Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
Конспект урока русского языка в 3 классе
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Выполнила:
Захарова Татьяна Алексеевна
Учитель начальных классов
МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, о его роли в речи.
Класс: 3
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о существенных признаках глагола, как части речи;
2. Развивать умение пользоваться полученными знаниями, развивать орфографическую зоркость;
3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку;
Оборудование: компьютер, ноутбуки, проектор, интерактивная доска, колонки, презентация, карточки для работы в группах.
Личностные УУД:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Познавательные УУД:
- закрепить теоретические знания о глаголе как части речи;
- формировать навыки составления предложений из заданных слов;
-расширять лексический запас путем подбора слов к заданной тематике;
- развивать умение употреблять глаголы в речи, определять его грамматические формы, орфографическую зоркость;
-стимулировать умение сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений.
Регулятивные УУД:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, затруднение, с которыми столкнулись;
- оценивать свои ответы и ответы одноклассников.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Оборудование: интерактивный комплекс, графический планшет, заготовки для снеговика (бумажные круги), карточки со словами, колокольчик, презентация к уроку, снежок из ваты.
Ход урока:
1. Организация класса.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки
И не досуг дуть на корабль бумажный
Сегодня у ребят урок уж больно важный.
2. Постановка цели урока:
–Ребята, о какой части речи мы с вами говорим на протяжении практически всей четверти? (о глаголе)
–А как вы думаете, мы уже многое успели узнать о глаголе? (да)
–А раз у нас есть уже много информации об этой части речи, то, что мы должны с ней сделать? (систематизировать)
–Совершенно верно. Именно этим мы и займёмся сегодня на уроке. А чтобы нам легче было привести в систему все наши знания, мы сегодня на уроке будем «лепить» снеговика по имени Глагол. Только лепить мы его будем не из снега, а из наших знаний об этой части речи.
3. Орфографическая минутка .
Пока играет музыка, каждый выбирает любое из предложений, записывает в тетрадь, отмечает все орфограммы. Напоминаю: «Умение разборчиво писать – одно из основных правил вежливости». Слайд 2:
□ Ребята пошли на горку кататься на санках.
□ Дети решили повесить кормушки для птиц.
4. Проверка (Слайд 3- на слайде предложения с подчёркнутыми орфограммами и с указанием их количества)
- Сколько орфограмм обнаружили в предложении?
-Найдите в этих предложениях глаголы.
- Какие из глаголов стоят в неопределённой форме?
-Докажите это.
-Почему её назвали неопределённой формой?
( Н.ф всегда отвечает на один из двух вопросов( что делать? или что сделать?). Ни время, число, род, лицо у нее не определяются. Н.ф чаще всего оканчивается на – ТЬ, -ЧЬ, -ТИ)
-Ну вот мы с вами и скатали первый ком для нашего снеговика (прикрепить первый круг к доске). (Слайд 5- неопределённая форма глагола.)
5. Предлагаются вопросы (слайд 6):
-Говоря о форме глагола, что в первую очередь определяем? (форму времени)
- Какие времена глагола вы знаете?
-Как можно узнать, в форме какого времени использован глагол в том или ином предложении?
- Проверим, как вы умеете определять форму времени. (выходит отвечать один ученик, берёт карточку, записывает слово, определяет время глагола и сам вызывает следующего)
1) выпал 5) дрожит
2) хрустел 6) будет сверкать
3) вырасту 7) спрятались
4) слышу 8) проснулся
Ставим второй ком (п.в., н.в., б.в.)
6. Физ. минутка:
Встали, потянулись, наклонились, повернулись, присели, попрыгали, встали, ножками подрыгали.
Вопросы на внимание:
- Слова какой части речи я использовала в разминке? (глаголы и имя существительное)
- В какой форме использованы глаголы? (прош.вр., мн.ч.)
- Во всех ли временах глаголы изменяются по числам? (да)
7. Изменение глагола по числам (слайд 9)
- Отгадайте загадки, найдите глаголы, запишите, определите время и число.
□ После осени пришла и сугробы намела. (Зима)
□ Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал. (Снег)
□ Покружились звездочки
В воздухе немножко
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки)
□ Двенадцать братьев друг за другом бродили, но друг друга не обгоняли. (Месяцы)
-Лепим два комка – руки (ед.ч, мн.ч.
8. Изменение глаголов по лицам (слайд 10)
-Как ещё умеют изменяться глаголы настоящего и будущего времени? (по лицам)
Игра «Почтальон». Работа на графическом планшете. Необходимо глаголы поместить в соответствующий столбик. Дети- почтальоны, один человек (с колокольчиком) - помощник. Если почтальон ошибся, то помощник звонит в колокольчик.
1 лицо 2 лицо 3 лицо
Леплю Несешь Улыбнется
Катаем Стоите Будет играть
- Как называются окончания у глаголов н.в. и б.в.? (личные).
- Почему они так называются? (Ставим третий ком -1,2,3 лицо)
9. Изменение глаголов по родам (слайд 11)
- Когда глаголы могут изменяться по родам? (В п.в., ед.ч.).
-Поставьте глагол наступать в форму п.в. ед.ч.:
Работа на интерактивной доске - вписать глаголы в указанной форме:
Наконец-то ….. новый год!
…. снежная зима. наступать
Чудесное зимнее время …..
-Как изменится глагол?
-Выделите окончания.
-Как их называют? (родовые)
Ставим метлу (на ней написано : м.р., ср.р., ж.р.)
10. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд 12).
- Снеговик готов! Молодцы! Вы славно потрудились. А раз уж мы с вами сумели слепить снеговика не выходя из класса, то может быть прямо сейчас поиграем в снежки? Я вам буду бросать снежок и называть глагол, а вы должны определить в какой форме он использован. (Игра в снежки).
-Ребята, снеговик внимательно следил за нашей игрой и слушал ваши ответы. А вы обратили внимание, что снеговик у нас необычный, он состоит из комков -глагольных форм. Расскажите от его имени о нем: «Я – глагол. Я отвечаю на вопросы ….., обозначаю …., могу изменяться по….и т.д.»
-Ребята, я предлагаю вам сфотографироваться с нашим снеговиком и поместить фотографию на сайт школы на страничку нашего класса.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.