Предмет: Русский язык. 3 класс. Школа России.
Тема урока: Падеж имен существительных.
Разработал: Учитель первой квалификационной категории Шалагина В.Е.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте их поприветствуем. Спасибо. Садитесь.
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
- Я желаю вам всем хорошего настроения и работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня отлично поработаем.
– Сядьте правильно, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
II. Определение темы и задач урока
Давайте попробуем определить тему нашего урока, для этого нужно ответить на вопросы:
- В русском языке – их 6.
- Каждый имеет свои вопросы.
- Что это такое? (Падежи)
– Так какая сегодня у нас с вами тема урока? (Все падежи).
А теперь посмотрите на доску. Что вы заметили? (неверно поставлены вопросы, стоят не по порядку)
6. П.п. кто? что?
1. И. п. о ком? о чем?
3. Д. п. кого? что?
4. В. п. кого? чего?
5. Т. п. кем? чем?
2. Р. п. кому? чему?
- Давайте наведём порядок и соединим стрелками каждый падеж с правильными вопросами. Один ученик пойдет к доске, а остальные выполнят это задание индивидуально на белых листочках, которые лежат у вас на партах. Приступаем к работе.
- А теперь расставим падежи в правильном порядке, для этого нужно проставить слева цифры от 1 до 6. К доске пойдет теперь _______. Остальные в этих же листочках продолжают выполнять это задание.
– Так какие задачи стоят перед нами на этом уроке? Давайте попробуем их сформулировать. Для этого посмотрим на экран. Все ли задачи подходят к теме нашего урока, нам необходимо найти лишнюю задачу!
1. Закреплять все знания о падежах.
2. Упражняться в определении падежей имён существительных.
3. Работать в парах.
4. Находить площадь прямоугольника.
III. Приступаем к минутке чистописания и словарной работе.
– Ответьте мне на вопрос, отгадав загадку. Какой падеж о себе может сказать так:
Кого же нет? Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправлюсь я на поиск
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж)
– Какая первая буква в слове родительный падеж? (Р р)
– Вот Сегодня мы и напишем минутку чистописания с буквой Р.
__________________________________________________________
- А теперь давайте поработаем со словарем. Откройте орфографический словарь в конце учебника. Найдите словарное слово, которое пишется с заглавной буквы Р. (Россия)
- А почему оно написано с заглавной буквы? (Имя собственное).
- Теперь запишите к себе в тетрадь слово Россия и давайте запишем еще одно слово, которое начинается с маленькой буквы р, например слово ракета.
IV. Работа по теме урока
А) А теперь будем закреплять все, что мы с вами уже знаем о падежах, ответив на вопросы. В этом нам поможет таблица в учебнике. Давайте откроем упражнение 102 на странице 57.
– Сколько всего падежей вы знаете в русском языке? (6)
– Почему у каждого падежа по два вопроса? (сущ. бывают одушевленные и неодушевленные)
– В каком падеже всегда стоит подлежащее? (И.п.)
– А какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)
– Какой падеж наоборот никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)
– Предлоги к и по пишутся с существительными в каком падеже? (Д.п.)
– А какие предлоги пишутся с существительными в Предложном падеже?
Б) А вот для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, нам необходимо вспомнить алгоритм определения падежей. Давайте поработаем в парах. Возьмите карточки голубого цвета, которые лежат у вас на партах и расставьте в правильном порядке те действия, которые вы видите. Чья пара первая выполнит это задание, скрепляет руки в замочек и поднимает их вверх.
Алгоритм определения падежей.
3. По вопросу и предлогу определи падеж имени существительного
1. Найди слово, к которому относится имя существительное.
4. Если затрудняешься, вспомни слово – помощник.
2. Поставь от этого слова нужный вопрос к имени существительному.
Давайте сверим ваши ответы с правильным алгоритмом, для этого посмотрите на экран!
