Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание слов с удвоенной согласной"

  • doc
  • 10.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Правописание слов с удвоенной согласной. 3 класс..doc

Технологическая карта

 

Учебный предмет

Русский язык

Учитель

Симонова Елена Валерьевна

Школа, класс

МКОУ «СОШ № 2» г Аши Челябинской области, 3 класс

Тема урока

Правописание слов с удвоенной согласной.

Тип урока

Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий

Цель изучения (целевые установки урока):

Знакомство с правилом написания удвоенных согласных.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные (УУД)

Предметные

Проявлять интерес к изучению русского языка. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: Принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

Осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Формирование умения слушать и слышать, задавать вопросы.

 

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература

ЦОР

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий

 

Содержание

.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

Деятельность учителя Настрой на урок

- Необычный день у нас

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

Деятельность ученика

 

 

 

- Видеть Вас мы очень рады!

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

 

К. Формирование умения слушать и слышать, задавать вопросы.

  1. Актуализация учебной деятельности

 

Содержание

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Актуализация знаний

Предлагаю быстро выполнить тест, соединяя части определения. Сегодня на уроке мы будем опираться на знания частей слова. Выполните каждый по одному заданию. Приложение 1.

- Какое слово лишнее?

- Что такое орфограмма?  (С последующей проверкой у доски – фронтально)

- Какие орфограммы вы знаете?

Ø  Проверяемые безударные гласные.

Ø  Парные звонкие и глухие согласные.

Ø  Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

Ø  Разделительный мягкий знак ь.

Ø  Непроизносимые согласные.

- Как работаем  c данными орфограммами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Орфограмма.

- Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.

 

Дети называют орфограмму, на доску вывешивается соответствующая карточка

 

 

 

 

Проверяемые безударные гласные. (Проверить, опираясь на знание правила)

Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

(Обратиться к словарю)

(Запомнить или обратиться к словарю)

Парные звонкие и глухие согласные. (Проверить, опираясь на знание правила)

Разделительный мягкий знак ь. (Проверить, опираясь на знание правила)

Непроизносимые согласны

(Проверить, опираясь на знание правила)

 

П: устанавливать причинно-следственные связи

  1. Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий

 

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Постановка учебной задачи.

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧИСТОПИСАНИЕ

- На ваших столах карточки со словами. Распределим их по группам, обозначенным на доске.

- Все ли слова мы распределили по группам?

- Какое слово осталось в 1 группе?  Во второй? …………

-Почему мы не можем отнести его ни к одной из перечисленных орфограмм?

 

 

– Что объединяет все эти слова?

 

 

- Кто знает, как называется данная орфограмма?

- Кто запомнил, как называется новая орфограмма?

   - Как же мы будем работать с новой орфограммой?

 

-           Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

 

-           Кто попробует сформулировать тему урока?

Тема сегодняшнего урока – «Правописание слов с удвоенными согласными»

- Откройте тетради, запишите дату.

Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Помните: каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. "красивый" - + grapho (графо) - пишу.

 

 

1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный

2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет?

3. Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест

4. Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммов

- Какая буква лишняя в этом ряду? Почему она лишняя? Пропишите соединение сс на второй строке.

- Какой буквы здесь не хватает? Почему? Какой звук она обозначает?

- С этой буквой у нас сегодня словарные слова: коллекция, коллектив. Запишите эти слова на третьей строке. Выделите непроверяемые написания.

- Что такое коллекция?

 

 

 

 

- Составьте предложение о коллекции Романа. Выделите его грамматическую основу. (1 человек – у доски – с комментированием)

- Что такое коллектив?

 

 

 

- Соберите пословицу из предложенных слов.  ( силу, легко, под, что, одному, не, коллективу)

- Прочитайте пословицу, постарайтесь запомнить её. Запишите пословицу в тетрадь. (По памяти) Подчеркните удвоен согласную.

-           Проверьте по образцу.

-           Кто написал без ошибок? Молодцы!

Что объединяет новые словарные слова?

 

Дети выходят по одному и распределяют слова в соответствии с изученными орфограммами.

- Нет

 

Ответы детей (Вывесить на доску)

Это другая орфограмма (или – она не подходит ни к одной из перечисленных групп)

Ответы детей. Располагаем карточки в отдельную группу

- Удвоенная согласная

- Не знаем (Крепится знак вопроса  под карточку с орфограммой)

 

 

 

- Познакомиться с новой орфограммой и учиться правописанию слов на данную орфограмму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(класс, сс- верхнее соединение...)

 

(ванна)

 

(корреспондент)

 

 

(килограмм, мм - нижнее соединение)

-С (Она обозначает согласный парный глухой звук, а все остальные –  всегда звонкие)

 

- Л

 

 

 

КОЛЛЕКЦИЯ - расположенное в системе собрание каких-нибудь. однородных предметов, представляющее научный, художественный или исторический интерес. Это может быть, например, коллекция марок, коллекция картин., коллекция монет. книжная коллекция.

КОЛЛЕКТИ́В -  группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. Может быть, например, трудовой коллектив, научный, студенческий коллектив.

