Конспект урока русского языка "Приставки пре и при" 6 класс
Оценка 5

Конспект урока русского языка "Приставки пре и при" 6 класс

Оценка 5
doc
13.10.2022
Конспект урока русского языка "Приставки пре и при" 6 класс
Конспект урока.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА САДОВОЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка

для обучающихся 6 класса

по теме «Правописание приставок пре- и при-»

 

 

 

 

Подготовила

Парфёнова Алла Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

специалист первой квалификационной категории

 

 

 

 

Шахтерск, 2021

Дата: 07.12.2021г

Класс: 6

Тема : Правописание приставок пре- и при- (обобщающий урок)

Задачи:
Образовательные:

- сформировать представление о правописании приставок при - и пре.

- показать условия правильного выбора букв е - и в приставках при-, пре-.

Развивающие:

Обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие вывод;

- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;

- развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;

- отрабатывать навыки самостоятельной работы;

- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;

- создавать условия развития у обучающихся умения работать со временем;

- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к знаниям.

- воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка.

Планируемые результаты

Личностные:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;

- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в парной работе, уважения друг к другу.

Предметные:

 осуществляют выбор приставки пре-(при-) в зависимости от значения, научатся объяснять написание гласных в приставках.

Метапредметные:
Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Регулятивные: осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами

по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

Методы и формы обучения:

- частично-поисковый;

- наглядно-словесный;

- методы самостоятельной работы;

- индивидуальная;

- парная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, повторительно-обобщающий материал, раздаточный материал.

Форма проведения урока: урок-аукцион

Ход урока

1.Самоопределение и мотивация

-  Здравствуйте. Открывайте тетради, запишите дату урока. Кто-то коллекционирует марки, кто-то – оружие, кто-то – монеты, а у меня есть коллекция ошибок. Как часто мы сейчас видим подобные объявления. Мне очень хочется, чтобы вы исправили допущенные ошибки.

- Сегодня на уроке мы будем удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем писать красиво, грамотно, обращать внимание на все детали. 

- Запишите словарные слова столбиком

Диктует словарные слова:

Поддаваться

Репертуар

Изображение

Соломенный

Телефон

Акварель

Великолепие

Карикатура

Интересный

Подчеркните первую букву в каждом слове. О каких морфемах пойдет речь на уроке?

2.Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

- Какую орфограмму мы должны сегодня повторить, обобщить, отработать?

- Сегодня у нас необычный урок – урок-аукцион

Что такое аукцион? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова

Аукцион – публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов. Победителем аукциона признается лицо, выигравшее в соответствии с правилами, например, заплатившее больше денег.

- Чтобы торги состоялись, необходимы правила поведения:

1)поднимать руку

2) говорить громко и четко

3) не перебивать других

- На торги выставляются «пятерки» и «четверки». Чтобы их выкупить на аукционе, нужно расплачиваться быстро и качественно выполненными заданиями.

 

3.Закрепление с проговариванием во внешней речи

- От чего зависит правописание приставок пре/при?

- Сколько значений у приставки при?

- Перечислите их. Приведите примеры.

- А сколько у приставки пре?

- Перечислите их.   Приведите примеры.

 

Итак, лот №1 «троечка».  Тем, кому нужен этот лот, необходимо собрать слова:

   «Собери слова».  

   ый,пре,ум,н;  зл,ой,пре;  ый,пре,забав,н;  мудр,ый,пре.

Какой общий признак у этих слов? (приставка пре- со значением очень)

 

Лот №2 «четверочка»

1. Запишите предложение, в котором приставка имеет значение «присоединение »?

1) Ворон оказался не только пр…забавной, но и пр…важной птицей.

2) Лодка была не пр…вязана, она пр…несла Герду к чудесному саду.

3) Снежная королева пр…гласила Кая в свои сани.

4) Осколок зеркала попал Каю в сердце, теперь оно должно было пр…вратиться в лёд.

2. Запишите предложение, в котором приставка имеет значение «приближение »?