В) Теперь поупражняемся для того, чтобы закрепить наши знания. Работает один человек на доске, а остальные у себя на индивидуальных листах зеленого цвета. Мы видим, что написаны словосочетания, вам нужно в скобках указать падеж имени существительного.
К доске пойдет _____. Для определения падежа у вас перед глазами есть алгоритм, которым можно пользоваться.
Пришёл к бабушке. (__Д.п.______)
Котенок играет (___И.п._____)
Цветы для мамы. (___Р.п._____)
Залез на вершину. (___В.п._____)
Читал о художнике. (___П.п._____)
Горжусь сестрой. (___Т.п._____)
Я уже проверила то, что получилось на доске. Все указано верно. А теперь проверьте сами себя, сверяя с доской то, что у вас написано. У всех получилось так же? Молодцы.
V. Физкультминутка
Именительный подпрыгнул,
А родительный летал,
Дательный полез на горку,
А винительный устал.
Наш творительный поплавал,
А предложный убежал.
Падежи нам все нужны–
Все они для нас важны.
VI. Давайте еще поработаем над определением падежей имён существительных, для этого откройте страницу 58 в учебнике и найдите упражнение 103.
- Прочитайте. Устно будем определять падеж имен существительных. Что для этого необходимо сделать? (Поставить вопрос от главного слова к зависимому).
Жил в деревне (П.п.) – приехал в деревню (В.п.).
Вышел на берег (В.п.) – отдыхал на берегу (П.п.).
Ударился о камень (В.п.) – рассказал о камне (П.п.).
- А теперь выполните письменное задание к упражнению. Нужно составить и записать предложение с одним из словосочетаний.
- Давайте проверим. Что у вас получилось. (Зачитать пару предложений).
Теперь откроем рабочую тетрадь на печатной основе на странице 42 и выполним номер 91. Работает каждый сам в своей тетради. Тот кто выполнит, поднимает руку.
Прочитайте про себя задание. Впишите названия падежей. Кто все выполнит, поднимает руку и ждет остальных.
Предложный падеж употребляется только с предлогами. Именительный падеж не имеет предлогов. Дательный падеж дружит с предлогами к и по.
- Давайте провеим. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадками, проверьте все ли написано правильно.
(спросить 1-2 человек все ли написано у соседа по парте правильно)
VI. Давайте подведем итоги урока. Для этого я буду загадывать вам загадки о падежах. Вам нужно назвать эти падежи.
1. Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж)
2. Я работаю старательно
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать:
С предлогом «К и По» порой дружу,
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)
3. Творите чем? Творите с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Творительный падеж)
- А теперь посмотрим, все ли из того, что мы запланировали у нас получилось!
Посмотрите на задачи, поставленные нами в начале урока.
- Работали ли мы сегодня в парах?
- Закрепляли ли мы все наши знания о падежах?
- Упраднялись ли мы сегодня на уроке в определении падежа имени существительного?
V. Рефлексия.
Вот теперь, дети, оцените свою работу на уроке! Для этого покажите один кружок, который соответствует зеленому, желтому или красному сигналу светофора. Итак, давайте узнаем, кто у нас в классе всё усвоил или не всё понял, а может быть есть те, кому нужна помощь.
VI. Запишем домашнее задание. Открываем дневники. У.с. 58 упр. 104. А теперь давайте откроем это упражнение и посмотрим, что же будет нужно выполнить дома.
Есть ли у кого то из вас вопросы по домашнему заданию.
Всем спасибо за работу! Урок окончен!
Дополнительное задание (если останется время)
Поработаем в парах с текстом. Возьмите карточки желтого цвета с текстом на партах.
– Прочитайте текст, определите падежи выделенных имен существительных, пользуясь составленным алгоритмом.
Зима (И.п) завалила город пушистым снегом (Т.п.). Дремлет лес под сказку сна. С верхушки (Р.п.) старого дерева сорвалась птица (И.п.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.