проверили. Сделали самооценку.

- Какие вопросы вы можете задать товарищу?

- Что можно сказать о данных словах? (однокоренные) .

-Какую работу выполняет недостающая часть слова? (образовывает новые слова)

-Может кто-нибудь назовёт способ их образования?

-Какое общее значение у этих слов? (движение, перемещение)

- А все ли эти слова обозначают одно и тоже движение? (нет)

- Какие части слова изменили смысл каждого слова? ( приставки)

- Какое значение придаёт слову каждая приставка?

Вы – указывает на движение изнутри

За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо

Пере – направление действия через предмет

При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения

От –удаление на небольшое расстояние

- Какой вывод можно сделать? ( Приставка  имеет значение)

VII. Встраивание нового материала в систему знаний.

-А сейчас подумайте и выберите то задание, которое вы сможете выполнить. Если можете образовывать новые слова с помощью приставки - карточка №1, находить  приставку - карточка №2, определять значение приставки – карточка №3

№1

«Вставь приставку»:

…лить
…лить
…лить
…лить

№2
«Выдели  приставку»:
налить
перелить
полить
вылить

№3

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить  чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

VIII. Проверка знаний. Тест.

- Какой этап урока мы ещё не выполнили? (контроль и проверка знаний)

- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.

1.      Приставка – это:

а) главная часть слова  

б) значимая часть слова  

2. Приставка стоит:

а) перед корнем  

б) после корня

 3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении  

б) для образования новых слов

 4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова  

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. В каком слове есть приставка:

а) записка

б) замок

- Проверку выполняем в паре по эталону.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Есть ли ещё вопросы, на которые мы не смогли найти ответ?

- Для чего нужна приставка?

- Где в жизни нам пригодится употребление приставок?

- Ребята, скоро у нас замечательный праздник Новый год. Давайте, украсим нашу ёлочку.

Кому всё было понятно …. Зелёный шарик

У кого ещё были трудности …Синий шарик

Кому было непонятно ничего …Белый шарик

X. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь №1 упр. 1

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".

Конспект урока русского языка "Приставка как часть речи".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2019