Программа внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности

Оценка 4.9
doc
07.05.2020
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности.doc

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

          Владимирской области «Специальная (коррекционная)

           общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по курсу

«Речь и альтернативная коммуникация.4класс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа разработана

 Илюшиной Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          2019 год

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» создана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , в которых отмечено, что одним из приоритетных направлений работы общеобразовательного учреждения является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самореализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 

Данная программа сформирована с учетом особенностей содержания, целей и задач первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и связана с освоением обучающимися новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

 

 

Актуальность программы:

 

Одна из задач социализации учащихся на современном этапе развития общества – воспитание гражданина страны, что является одним из важнейших условий национального возрождения.

Эта задача постоянно решалась в процессе преподавания учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Внеклассное чтение»; но вербальные средства не всегда обеспечивают требуемый результат, так как порой не затрагивают эмоциональную сферу ребенка, не формируют личностный смысл, определяющий позицию личности.

Анализ положения дел, поиск путей обновления содержания, методов, форм организации воспитания и образования младших школьников как граждан своей страны привел к пониманию необходимости создания программы внеурочной деятельности «Моя малая родина».

 

Ценностные ориентиры содержания программы:

 

- Приоритетная цель краеведческого воспитания в школе-знакомство детей с природой, историей родного края, формирование целостного представления об окружающем мире, месте человека в нем.

- Данная программа имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания.

- Важное место в программе занимает знакомство с конкретными природными объектами (вода, различные виды растений и животных).

- Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, умения соблюдать нормы поведения в природной среде.

- Рассмотрение вопросов из жизни общества на примере родного города и области способствует развитию у учащихся чувства гордости за родной край и ответственности за его будущее.

- Цель и содержание программы подчинены принципам развивающего обучения – высокий уровень трудности, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся.

- В основе реализации данного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам воспитания российского гражданина.
- На занятиях по программе «Моя малая родина» каждый ученик – наблюдатель, исследователь, творец.

- В основе построения программы и отбора материала лежит принцип концентричности, который позволяет учащимся добывать новые знания, основываясь на уже имеющихся.

 Программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» предусматривает чередование занятий индивидуальной поисковой деятельностью с коллективной творческой и проектной деятельностью.

 

Задачи:

- формирование уважительного отношения к Владимирской земле;

- изучение истории Владимирского края;

- ознакомление с культурными традициями и народными промыслами Владимирской области;

- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

 

В программе присутствуют следующие содержательные линии:

- «Путешествие по городам Владимирской области»;

- «Природа Владимирской области»;

- «Культурное наследие и промышленность земли Владимирской»;

- «Знаменитые земляки».

 

 Сроки реализации программы «Моя малая родина»

 

На изучение предмета отводится два года обучения (68 часов), 1 час в неделю (34 часа в год).

 

Формы организации работы коллектива

 

В основе преподавания программы лежит проблемно-поисковый метод, который предполагает наличие разнообразных форм и методов обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду: наблюдение явлений природы и общественной жизни, практические работы исследовательского характера, различные творческие задания, ролевые игры, учебные диалоги, экскурсии, «встречи» с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды, проектная деятельность.

 

Ожидаемые результаты образовательной программы

 

Первый уровень (первый год обучения) предполагает расширение объема знаний о живой и неживой природе Владимирского края, знакомство с культурным и духовным наследием малой родины. Результатом совместной работы учащихся и преподавателя будет формирование основ правил поведения в природе и развитие духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

 

Второй уровень (второй год обучения) - получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в окружающей среде (природе). Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином своей страны, занимающим активную жизненную позицию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет практическая направленность, взаимодействие учащихся с представителями различных природоведческих и историко-культурных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (музеи, охраняемые территории, парки, сады).

Переход от одного уровня к другому должен быть последовательным и постепенным.

Достижение всех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование

основ российской идентичности, развитие нравственного самосознания, позитивного отношения к жизни.

 

Ожидаемые результаты изучения курса

 

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

В результате изучения курса «Моя малая родина» должны быть достигнуты определенные результаты.

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы курса внеурочной деятельности:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловедческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль  в устной и письменной речи

(на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на занятии и в жизни.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и за ее пределами, следовать им.

- Учиться выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в краеведческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программного материала:

-Умение кратко рассказать об истории края.

- Знание 3-5 исторических личностей, чья жизнь была связана с Владимирской землей.

- Узнавание памятников белокаменного зодчества и знание истории их возникновения.

- Умение работать по карте Владимирской области.

