Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) НарвалА; 2) зАнял; 3)
мозАичный; 4) заселЁн.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена
неверно?
1) ДозвОнятся; 2) еретИк; 3) ждалА; 4) зАгнутый.
3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Запишите в исправленном виде.
Я вернулся из гостей, и после уютной квартиры, которую только что покинул, моя берлога показалась мне особенно НЕПРИГЛЯДНОЙ.
Это было прекрасное лицо, юное, ГОРДЕЛИВОЕ и открытое.
Технологи почему-то вдвое ЗАНИЗИЛИ количество отходящих газов.
Говорят, звёздный дождь ПРОРОЧИТ счастье …
4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Запишите в исправленном виде.
1)Короткие тяжёлые ВЗДОХИ с влажным хрипом вырывались из груди Егора, лицо его было покрыто мелким потом.
2)Между ними установились спокойные, ДОВЕРЧИВЫЕ отношения.
3)УКЛОНЕНИЯ от каких бы то ни было служебных приказаний начальствующего лица, конечно, не имели места.
4)Открытие оказалось УДАЧНЫМ, и прежде всего потому, что во многом определило уникальность его.
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Запишите в исправленном виде.
ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОМУ ребенку нельзя рассказывать на ночь страшных сказок.
По небу неслись ОБРЫВКИ облаков.
Боец он смелый, опытный, ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ.
Мы мальчику готовили имя Богдан — очень мужественное, сильное и ЗВУКОВОЕ имя.
6. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите в исправленном виде.
с пятидесятью рублями высохла оденьтесь теплее спелых абрикосов
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
тысяча ПАРТИЗАН элитные СОРТА несколько БЛЮДЕЦ ЧЕТЫРЁМСТАМ двадцати двум сантиметрам ЗАЛАЗЯ на дерево
Прочитайте текст и выполните задания
(1)…(2)
Они растут высоко в горах, на каменистых скалах и являются единственным видом
растительности в Антарктиде, одни из них расцвечивают яркими пятнами камни,
другие растут на коре деревьев, а иные устилают сплошным ковром северные леса.
(3) Оказывается, лишайники - это симбиоз двух организмов - гриба и водоросли,
когда-то в доисторические времена существовавших как самостоятельные организмы.
(4) Живучесть лишайников объясняется тем, что водоросль, благодаря своей
способности вырабатывать хлорофилл, снабжает им себя и гриб. (5) Гриб же в свою
очередь обеспечивает водоросль водой и минеральными солями. (6) … лишайники и
поселяются там, где порознь не могут расти ни грибы, ни водоросли.
8. Какое вводное слово должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая
гласная корня?
1) гр…циозный, мом…нтальный, отр…стить 2) обн…ружить, сг…рать, ан..логия
3) обл…чность, к…саться, св…детель 4)
тр…гедия, изм…рение, гал…ктический
10. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная
гласная?
1) опл..тить штраф, запр..щённый приём, откл..нение 2) ср..внение, плащ пром..кает, бл..стящий
3) настр..ение, подн..мать, обж..гание 4) созревает оз..мь, оп..реться, выд..рнуть из земли
11.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..ободрился, гостепр..имный, пр..ломление 2) транс..ранский, контр..гра, пред..дущий
3) ра..жать, чре..вычайно, не..давленный 4) об..ятия, в..едливый сторож, пан..европейский
12. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града
2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать
3) о..далённый, на..треснутый, на..пиленный
4) из..мать, дез..нформация, от..граться
13. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (таможенники) провер..т, крас..щий (пигмент ) 2) (пастухи) гон..т, внемл..щий (всему)
3) (грешники) ка..тся, люб..щий читать 4) (друзья) дел..тся (всем), ссор..щиеся (воробьи)
5) пропол..шь, исполня..мый
14. Укажите варианты ответов, в
которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите
номера ответов.
1) дыш..шь, слыш..мый 2) потер..нное , встрет..т (друзья)
3) накол..шься, высуш..шь 4) заед..шь, завис..вший
5) постел..нный, посмотр..шь
15. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Чудится, что слышишь ты (не)человеческий голос, а взволнованный говор водного потока.