Что одному не под силу, то легко коллективу.

 

 

 

 

 

П: делают выводы, формулируют их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л: установка на здоровый образ жизни

  1. Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление)

 

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

 

- Ребята, а как же узнать,  нужно ли писать удвоенную согласную в слове?

Прочитайте строки из 2 задания

Спросите, не повысив тона:

Что больше – центнер или тонна?

Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.

- Что интересного заметили?

- Какие слова произносятся похоже? В 1 группе,  во второй….

- Как они пишутся? А лексическое значение этих слов одинаково?

Как мы произносим согласный звук, где есть двойные согласные?

Сделаем вывод:

 

 

- Ребята, в какой части слова пишутся удвоенные согласные?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание №3.

Разберите слова по составу и ответьте на поставленный вопрос. 

Слова для I группы: коллектив, рассада, осинник

Слова для II группы: перрон, бесстрашный,  машинный

Слова для III группы: ссора картинный,  ввозить

Слова для IV группы: аппетит  беззвёздный, лунный

- Где же могут встретиться удвоенные согласные в словах?

- Ещё в какой части слова?

- Когда одна буква находится в приставке, вторая – в корне, принято говорить – эта буква находится на стыке приставки и корня, а если буквы находятся в корне и суффиксе – на стыке корня и суффикса.

- Прочитаем информацию об этом в учебнике на странице 123.

- Выполните упражнение 236 на стр 122: 1 группа – задание а), 2-я – б), 3-я – в), 4-я – выпишет 3 слова с удвоенной согласной из словаря в учебнике.

 - Сначала разберите задание, затем от каждой группы 1 человек будет работать у доски.

- Назовите примеры слов к первому пункту, ко второму, к третьему. Назовите слова из словаря.

- Молодцы!

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

- Некоторые слова похоже произносятся.

- Тона – тонна, сора – ссора

- По-разному. Значение разное.

 (Долго)

 

 

 

 

 

Удвоенные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

- В корне. (Называют примеры)

 

 

Вывешиваются карточки с новым понятием (на стыке…)

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

  1. Выполнение пробного учебного действия

 

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

 

Построение проекта решения учебной задачи.

-  Ребята, а теперь давайте обсудим, как вы находили местоположение орфограммы в словах?

- Что вы делали сначала?

- Какой был следующий этап?

 

 

 

- В какой группе выполнялись все пункты алгоритма?

 - Где находилась орфограмма? У 1 группы, у 2ой, 3-ей, 4-ой?

- Алгоритм помог 2 и 3 группе, их орфограммы – на стыке …….

- Орфограммы 1 и четвёртой группы –  в корне. Посмотрите на эти слова. Назовите их одним словом.

- Как мы работаем со словарными словами?

- Сделайте вывод о работе над нашей новой орфограммой? Что будем делать при написании слов с удвоенной согласной?

- Прочитайте вывод на странице 121.

- Справились мы с поставленными задачами? – Какие задачи ставили?

- Кто повторит, что мы узнали об удвоенных согласных?.

После обсуждения вывешивается алгоритм.

Алгоритм

1.         Прочитай слово.

2.         Выдели корень.

3.         Выдели приставку (суффикс)

4.         Сделай вывод, нужна ли удвоенная согласная.

5.         Запиши слово.

 

 

– Во второй и третьей

 

- На стыке…….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Проверяем по словарю.

 

-  Проверим по словарю.

(замена вопроса на карточку)

Регулятивные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: допускать возможность существования у людей

  1. Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

- Опираясь на новые знания, выполните каждый самостоятельно задание

№ 4. (Инд карточки)

Запишите текст в тетрадь, вставив в слова, где нужно, удвоенные согласные.

Наш класс.

Я учусь в третьем   кла___е. У нас дружный ко___ектив.  Мальчики бе__трашно защищают однокла__ниц. Мы почти никогда не __оримся.

- Как вы

 справились с заданием, я увижу и оценю при проверке тетрадей.

- А сейчас скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Кто сможет дать полную информацию об удвоенных согласных?

 

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в парах.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Ответы детей.

Р: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

 

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  1. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий

 

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

 

Рефлексия

- Все молодцы! Мы хорошо сегодня потрудились.

=- Вспомните весь урок. Сегодня у нас была и словарная работа, работа по новой теме, работа в группах, самостоятельная работа.  Прикрепите смайлик к тому вагончику поезда, где вам было интересно, понятно, комфортно.

Самооценка работы на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: способность к самооценке.

Диагностика достижения планируемых результатов:

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Корень                                              Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.                     

Орфограмма                                      Эта часть слова стоит после корня и служит для образования новых слов.    

Приставка      

Суффикс                                         Это общая часть родственных слов. В ней заключено их основное значение.

Окончание                                        Эта часть слова стоит перед корнем и служит для образование новых слов.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Умения

Отметка

Умею определить место орфограммы в слове?

 

Умею определить, в каком случае орфограмма находится на стыке частей слова?

 

Умею доказывать необходимость в правописании удвоенной согласной?

 

Умею высказать своё согласие или несогласие?

 

Умею оценивать правильность ответов?