1)Но вот Кай пр…рвал своё занятие: он увидел Герду.

2) Казалось, он что-то пр…помнил.

3) Сказка о Кае и Герде - пр…красный пр…мер дружбы.

4) Наступила весна, пр…летели птицы, но Кай не вернулся.

3. Запишите предложение, в котором приставка имеет значение «неполное действие »?

1)Старушке захотелось оставить у себя пр…миленькую девочку, она пр…глаживала волосы Герды, пр…чёсывала их гребнем, и девочка всё забывала.

2) Казалось, он что-то пр…помнил.

3) Волшебное зеркало пр…красное делало безобразным, доброе – злым.

4) Кай и Герда пр…ятно проводили время в вдвоём маленьком садике.

4. Запишите предложение, в котором приставка близка по значению к слову «очень»?

1)В лесу дорогу пр…градили разбойники, они пр…держали коней и пр…брали всё добро к своим рукам.

2)Герда пр…гляделась к цветам и пр…помнила розы на окнах и Кая.

3) Ворон оказался не только пр…забавной, но и пр…важной птицей.

4) Принц и пр…нцесса пр…нарядили девочку, пр…поднесли ей в подарок золочёную карету и пр…глашали в гости.

5. Запишите предложение, в котором приставку «пре» можно заменить приставкой «пере-»?

1)Кай пр…касался к льдинкам голыми руками, но холода не чувствовал.

2) Сказка о Кае и Герде - пр…красный пр…мер дружбы.

3) Осколок зеркала попал Каю в сердце, теперь оно должно было пр…вратиться в лёд. (переиначить что-либо)

4) Герда пр…гляделась к цветам и пр…помнила розы на окнах и Кая.

 

4.Разминка в форме «орфографической» гимнастики.

Задание: Образуйте с приставками при- и пре- глаголы (один глагол, пару глаголов, три глагола) и постарайтесь изобразить их действие либо соответствующими движениями, либо мимикой лица. Задание проводится в быстром темпе.

Глаголы «встать» - «сесть».

- С помощью приставки образуйте глаголы со значением неполноты действия и воплотите их в движение (один из учеников называет эти глаголы = «привстать» – «присесть», класс садится за парты и тут же привстает).

Глагол«гнуться».

- Образуйте глагол с приставкой со значение пере-; (один из учеников называет этот глагол = «перегнуться»; класс перегибается над партами).

Глаголы«прыгнуть» (на ногах) – «поднять» (вверх руки) – «сесть» (на место соседа по парте).

- Изобразите первые два глагола с приставкой, имеющей значение неполноты действия, а третий глагол - с приставкой пере-; (один из учеников называет эти глаголы= «припрыгнуть» (на ногах) – «приподнять» (вверх руки) – «пересесть» (на место соседа, то есть поменяться местами с соседом по парте), в первых двух глаголах пишется приставка при-, в последнем глаголе – приставка пере- ; учащиеся припрыгивают на ногах, затем поднимают вверх руки, потом садится, меняясь местами, на стулья).

 

Глагол«доброе»(выражение лица).

- Повернитесь друг к другу (задание в парах) и при помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте требующийся глагол, изобразив его мимикой на своем лице; (один из учащихся называет этот глагол = «предоброе» (выражение лица), приставка пре-; учащиеся изображают «предобрые» лица).

Глагол«злое»(выражение лица).

- При помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте глагол и изобразите его на лице; (один из учащихся называет этот глагол = «презлое» (выражение лица), приставка пре-;учащиеся изображают «презлые» лица).

Глагол«шумный»(класс).

- Изобразите это глагол в действии (учащиеся шумят)

- При помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте глагол и изобразите его в действии; (один из учащихся называет этот глагол = «прешумный» (класс), приставка пре-; учащиеся сильно шумят).

Глагол«тихий»(класс).

- При помощи приставки, имеющей значение «очень», «весьма», образуйте глагол и изобразите его в действии; (один из учащихся называет этот глагол = «претихий» (класс), приставка пре-; учащиеся смолкают).

