Конспект урока русского языка: "Текст-повествование".

  • docx
  • 19.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 4.Текст-повествование.docx

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тема: «Текст-повествование». (стр.80, учебник 2023 года)

Цель урока:

Познакомить учащихся с понятием "текст-повествование", научить определять тип текста, формировать умение находить в тексте-повествовании глаголы, указывающие на последовательность событий.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявлять познавательный интерес к изучению русского языка.
  • Осознавать роль языка в выражении мыслей.
  • Формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию.

Предметные:

  • Познакомиться с понятием текста-повествования.
  • Научиться определять текст-повествование среди других типов текстов.
  • Уметь находить в тексте-повествовании глаголы, указывающие на последовательность событий.

Метапредметные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Наблюдать, анализировать языковой материал, делать выводы.
  • Слушать и понимать речь других, строить монологические высказывания.

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Ребята, когда мы хотим рассказать о том, что с нами произошло, какие слова мы чаще всего используем? (глаголы) Верно! А почему именно глаголы? (потому что они обозначают действия) Правильно! Когда мы рассказываем о каких-то событиях, действиях, происходящих одно за другим, мы используем много глаголов. А как вы думаете, как называется текст, в котором рассказывается о событиях, происходящих последовательно, одно за другим? (повествование) Совершенно верно! Тема нашего урока - "Текст-повествование".

Этап 2. Актуализация опорных знаний

На прошлых уроках мы изучали разные типы текстов. Давайте вспомним, что мы уже знаем о текстах.

  • Что такое текст? (это несколько предложений, связанных между собой по смыслу)
  • Какие типы текстов вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
  • Что такое текст-описание? (текст, в котором описывается предмет, человек, животное, растение, явление природы)
  • Какие слова чаще всего используются в тексте-описании? (имена прилагательные)

Этап 3. Освоение нового материала

Сегодня мы поближе познакомимся с новым типом текста - текстом-повествованием.

Текст-повествование - это текст, в котором рассказывается о каких-либо событиях, действиях, происходящих одно за другим. В таком тексте сообщается, что произошло, что случилось.

В тексте-повествовании очень важна роль глаголов. Именно глаголы указывают на последовательность действий, на то, как развиваются события. Например: "Проснулся, умылся, позавтракал, вышел на улицу." Заметьте, что здесь используются глаголы, которые показывают, что одно действие следует за другим.

Чтобы определить, является ли текст повествованием, нужно задать к нему вопрос: "Что случилось?" или "Что произошло?". Если текст отвечает на эти вопросы и в нем есть последовательность событий, то это текст-повествование.

Примеры текстов-повествований: рассказы, сказки, истории из жизни, новости, репортажи.

Давайте рассмотрим пример текста-повествования на странице 80 нашего учебника, выполним упражнение 143 на странице 80 нашего учебника.

Прочитаем текст К. Ушинского.

(Читается текст)

Озаглавьте текст. Подходящие заголовки для этого текста могут быть: "Утро в природе", "Солнечные лучи", "Пробуждение природы".

Теперь выполним задания к упражнению:

1.    О ком и о чём повествуется в тексте? Что сначала произошло в природе? А что потом случилось с жаворонком?

В тексте повествуется о солнышке, его лучах, жаворонке и зайчике. Сначала в природе произошло следующее: выплыло солнышко и стало рассылать свои лучи. Потом с жаворонком случилось то, что он встрепенулся, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко и запел песенку.

2.    Назовите глаголы, которые указывают на последовательность происходящих событий. Какой вопрос можно поставить ко всему тексту?

Глаголы, указывающие на последовательность событий: выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал.

Ко всему тексту можно поставить вопрос: "Что произошло в природе с появлением солнышка?"

3.    Выпишите из текста предложение о жаворонке. Проверьте себя. Укажите над глаголами часть речи (гл.).

Выпишем предложение о жаворонке: "Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»"

Укажем над глаголами часть речи: Встрепенулся(гл.) жаворонок, выпорхнул(гл.) из гнёздышка, поднялся(гл.) высоко-высоко и запел(гл.) свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Обратите внимание на правило в рамке: "Текст, в котором сообщается, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?"

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Закрепление изученного материала

Теперь давайте потренируемся определять тип текста. Я буду читать небольшие тексты, а вы должны определить, является ли текст повествованием, и объяснить почему.

Текст 1: "Кошка Мурка лежит на диване. У нее мягкая серая шерстка и зеленые глаза. Лапки у Мурки белые, как будто она надела носочки." Это текст-описание или текст-повествование? (Это текст-описание, потому что в нем описывается кошка Мурка, ее внешний вид, а не последовательность событий)

Текст 2: "Мурка проснулась, потянулась и спрыгнула с дивана. Подошла к своей миске, поела и отправилась гулять во двор." Это текст-описание или текст-повествование? (Это текст-повествование, потому что в нем рассказывается о действиях Мурки, происходящих одно за другим: проснулась, потянулась, спрыгнула, подошла, поела, отправилась)

Этап 6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? (Мы узнали о тексте-повествовании)

Что такое текст-повествование? (Это текст, в котором рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим)

Какой вопрос можно поставить к тексту-повествованию? (Что случилось? Что произошло?)

Какую роль играют глаголы в тексте-повествовании? (Глаголы указывают на последовательность действий, показывают, как развиваются события)

Приведите примеры текстов-повествований. (Рассказы, сказки, истории из жизни, новости)

Чем отличается текст-повествование от текста-описания? (В тексте-повествовании рассказывается о событиях, происходящих одно за другим, а в тексте-описании описываются признаки предмета)

Давайте оценим свою работу на уроке.

Домашнее задание: выучить правило о тексте-повествовании на странице 80 учебника.