Класс: 2
Предмет: русский язык
Тема: «Текст-повествование». (стр.80, учебник 2023 года)
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием "текст-повествование", научить определять тип текста, формировать умение находить в тексте-повествовании глаголы, указывающие на последовательность событий.
Планируемые результаты:
Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
-Ребята, когда мы хотим рассказать о том, что с нами произошло, какие слова мы чаще всего используем? (глаголы) Верно! А почему именно глаголы? (потому что они обозначают действия) Правильно! Когда мы рассказываем о каких-то событиях, действиях, происходящих одно за другим, мы используем много глаголов. А как вы думаете, как называется текст, в котором рассказывается о событиях, происходящих последовательно, одно за другим? (повествование) Совершенно верно! Тема нашего урока - "Текст-повествование".
Этап 2. Актуализация опорных знаний
На прошлых уроках мы изучали разные типы текстов. Давайте вспомним, что мы уже знаем о текстах.
Этап 3. Освоение нового материала
Сегодня мы поближе познакомимся с новым типом текста - текстом-повествованием.
Текст-повествование - это текст, в котором рассказывается о каких-либо событиях, действиях, происходящих одно за другим. В таком тексте сообщается, что произошло, что случилось.
В тексте-повествовании очень важна роль глаголов. Именно глаголы указывают на последовательность действий, на то, как развиваются события. Например: "Проснулся, умылся, позавтракал, вышел на улицу." Заметьте, что здесь используются глаголы, которые показывают, что одно действие следует за другим.
Чтобы определить, является ли текст повествованием, нужно задать к нему вопрос: "Что случилось?" или "Что произошло?". Если текст отвечает на эти вопросы и в нем есть последовательность событий, то это текст-повествование.
Примеры текстов-повествований: рассказы, сказки, истории из жизни, новости, репортажи.
Давайте рассмотрим пример текста-повествования на странице 80 нашего учебника, выполним упражнение 143 на странице 80 нашего учебника.
Прочитаем текст К. Ушинского.
(Читается текст)
Озаглавьте текст. Подходящие заголовки для этого текста могут быть: "Утро в природе", "Солнечные лучи", "Пробуждение природы".
Теперь выполним задания к упражнению:
1. О ком и о чём повествуется в тексте? Что сначала произошло в природе? А что потом случилось с жаворонком?
В тексте повествуется о солнышке, его лучах, жаворонке и зайчике. Сначала в природе произошло следующее: выплыло солнышко и стало рассылать свои лучи. Потом с жаворонком случилось то, что он встрепенулся, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко и запел песенку.
2. Назовите глаголы, которые указывают на последовательность происходящих событий. Какой вопрос можно поставить ко всему тексту?
Глаголы, указывающие на последовательность событий: выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал.
Ко всему тексту можно поставить вопрос: "Что произошло в природе с появлением солнышка?"
3. Выпишите из текста предложение о жаворонке. Проверьте себя. Укажите над глаголами часть речи (гл.).
Выпишем предложение о жаворонке: "Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»"
Укажем над глаголами часть речи: Встрепенулся(гл.) жаворонок, выпорхнул(гл.) из гнёздышка, поднялся(гл.) высоко-высоко и запел(гл.) свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»
Обратите внимание на правило в рамке: "Текст, в котором сообщается, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?"
Этап 4. Физминутка
Этап 5. Закрепление изученного материала
Теперь давайте потренируемся определять тип текста. Я буду читать небольшие тексты, а вы должны определить, является ли текст повествованием, и объяснить почему.
Текст 1: "Кошка Мурка лежит на диване. У нее мягкая серая шерстка и зеленые глаза. Лапки у Мурки белые, как будто она надела носочки." Это текст-описание или текст-повествование? (Это текст-описание, потому что в нем описывается кошка Мурка, ее внешний вид, а не последовательность событий)
Текст 2: "Мурка проснулась, потянулась и спрыгнула с дивана. Подошла к своей миске, поела и отправилась гулять во двор." Это текст-описание или текст-повествование? (Это текст-повествование, потому что в нем рассказывается о действиях Мурки, происходящих одно за другим: проснулась, потянулась, спрыгнула, подошла, поела, отправилась)
Этап 6. Подведение итогов урока. Рефлексия
Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? (Мы узнали о тексте-повествовании)
Что такое текст-повествование? (Это текст, в котором рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим)
Какой вопрос можно поставить к тексту-повествованию? (Что случилось? Что произошло?)
Какую роль играют глаголы в тексте-повествовании? (Глаголы указывают на последовательность действий, показывают, как развиваются события)
Приведите примеры текстов-повествований. (Рассказы, сказки, истории из жизни, новости)
Чем отличается текст-повествование от текста-описания? (В тексте-повествовании рассказывается о событиях, происходящих одно за другим, а в тексте-описании описываются признаки предмета)
Давайте оценим свою работу на уроке.
Домашнее задание: выучить правило о тексте-повествовании на странице 80 учебника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.