Конспект урока русского языка в 10 классе. Тема: "Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола"

  • docx
  • 28.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык. 10 класс. Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола..docx

Русский язык. 10 класс. 

Тема:

Роль  глагола в речи. Неопределённая форма глагола.

Цель:

Развитие представлений о роли глагола в речи, правописании глаголов неопределенной формы.

Задачи:

1.   Способствовать развитию представлений о роли глаголов в речи; закрепить знания учащихся о правописании глаголов неопределенной формы.

2.   Способствовать активизации и обогащению словаря учащихся; корригировать словесно-логическое мышление через работу над упражнениями урока; развивать связную речь через образование одной формы глагола от другой.

3.   Способствовать развитию самоконтроля и самоорганизации при выполнении письменных заданий урока.

Оборудование:

простые карандаши, линейки, карточки.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

1.     Контроль за готовностью класса к уроку.

2.     Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.

3.     Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.

II. Проверка домашнего задания.

            1.     Проверка упражнения заданного на дом.

            2.     Вопросы:

-      Что такое местоимение?

-      Для чего нужны местоимения?

-      Как изменяются личные местоимения?

II группа – задание то же.

III группа  – участие во фронтальной работе по мере возможности.

            3.     Выставление оценок.

III.  Работа над темой урока.

1. Актуализация знаний учащихся по данной теме (упр. 1).

* Прочитать. Найти в предложениях подлежащее и сказуемое..

* Выписать главные члены предложения.

* Вопросы:

- Какой частью речи выражено сказуемое?

- Что обозначают глаголы?

- В каком времени они употреблены?

II группа – задание то же.

III группа  – списать, подчеркнуть глаголы с помощью учителя.

2. Работа над правилом.

* Составить правило, закончив данные предложения.

II группа – задание то же.

III группа  – участие во фронтальной работе по мере возможности.

3. Работа над синонимами (упр.2).

* Списать предложения, заменяя глаголы другими, близкими по значению.

* Выбирая слова из справок, ставить их в нужной форме.

* В предложениях подчеркнуть главные члены.

* Вопросы:

- Какой частью речи выражены сказуемые?

* Обозначить число глаголов.

II группа – задание то же, под цифрами 1 – 3.

III группа  – списать предложения.

4. Динамическая пауза.

5. Сопоставление глаголов разной формы (упр. 3).

* Прочитать пары предложений. Поставить вопросы к глаголам.

* Определить время глаголов.

* Вопросы:

-      У каких глаголов нельзя определить время?

-      Как они называются?

-      На какие вопросы отвечают?

II группа – задание то же.

III группа  – первое предложение с помощью учителя.

6. Работа по образованию одной формы глагола от другой (упр. 4).

* От данных глаголов образовать глаголы неопределенной формы.

* Записать глаголы неопределенной формы и подчеркнуть в них окончания -ть, -чь, -ти.

II группа – задание то же, 1 и 2 столбик.

III группа  – разобрать устно 1 столбик.

7. Работа над правилом.

* Составить правило, закончив данные предложения.

II группа – задание то же.

III группа  – участие во фронтальной работе по мере возможности.

8.   Работа с текстом.

* Прочитать текст. От выделенных слов поставить вопросы к глаголам неопределенной формы.

* Выписать словосочетания выделенных слов с глаголами неопределенной формы. Объяснить их правописание.

ОБРАЗЕЦ: Необходимо (что делать?) понимать, находить.

IV. Итог урока.

1.  Вопросы:

-  Что обозначают глаголы?

-  Какой частью речи выражены сказуемые?

-  У каких глаголов нельзя определить время?

-  Как они называются?

-  На какие вопросы отвечают?

2.  Выставление оценок.

V.   Домашнее задание.

Упражнение 6.

* От данных глаголов образовать глаголы неопределенной формы на конце которых пишется  -ся или -сь .

II группа – задание то же.

III группа – под цифрой 1 , с помощью учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Роль  глагола в речи. Неопределённая форма глагола.

 

1 упражнение.

w  Прочитать. Найти в предложениях подлежащее и сказуемое.

Летом.

Стоял прекрасный июльский день. С самого утра небо прояснилось. Утренняя заря не пылает пожаром. Она разливается кротким румянцем. Солнце мирно всплывает на прозрачном небосклоне. Сухой и чистый воздух пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. К полудню жар усилился. Но он продержится недолго. Легкий ветерок разгонит накопившийся зной. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба.

w  Выписать главные члены предложения.

w  Какой частью речи выражено сказуемое? Что обозначают глаголы? В каком времени они употреблены?

 

Составить правило, закончив данные предложения.

 

Глаголы обозначают … . Они отвечают на вопросы … . В предложении обычно бывают … . Глаголы могут употребляться в …, … и … времени.

 

2 упражнение.

w  Списать предложения, заменяя глаголы другими, близкими по значению.

w  Выбирая слова из справок, ставить их в нужной форме.

 

1. Лесоводы охраняют лесные массивы от пожаров. 2. Заводской механик устранил неполадки в токарном станке. 3. Бойцы докладывали командиру о выполнении задания. 4. Художник талантливо изобразил картины родной природы. 5. По дороге двигался тяжелый экскаватор.

 

Словарь для справок: нарисовать, беречь, рапортовать, ликвидировать, идти.

w  В предложениях подчеркнуть главные члены. Какой частью речи выражены сказуемые?

w  Обозначить число глаголов.

 

3 упражнение.

w  Прочитать пары предложений. Поставить вопросы к глаголам.

 

1. Валя помогает подруге в учебе. Следует помогать пожилым людям. 2. Завтра мы встретим подругу. Надо встретить её в 7 часов вечера. 3. Маляры красили стены. Надо было красить их очень аккуратно.

 

w  Определить время глаголов.

w  У каких глаголов нельзя определить время? Как они называются? На какие вопросы отвечают?

 

4 упражнение.

w  От данных глаголов образовать глаголы неопределенной формы.

 

жду – ждать

верну – …

болею – …

берегу – беречь

стригу – …

пеку – …

иду – идти

несу – …

пасу – …

 

w  Записать глаголы неопределенной формы и подчеркнуть в них окончания -ть, -чь, -ти.

 

5 упражнение.

w  От данных глаголов образовать глаголы неопределенной формы на конце которых пишется     -ся или -сь .

 

1.      Умыть – умыться, вертеть – …, укрыть – … .

2.      Подстричь – подстричься, поберечь – …, испечь – … .  

3.      Нести – нестись, плести – …, вести – … .

 

w  Что пишется перед -ся в глаголах неопределенной формы?

 

Составить правило, закончив данные предложения.

 

Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы … и … . Они имеют окончания  …, …, … .

Перед -ся в глаголах неопределенной формы всегда пишется … . Например: … .

 

6 упражнение.

w  Прочитать текст. От выделенных слов поставить вопросы к глаголам неопределенной формы.

 

Учимся общению.

Каждому из нас необходимо понимать людей и находить контакт с ними. Общению надо учиться.

Нужно внимательно слушать собеседника, проявлять интерес к нему. Очень важно выразить сочувствие, если человек пережил неприятность. На вопросы следует отвечать вежливо и подробно. Во время разговора нельзя перебивать собеседника. Нехорошо отвлекаться от беседы и смотреть по сторонам. Разговор должен вестись в дружелюбном тоне. Не следует употреблять резкие слова и унижать достоинство другого человека. Своё несогласие с чем-либо можно выразить спокойно и тактично.

 

w  Выписать словосочетания выделенных слов с глаголами неопределенной формы. Объяснить их правописание.

 

ОБРАЗЕЦ: Необходимо (что делать?) понимать, находить.