- Применение различных видов наблюдений за природой.

- Знание представителей различных видов природных сообществ на территории нашей области.

- Знание охраняемых территорий, животных, растений области.

- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

- Закрепление навыков проектной деятельности.

Содержание программы

 

I раздел «Путешествие по городам Владимирской области»

Данный раздел программы знакомит ребят со следующими понятиями: родной край – частица России, родной город (название, основные достопримечательности, музеи, театры), города области, важные сведения из истории родного края, святыни родного края.

 

II раздел «Знаменитые земляки»

Знакомство с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью с целью понимания, чем они прославили Владимирскую землю и каким образом вошли в его историю.

 

III раздел «Природа Владимирского края»

Учащиеся получат начальное представление о географической карте, расположении Владимирской области на карте России, будут учиться находить реки и озера края (название, местоположение); узнают о растениях края, их разнообразии, о роли растений в природе и жизни людей, о необходимости бережного отношения человека к растениям; о животных родного края, их разнообразии, бережном отношении к животным; о взаимосвязи живой и неживой природы, природных сообществах родного края.

 

IV раздел «Культурное наследие и промышленность родного края»

Знакомство с понятием «белокаменное зодчество» Владимирского края, с памятниками архитектуры, историей их создания, их месторасположением и культурной значимостью, ознакомление с основными промышленными предприятиями Владимира и их продукцией, осознание ответственности каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков.

 

Тематическое планирование

 

1 год обучения (34 часа)

Раздел «Путешествие по городам Владимирской области» (6часов):

Владимир, Суздаль, Муром, Ковров, Александров. Заочное путешествие по городам Владимирской области.

Раздел «Знаменитые земляки» (8 часов):

Илья Муромец. Дмитрий Иванович Виноградов. Александр Васильевич Суворов. Юрий Борисович Левитан. Валерий Николаевич Кубасов. Николай Ефимович Андрианов. Алексей Иванович Фатьянов. Владимир Алексеевич Солоухин. Николай Данилович Сидоров.

Раздел «Природа Владимирской области» (16 часов):

Река Клязьма. Реки Нерль, Лух. Давыдовская пойма. Сосна. Осина. Лесные цветы: ландыш, фиалка. Черника. Грибы: маслята, опята. Шмель. Бабочки: адмирал, медведица. Птицы: кукушка, поползень, трясогузка, цапля. Жаба. Уж. Щука. Ёж. Красная книга Владимирской области.

Раздел «Культурное наследие и промышленность края» (4 часа):

Белокаменное зодчество. Золотые ворота. Церковь Покрова на Нерли. Экскурсии в музеи пряника, шоколада и другие экспозиции Владимира.

2 год обучения (34 часа)

Раздел «Путешествие по городам Владимирской области» (6 часов):

Боголюбово. Юрьев – Польский. Гороховец. Гусь – Хрустальный. Посёлок Мстёра. Итоговое занятие.

Раздел «Знаменитые земляки» (11 часов):

Святые Борис и Глеб, Пётр и Феврония. Андрей Боголюбский. Вселовод III (Большое Гнездо). Александр Невский. Дмитрий Пожарский. Михаил Петрович Лазарев. Николай Егорович Жуковский. Владимир Козьмич Зворыкин. Сергей Иванович Танеев (село Давыдово). Николай Францевич Гастелло. Сергей Дмитриевич Василисин. Андрей Рублёв. Даниил Чёрный. Владимирская пейзажная живопись: Ким Бриттов, Владимир Кокурин, Владимир Юкин. Центр изобразительного искусства (экскурсия).

Раздел «Природа Владимирской области» (11 часов):

Река Ока. Работа с картой (реки Владимирской области). Мещёра. Черёмуха. Шиповник. Растения Красной книги: чилим, ятрышник. Налим. Птицы: ястреб, филин. Звери: рысь, хорь, бобр, выхухоль. Животные Красной книги. Работа по карте Владимирской области (места обитания животных, их охрана).

Раздел «Культурное наследие и промышленность края» ( 6 часов):

Дмитриевский собор во Владимире. Церковь Бориса и Глеба. Георгиевский собор в городе Юрьев – Польский. Никитская церковь (барокко) во Владимире. Заводы: «Автоприбор», «Точмаш», «Электроприбор».

 

Календарно-тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности «Моя малая родина».

 

                                           1 год обучения 5-А класс (35 часов)

занятия

Дата проведения

 

Тема занятия

Статья азбуки

Кол-во часов

 

      

Раздел «Путешествие по городам Владимирской области» (6 часов)

 

 

1

6.09         

Главный город Владимирской области.