Лот №3 «пятерочка»

«Найдите и запишите лишнее слово» 

•         Пр…цепить, пр…интересный, пр…одолеть

•         Пр..рвать, пр…школьный, пр…скучный

•         Пр…гореть, пр…увеличить, пр…забавный

•         Пр…ехать, пр…рвать, пр..шить

•         Пр…морский, пр..творить, пр…вокзальная

•         Пр…открыть, пр…близиться, пр…хорошенькая

•         Пр…винтить, пр…крутить, пр…храбрый

 

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Откройте учебники на стр.114. В тетради запишите упражнение 206. Вам необходимо заменить словосочетания одним словом и записать их в строчку через запятую.

Возьмите карандаш и проверьте правильность выполненного задания. Над правильно написанным словом ставьте +, а над неправильным -.

 

5. Работа с текстом

Вставьте пропущенные слова.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Докажите, что перед вами текст.

Укажите тип речи и стиль. (тип-повествование, стиль -художественный)

Озаглавим текст.

Слова для справок: привезти, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.

Выполним письменно синтаксический разбор первого предложения.

Выполните морфемный разбор слов зигзагообразные, привезли, зашевелились. Какими способами образовано каждое из слов?

Дополнительное задание

Сравните предложения в парах, одинаково ли вы напишете слова с пропущенными буквами? Одинаковое ли у них значение? Что нужно сделать, чтобы написать такие слова без ошибок?

На доске записаны два предложения

1. Василиса пр…ступила к выполнению задания царя и справилась с ним без ошибок.

2. Кащей пр…ступил закон, и от этого пострадали жители сказочного королевства.

 

3. «Внучка, пр…твори дверь»,- попросила бабушка Красную Шапочку.

4. Вовка мечтал попасть в сказку и пр…творил эту мечту в жизнь.

-Ребята, как называются слова, которые похожи по звучанию и морфемному составу, но отличаются лексическим значением? (ПАРОНИМЫ)

Рассмотрим трудные слова в Таблице

Приступить (начать) - преступить (нарушить закон)

Притворить (закрыть) - претворить (осуществить)

Прибывать (приезжать) – пребывать (находиться где-то)

Приёмник (аппарат) - преемник (продолжатель дела)

Призреть (приютить) - презирать (не уважать)

Придать (добавить) - предать (выдать, изменить)

Приходящий (кто приходит) – преходящий (временный)

Приклонить (пригнуть) – преклоняться (восхищаться)

 

6.Рефлексия

- Таким образом, подведем итог нашей работы.

7.Самоконтроль, самооценка

- Вы выиграли на аукционе много «пятерок» и «четверок». В журнал получит «пятерку» или «четверку» каждый, у кого есть хотя бы один жетон. У кого их несколько, тот может отдать мне в качестве «комиссионных сборов», и мы всем классом решим, кому их отдать из тех ребят, которые не стали обладателями жетонов на этом уроке, но на следующем уроке будут  участвовать активно.

 

Прем «Пять слов»

Резюмируйте урок, используя только пять слов.

8.Домашнее задание Прием «Задания массивом»

По окончании следующего урока, вы получите список заданий. Выполните только те из них, которые покажутся вам интересными и будут по силам, но не менее двух упражнений.

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Дата: 07.12.2021г Класс: 6

Дата: 07.12.2021г Класс: 6

Коммуникативные : организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность…

Коммуникативные : организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность…

Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

Запишите предложение, в котором приставка имеет значение «неполное действие »? 1)Старушке захотелось оставить у себя пр…миленькую девочку, она пр…глаживала волосы

Запишите предложение, в котором приставка имеет значение «неполное действие »? 1)Старушке захотелось оставить у себя пр…миленькую девочку, она пр…глаживала волосы

Глагол «доброе» (выражение лица)

Глагол «доброе» (выражение лица)

Откройте учебники на стр.114.

Откройте учебники на стр.114.

Прибывать (приезжать) – пребывать (находиться где-то)

Прибывать (приезжать) – пребывать (находиться где-то)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2022