2) Бруно учил, что могут быть открыты новые, (не)известные людям планеты.
3) Мы (не)спеша поужинали в станционном буфете.
4) Я (не)торопился, зная, что пароход придет с опозданием.
16. Определите вид грамматической ошибки.
|
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
1. |
А) неправильное употребление имени числительного Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Ответ: |
1) А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы. 2) Готовясь к устному выступлению, оратор прочёл много дополнительной литературы. 3) Трое спортсменок выступили очень удачно. 4) Группа популяций разных видов, населяющих определённую территорию, образует сообщество. 5) Чичиков приехал к Манилову и совершает свою первую сделку по покупке крестьян. 6) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала. 7) Он считал, что будто мы его неправильно поняли. 8) Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своему характеру и моральным устоям 9) Те, кто читал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», помнят описание Бородинского сражения. |
1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.
– (3)Ну какая же это верба, юноша? – говорил он, просматривая работу ученика. – (4)Не знаете – посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу!
(8)Потом подходил к другому этюду и вздыхал:
– (9)Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это живопись? (11)Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. (13)Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только начинает пригревать. (16)А вы, хоть и смотрели на природу, главного-то и не увидели. (17)Не тронула вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. (19)А так её у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее.
(20)Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на натуру» – с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками. (21)В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов из столицы. (22)И вот он на Волге, в Костроме. (23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (24)В центре – высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком, пряниками. (25)А за ними– по пригоркам, по оврагам – лепится серая от времени, деревянная Кострома. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору; плывёт в воздухе далёкий звон колоколов Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится!
(28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (30)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую миниатюрную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (33)Возвращаясь в дом, он печально вздыхал, жалуясь хозяйке:
– (34)Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далёконько…
(36)Но весна пришла, как она приходит всегда, – неожиданно, сразу. (37)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся, как ребёнок, потому что за окном голубело небо. (39)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна.
(40)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось!.. (43)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (44)Но главное – птицы! (45)С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
(46)Шаги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка. (47)Увидев открытое окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её.
– (48)Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила.
– (51)Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели! – отозвался он, взволнованный.
(54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку.
(56)Почему же так долго не мог взяться художник – признанный мастер пейзажа – за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» – так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, – первое дуновение весны. (По О.М. Туберовской*)
* Ольга Михайловна Туберовская (род. в 1940 г.) – писатель, искусствовед, автор книги «В гостях у картин».
17. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) С точки зрения художника, живопись должна изображать природу как можно более правдиво.
2) Саврасов ставил наблюдательность художника гораздо выше эмоциональной чуткости, способности чувствовать красоту природы.
3) К своим ученикам Саврасов относился с почтительным снисхождением.
4) По убеждению Саврасова, настоящий художник должен выражать в картинах образы своей фантазии.
5) На картине «Грачи прилетели» Саврасов попытался запечатлеть те изменения в природе, которые первыми знаменуют собой приход весны.
18. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 12 содержит следствие из того, о чём говорится в предложении 11.
2) Предложения 24–25 содержат описание.
3) В предложениях 37–39 представлено повествование.
4) В предложениях 54–55 представлено рассуждение. 5) В предложениях 57–60 представлено описание.
19. Из предложений 28−30 выпишите антонимы.
20. Среди предложений 56–61 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи форм слова и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
21. «Авторский стиль О.М. Туберовской характеризуется простотой и эмоциональ-ностью. Рассказывая нам историю создания знаменитой картины, писатель широко использует синтаксические средства выразительности, в частности (А)__________ (предложения 3, 48, 51) и (Б)___________ (предложения 7, 27, 41, 42). В тексте есть и лексические средства выразительности, например (В)___________ (“как свои пять пальцев” в предложении 6, “с глазу на глаз” в предложении 20). В некоторых случаях используются тропы, в первую очередь (Г)__________ (“робкий луч” в пред-ложении 43, “унылые чёрные гнёзда” в предложении 45)».
Список терминов:
1) восклицательное предложение
2) эпитет
3) контекстные антонимы
4) фразеологизм
5) синонимы
6) вводное слово
7) сравнение
8) риторический вопрос
9) обращение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.