Владимир.

1

2

13.09

Город-музей под открытым небом.

Суздаль.

1

3

20.09

Родина Ильи Муромца.

Муром.

1

4

27.09

Город боевой славы.

Ковров.

1

5

04.10

Резиденция царя Ивана Грозного. Гостья Александровской слободы.

Александров. Царица Елизавета Петровна.

1

6

11.10

Заочное путешествие по городам края. Обобщение знаний.

Работа по карте.

1

 

 

Раздел «Знаменитые земляки» (8 часов)

 

 

1

18.10

Богатырь из села Карачарово.

Илья Муромец. Сказка И. Климова-муромского сказочника (литературная страничка).

1

2

25.10

Создатель русского фарфора.

Д. И. Виноградов

1

3

8.11

Гениальный полководец.

А.В. Суворов

1

4

15.11

Голос Победы.

Ю.Б. Левитан

1

5

22.11

Наш земляк-космонавт.

В.Н. Кубасов

1

6

29.11

Олимпийский чемпион – знаменитый гимнаст.

Н.Е. Андрианов

1

7

06.12

Писатели Владимирского края.

А.И. Фатьянов.

В.А. Солоухин.

Н.Д. Сидоров.

1

8

13.12

Мы гордимся этими людьми. Обобщающее занятие (викторины, конкурсы эрудитов, интерактивные игры).

Занимательные странички.

1

 

 

Раздел «Природа Владимирского края» (16 часов)

 

 

1

20.12

Главная река области.

Река Клязьма.

1

2

27.12

Путешествуем по рекам родного края.

Река Нерль. Река Лух. Карта области.

1

3

10.01

Заповедные места Владимирской области.

Давыдовская пойма.

1

4

17.01

Самое распространенное дерево наших лесов.

Сосна.

1

5

24.01

Дерево, умеющее переодеваться.

Осина.

1

6

31.02

Цветы – вестники мая.

Ландыш. Фиалка.

1

7

7.02

Лесная ягода.

Черника.

1

8

14.02

Грибные семейки.

Маслята. Опята.

1

9

21.02

Мохнатый труженик, опыляющий цветы.

Шмель.

1

10

28.02

Загадки бабочек.

Адмирал. Медведица.

1

11

6.03

Чудеса в пернатом царстве.

Кукушка. Поползень. Трясогузка. Цапля.

1

12

13.03

Любители влажных мест.

Жаба. Уж.

1

13

20.03

Санитар водоема.

Щука. Литературная страничка «Река и детство».

1

14

3.04

Колючий зверек.

Ёж.

1

15

10.04

Они нуждаются в нашей заботе и охране.

Красная книга Владимирской области.

1

16

17.04

Путешествие юного натуралиста. Обобщающее занятие (блицтурнир, КВН).

Занимательные странички.

1

 

 

Раздел «Культурное наследие и промышленность края» (5 часов)

 

 

1

2

24.04

8.05

Визитная карточка Владимира.

Золотые ворота. Белокаменное зодчество. Литературная страничка: стихотворение «Золотые ворота».

1

1

3

15.05

Жемчужина на берегу реки Нерли.

Церковь Покрова на Нерли.

1

4

22.05

Собор в соборе.

Успенский собор во Владимире.

1

5

29.05

Экскурсии в Музейный центр, музей пряника, шоколада.

Занимательные странички.

1

 

                      

                         1 год обучения 5-Б класс (30 часов)

 

занятия

Дата проведения

 

Тема занятия

Статья азбуки

Кол-во часов

 

 

1

 

 

2.09    

Раздел «Путешествие по городам Владимирской области» (6 часов)

День знаний

 

 

2

9.09         

Главный город Владимирской области.

Владимир.

1

3

16.09

Город-музей под открытым небом.

Суздаль.

1

4

23.09

Родина Ильи Муромца.

Муром.

1

5

30.09

Город боевой славы.

Ковров.

1

6

07.10

Резиденция царя Ивана Грозного. Гостья Александровской слободы.

Александров. Царица Елизавета Петровна.

1

7

14.10

Заочное путешествие по городам края. Обобщение знаний.

Работа по карте.

1

 

 

Раздел «Знаменитые земляки» (8 часов)

 

 

1

21.10

Богатырь из села Карачарово.

Илья Муромец. Сказка И. Климова-муромского сказочника (литературная страничка).

1

2

11.11

Создатель русского фарфора.

