Конспект урока русского языка "Учимся понимать фразеологизмы"; 4 класс

  • docx
  • 22.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок формирования учебной деятельности с использованием технологии Эльконина-Давыдова.
Иконка файла материала 59610_R4j.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»

Адрес:  215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица  Петра Алексеева, дом 2. Телефоны:  8 - (48135) 3 - 43 - 03,   8 - (48135) 3 - 43 – 06. Email: School2Gagarin@yandex.ru 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка

«Учимся понимать фразеологизмы»

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

учитель начальных классов

Томашевич Елена Николаевна

 

 

Тип урока: урок формирования учебной деятельности с использованием технологии Эльконина-Давыдова.
Цель урока:

1.                 Познакомить учащихся с понятием фразеологизмов.

2.                 Научить правильно интерпретировать фразеологизмы в контексте.

3.                 Развивать умение осознавать структуру и значение фразеологизмов.

4.                 Воспитывать интерес к богатству русского языка.

Ожидаемые результаты:

1.                 Ученики усвоят понятие фразеологизмов.

2.                 Научатся интерпретировать фразеологизмы в контексте и правильно их использовать.

3.                 Разовьют навыки работы в группе, понимания структуры языка через устные и письменные упражнения.

 

Ход урока:

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы будем изучать одну интересную тему: фразеологизмы. Это такие выражения, которые не всегда можно понять, если смотреть на слова по отдельности. Мы с вами научимся их понимать и использовать. Готовы?

 

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что такое устойчивое выражение? Кто из вас может привести пример?

Предполагаемый ответ: «Это такие выражения, которые употребляются в речи как целое, и их значение не всегда понятно из значений отдельных слов.»

Учитель записывает на доске фразеологизм «пальцы веером»:

- Как вы думаете, что это означает?

- На самом деле, «пальцы веером» — это выражение, которое описывает человека, который расставил пальцы в виде веера, и используется, когда нужно показать, что что-то сделано ярко, эффектно, хорошо. Но в буквальном смысле оно не означает этого.

 

3. Основная часть

3.1. Этап 1: Введение в фразеологизмы через проблему

- Ребята, посмотрите на доску. На ней записаны несколько фразеологизмов, а вы попробуйте догадаться, что они означают. Мы будем работать в группах.

Примеры фразеологизмов для групповой работы:

Как рыба в воде

Зарубить на носу

Не в своей тарелке

Кот в мешке

 

- Ваше задание: обсудите в группе, что эти фразеологизмы могут означать и придумайте пример, в каком контексте их можно использовать.

Учитель делит детей на 4 группы и раздает карточки с фразеологизмами. Каждая группа записывает предположительное значение фразеологизма и пример его использования.

Предполагаемый ответ:

«Как рыба в воде» — чувствовать себя комфортно, уверенно. Пример: «На уроках музыки она чувствует себя, как рыба в воде.»

«Не в своей тарелке» — чувствовать себя некомфортно. Пример: «Он не в своей тарелке на новом месте.»

«Зарубить на носу» — запомнить что-то важное. Пример: «Заруби на носу: завтра контрольная!»

«Кот в мешке» — что-то неизвестное, что не предсказуемо. Пример: «Купил он телефон, а оказался кот в мешке — все функции не работают.»

 

3.2. Этап 2: Осознание структуры фразеологизма

- Теперь, когда мы разобрались с примерными значениями, давайте подумаем, как эти фразы складываются и почему их нельзя понять буквально.

- Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, в котором значение выражается не через слова по отдельности, а через общую картину.

- В фразеологизме «пальцы веером» мы не можем буквально понимать каждое слово. Нужно понимать, что это выражение отражает идею, которая появилась в языке на основе наблюдений за чем-то ярким, эффектным.

 

3.3. Этап 3: Закрепление через практическую работу

- Давайте теперь потренируемся. Я дам вам тексты, в которых есть фразеологизмы. Найдите их и объясните, что они означают.

Он был как рыба в воде, когда начал работать в новой команде. Это было его место, и он сразу почувствовал себя уверенно.

Заруби на носу: на следующей неделе важная встреча!

Ты что, не в своей тарелке? Почему ты так молчишь?

Этот товар — как кот в мешке. Я не знаю, что в нем, пока не открою.

 

Ученики по очереди объясняют значение фразеологизмов, приводят примеры.

 

4. Рефлексия (5 минут)

- Ребята, что вы поняли о фразеологизмах? Почему важно их правильно использовать?

Предполагаемый ответ:  «Фразеологизмы — это такие выражения, которые нужно понимать в контексте. Их нельзя переводить буквально.»

- Правильно! Они делают нашу речь ярче и выразительнее, но нужно помнить, что для понимания нужно учитывать контекст.

 

5. Подведение итогов урока

- Сегодня на уроке мы изучили, что такое фразеологизмы, научились понимать их значение не по отдельным словам, а через контекст. Давайте закрепим это знание: дома придумайте несколько предложений с фразеологизмами, которые вы сегодня узнали.