Русский язык. 10 класс.
|
Тема: |
Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. |
||
|
Цель: |
Развитие представлений о роли глагола в речи, правописании глаголов неопределенной формы. |
||
|
Задачи: |
1. Способствовать развитию представлений о роли глаголов в речи; закрепить знания учащихся о правописании глаголов неопределенной формы. 2. Способствовать активизации и обогащению словаря учащихся; корригировать словесно-логическое мышление через работу над упражнениями урока; развивать связную речь через образование одной формы глагола от другой. 3. Способствовать развитию самоконтроля и самоорганизации при выполнении письменных заданий урока. |
||
|
Оборудование: |
простые карандаши, линейки, карточки. |
||
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Контроль за готовностью класса к уроку.
2. Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.
3. Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.
II. Проверка домашнего задания.
1. Проверка упражнения заданного на дом.
2. Вопросы:
- Что такое местоимение?
- Для чего нужны местоимения?
- Как изменяются личные местоимения?
II группа – задание то же.
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.
3. Выставление оценок.
III. Работа над темой урока.
1. Актуализация знаний учащихся по данной теме (упр. 1).
* Прочитать. Найти в предложениях подлежащее и сказуемое..
* Выписать главные члены предложения.
* Вопросы:
- Какой частью речи выражено сказуемое?
- Что обозначают глаголы?
- В каком времени они употреблены?
II группа – задание то же.
III группа – списать, подчеркнуть глаголы с помощью учителя.
2. Работа над правилом.
* Составить правило, закончив данные предложения.
II группа – задание то же.
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.
3. Работа над синонимами (упр.2).
* Списать предложения, заменяя глаголы другими, близкими по значению.
* Выбирая слова из справок, ставить их в нужной форме.
* В предложениях подчеркнуть главные члены.
* Вопросы:
- Какой частью речи выражены сказуемые?
* Обозначить число глаголов.
II группа – задание то же, под цифрами 1 – 3.
III группа – списать предложения.
4. Динамическая пауза.
5. Сопоставление глаголов разной формы (упр. 3).
* Прочитать пары предложений. Поставить вопросы к глаголам.
* Определить время глаголов.
* Вопросы:
- У каких глаголов нельзя определить время?
- Как они называются?
- На какие вопросы отвечают?
II группа – задание то же.
III группа – первое предложение с помощью учителя.
6. Работа по образованию одной формы глагола от другой (упр. 4).
* От данных глаголов образовать глаголы неопределенной формы.
* Записать глаголы неопределенной формы и подчеркнуть в них окончания -ть, -чь, -ти.
II группа – задание то же, 1 и 2 столбик.
III группа – разобрать устно 1 столбик.
7. Работа над правилом.
* Составить правило, закончив данные предложения.
II группа – задание то же.
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.
8. Работа с текстом.
* Прочитать текст. От выделенных слов поставить вопросы к глаголам неопределенной формы.
* Выписать словосочетания выделенных слов с глаголами неопределенной формы. Объяснить их правописание.
ОБРАЗЕЦ: Необходимо (что делать?) понимать, находить.
IV. Итог урока.
1. Вопросы:
- Что обозначают глаголы?
- Какой частью речи выражены сказуемые?
- У каких глаголов нельзя определить время?
- Как они называются?
- На какие вопросы отвечают?
2. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Упражнение 6.
* От данных глаголов образовать глаголы неопределенной формы на конце которых пишется -ся или -сь .
II группа – задание то же.
III группа – под цифрой 1 , с помощью учителя.
Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола.
1 упражнение.
w Прочитать. Найти в предложениях подлежащее и сказуемое.
Летом.
Стоял прекрасный июльский день. С самого утра небо прояснилось. Утренняя заря не пылает пожаром. Она разливается кротким румянцем. Солнце мирно всплывает на прозрачном небосклоне. Сухой и чистый воздух пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. К полудню жар усилился. Но он продержится недолго. Легкий ветерок разгонит накопившийся зной. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба.
w Выписать главные члены предложения.
w Какой частью речи выражено сказуемое? Что обозначают глаголы? В каком времени они употреблены?
Составить правило, закончив данные предложения.
|
Глаголы обозначают … . Они отвечают на вопросы … . В предложении обычно бывают … . Глаголы могут употребляться в …, … и … времени. |
2 упражнение.
w Списать предложения, заменяя глаголы другими, близкими по значению.
w Выбирая слова из справок, ставить их в нужной форме.
1. Лесоводы охраняют лесные массивы от пожаров. 2. Заводской механик устранил неполадки в токарном станке. 3. Бойцы докладывали командиру о выполнении задания. 4. Художник талантливо изобразил картины родной природы. 5. По дороге двигался тяжелый экскаватор.
Словарь для справок: нарисовать, беречь, рапортовать, ликвидировать, идти.
w В предложениях подчеркнуть главные члены. Какой частью речи выражены сказуемые?
w Обозначить число глаголов.
3 упражнение.
w Прочитать пары предложений. Поставить вопросы к глаголам.
1. Валя помогает подруге в учебе. Следует помогать пожилым людям. 2. Завтра мы встретим подругу. Надо встретить её в 7 часов вечера. 3. Маляры красили стены. Надо было красить их очень аккуратно.
w Определить время глаголов.
w У каких глаголов нельзя определить время? Как они называются? На какие вопросы отвечают?
4 упражнение.
w От данных глаголов образовать глаголы неопределенной формы.
|
жду – ждать верну – … болею – … |
берегу – беречь стригу – … пеку – … |
иду – идти несу – … пасу – … |
w Записать глаголы неопределенной формы и подчеркнуть в них окончания -ть, -чь, -ти.
5 упражнение.
w От данных глаголов образовать глаголы неопределенной формы на конце которых пишется -ся или -сь .
1. Умыть – умыться, вертеть – …, укрыть – … .
2. Подстричь – подстричься, поберечь – …, испечь – … .
3. Нести – нестись, плести – …, вести – … .
w Что пишется перед -ся в глаголах неопределенной формы?
Составить правило, закончив данные предложения.
|
Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы … и … . Они имеют окончания …, …, … . Перед -ся в глаголах неопределенной формы всегда пишется … . Например: … . |
6 упражнение.
w Прочитать текст. От выделенных слов поставить вопросы к глаголам неопределенной формы.
Учимся общению.
Каждому из нас необходимо понимать людей и находить контакт с ними. Общению надо учиться.
Нужно внимательно слушать собеседника, проявлять интерес к нему. Очень важно выразить сочувствие, если человек пережил неприятность. На вопросы следует отвечать вежливо и подробно. Во время разговора нельзя перебивать собеседника. Нехорошо отвлекаться от беседы и смотреть по сторонам. Разговор должен вестись в дружелюбном тоне. Не следует употреблять резкие слова и унижать достоинство другого человека. Своё несогласие с чем-либо можно выразить спокойно и тактично.
w Выписать словосочетания выделенных слов с глаголами неопределенной формы. Объяснить их правописание.
ОБРАЗЕЦ: Необходимо (что делать?) понимать, находить.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.