Д. И. Виноградов

1

3

18.11

Гениальный полководец.

А.В. Суворов

1

4

25.11

Голос Победы.

Ю.Б. Левитан

1

5

2.12

Наш земляк-космонавт.

В.Н. Кубасов

1

6

9.12

Олимпийский чемпион – знаменитый гимнаст.

Н.Е. Андрианов

1

7

16.12

Писатели Владимирского края.

А.И. Фатьянов.

В.А. Солоухин.

Н.Д. Сидоров.

1

8

23.12

Мы гордимся этими людьми. Обобщающее занятие (викторины, конкурсы эрудитов, интерактивные игры).

Занимательные странички.

1

 

 

Раздел «Природа Владимирского края» (16 часов)

 

 

1

13.01

Главная река области.

Река Клязьма.

1

2

20.01

Путешествуем по рекам родного края.

Река Нерль. Река Лух. Карта области.

1

3

27.01

Заповедные места Владимирской области.

Давыдовская пойма.

1

4

3.02

Самое распространенное дерево наших лесов.

Сосна.

1

5

10.02

Дерево, умеющее переодеваться.

Осина.

1

6

17.02

Цветы – вестники мая.

Ландыш. Фиалка.

1

7

2.03

Лесная ягода.

Черника.

1

8

16.03

Грибные семейки.

Маслята. Опята.

1

9

30.03

Мохнатый труженик, опыляющий цветы.

Шмель.

1

10

6.04

Загадки бабочек.

Адмирал. Медведица.

1

11

13.04

Чудеса в пернатом царстве.

Кукушка. Поползень. Трясогузка. Цапля.

1

12

20.04

Любители влажных мест.

Жаба. Уж.

1

13

27.04

Санитар водоема.

Щука. Литературная страничка «Река и детство».

1

14

18.05

Колючий зверек.

Ёж.

1

15

25.05

Они нуждаются в нашей заботе и охране.

 

Путешествие юного натуралиста. Обобщающее занятие (блицтурнир, КВН).

Красная книга Владимирской области.

Занимательные странички.

1

 

Список литературы:

 

1. Владимирская энциклопедия. Библиографический словарь. – Владимир, 2012.

2. Владимирская икона Божией Матери. – М.: Белый город, 2015.

3. Встречи с природой / Н.Д. Сысоев. – Владимир, 2015.

4. Город Святого Георгия. – Владимир, 2012.

5. Дмитриев Ю.А., Миронов В.Н. Экономика Владимирского края. – Владимир: Собор, 2013.

6. Животные-рекордсмены. – М.: Махаон, 2014.

7. Жизнь леса. – М.: Махаон, 2014.

8. Записки Владимирских краеведов. – Владимир, 2018.

9. Земля Владимирская (географический словарь). – Владимир, 2013.

10. История Владимирского края. – Владимир: ООО «Дюна», 2014.

11. История Мурома и Муромского края. – Муром, 2012.

12. Колыбель России / Альманах «Памятники Отечества». – 2012.- №53.

13. Красная книга Владимирской области.- Владимир: Транзит-ИКС, 2014.

14. Левицкая А.И., Карлович И.А., Карлович И.Е. География Владимирской области. – Владимир, 2016.

15. От земли до неба / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.

16. Памятники истории культуры Владимирской области. – Владимир: Издательство «Покров», 2016.

17. По следам Робинзона / Н.М. Верзилин. – М.: Просвещение, 2014.

18. Почётные граждане г.Владимира. – Владимир: Фолиант, 2013.

19. Чёрная роза / А. П. Рогов. – М.: Современник, 2016.


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» создана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , в которых отмечено, что…

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» создана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , в которых отмечено, что…

В основе реализации данного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам воспитания российского гражданина

В основе реализации данного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам воспитания российского гражданина

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет практическая направленность, взаимодействие учащихся с представителями различных природоведческих и историко-культурных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой…

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет практическая направленность, взаимодействие учащихся с представителями различных природоведческих и историко-культурных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой…

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Тематическое планирование 1 год обучения (34 часа)

Тематическое планирование 1 год обучения (34 часа)

Владимирской области» (6 часов) 16

Владимирской области» (6 часов) 16

Обобщающее занятие (блицтурнир,

Обобщающее занятие (блицтурнир,

Мы гордимся этими людьми. Обобщающее занятие (викторины, конкурсы эрудитов, интерактивные игры)

Мы гордимся этими людьми. Обобщающее занятие (викторины, конкурсы эрудитов, интерактивные игры)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020