Технологическая карта
Учебный предмет |
Русский язык |
|||
Учитель |
Симонова Елена Валерьевна |
|||
Школа, класс |
МКОУ «СОШ № 2» г Аши Челябинской области, 3 класс |
|||
Тема урока |
Правописание слов с удвоенной согласной. |
|||
Тип урока |
Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий |
|||
Цель изучения (целевые установки урока): |
Знакомство с правилом написания удвоенных согласных. |
|||
Планируемые результаты: |
Личностные |
Метапредметные (УУД) |
Предметные |
|
Проявлять интерес к изучению русского языка. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Регулятивные: Принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: Осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Формирование умения слушать и слышать, задавать вопросы.
|
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой. |
||
Материально-техническое обеспечение урока |
||||
Учебно-методическая литература |
ЦОР |
|||
Ход урока |
||||
|
||||
Содержание .Самоопределение к деятельности. Организационный момент |
Деятельность учителя Настрой на урок - Необычный день у нас И гостями полон класс. - Что гостям сказать нам надо? |
Деятельность ученика
- Видеть Вас мы очень рады! |
Планируемые результаты (формируемые УУД)
К. Формирование умения слушать и слышать, задавать вопросы. |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|
Актуализация знаний |
Предлагаю быстро выполнить тест, соединяя части определения. Сегодня на уроке мы будем опираться на знания частей слова. Выполните каждый по одному заданию. Приложение 1. - Какое слово лишнее? - Что такое орфограмма? (С последующей проверкой у доски – фронтально) - Какие орфограммы вы знаете? Ø Проверяемые безударные гласные. Ø Парные звонкие и глухие согласные. Ø Непроверяемые безударные гласные (словарные слова). Ø Разделительный мягкий знак ь. Ø Непроизносимые согласные. - Как работаем c данными орфограммами?
|
- Орфограмма. - Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.
Дети называют орфограмму, на доску вывешивается соответствующая карточка
Проверяемые безударные гласные. (Проверить, опираясь на знание правила) Непроверяемые безударные гласные (словарные слова). (Обратиться к словарю) (Запомнить или обратиться к словарю) Парные звонкие и глухие согласные. (Проверить, опираясь на знание правила) Разделительный мягкий знак ь. (Проверить, опираясь на знание правила) Непроизносимые согласны (Проверить, опираясь на знание правила)
|
П: устанавливать причинно-следственные связи |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|
Постановка учебной задачи.
ЧИСТОПИСАНИЕ |
- На ваших столах карточки со словами. Распределим их по группам, обозначенным на доске. - Все ли слова мы распределили по группам? - Какое слово осталось в 1 группе? Во второй? ………… -Почему мы не можем отнести его ни к одной из перечисленных орфограмм?
– Что объединяет все эти слова?
- Кто знает, как называется данная орфограмма? - Кто запомнил, как называется новая орфограмма? - Как же мы будем работать с новой орфограммой?
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
- Кто попробует сформулировать тему урока? Тема сегодняшнего урока – «Правописание слов с удвоенными согласными» - Откройте тетради, запишите дату. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Помните: каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. "красивый" - + grapho (графо) - пишу.
1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный 2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? 3. Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест 4. Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммов - Какая буква лишняя в этом ряду? Почему она лишняя? Пропишите соединение сс на второй строке. - Какой буквы здесь не хватает? Почему? Какой звук она обозначает? - С этой буквой у нас сегодня словарные слова: коллекция, коллектив. Запишите эти слова на третьей строке. Выделите непроверяемые написания. - Что такое коллекция?
- Составьте предложение о коллекции Романа. Выделите его грамматическую основу. (1 человек – у доски – с комментированием) - Что такое коллектив?
- Соберите пословицу из предложенных слов. ( силу, легко, под, что, одному, не, коллективу) - Прочитайте пословицу, постарайтесь запомнить её. Запишите пословицу в тетрадь. (По памяти) Подчеркните удвоен согласную. - Проверьте по образцу. - Кто написал без ошибок? Молодцы! Что объединяет новые словарные слова?
|
Дети выходят по одному и распределяют слова в соответствии с изученными орфограммами. - Нет
Ответы детей (Вывесить на доску) Это другая орфограмма (или – она не подходит ни к одной из перечисленных групп) Ответы детей. Располагаем карточки в отдельную группу - Удвоенная согласная - Не знаем (Крепится знак вопроса под карточку с орфограммой)
- Познакомиться с новой орфограммой и учиться правописанию слов на данную орфограмму
(класс, сс- верхнее соединение...)
(ванна)
(корреспондент)
(килограмм, мм - нижнее соединение) -С (Она обозначает согласный парный глухой звук, а все остальные – всегда звонкие)
- Л
КОЛЛЕКЦИЯ - расположенное в системе собрание каких-нибудь. однородных предметов, представляющее научный, художественный или исторический интерес. Это может быть, например, коллекция марок, коллекция картин., коллекция монет. книжная коллекция. КОЛЛЕКТИ́В - группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. Может быть, например, трудовой коллектив, научный, студенческий коллектив. Что одному не под силу, то легко коллективу.
|
П: делают выводы, формулируют их
Л: установка на здоровый образ жизни |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|
|
- Ребята, а как же узнать, нужно ли писать удвоенную согласную в слове? Прочитайте строки из 2 задания Спросите, не повысив тона: Что больше – центнер или тонна? Если в доме много сора, В доме может вспыхнуть ссора. - Что интересного заметили? - Какие слова произносятся похоже? В 1 группе, во второй…. - Как они пишутся? А лексическое значение этих слов одинаково? Как мы произносим согласный звук, где есть двойные согласные? Сделаем вывод:
- Ребята, в какой части слова пишутся удвоенные согласные? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание №3. Разберите слова по составу и ответьте на поставленный вопрос. Слова для I группы: коллектив, рассада, осинник Слова для II группы: перрон, бесстрашный, машинный Слова для III группы: ссора картинный, ввозить Слова для IV группы: аппетит беззвёздный, лунный - Где же могут встретиться удвоенные согласные в словах? - Ещё в какой части слова? - Когда одна буква находится в приставке, вторая – в корне, принято говорить – эта буква находится на стыке приставки и корня, а если буквы находятся в корне и суффиксе – на стыке корня и суффикса. - Прочитаем информацию об этом в учебнике на странице 123. - Выполните упражнение 236 на стр 122: 1 группа – задание а), 2-я – б), 3-я – в), 4-я – выпишет 3 слова с удвоенной согласной из словаря в учебнике. - Сначала разберите задание, затем от каждой группы 1 человек будет работать у доски. - Назовите примеры слов к первому пункту, ко второму, к третьему. Назовите слова из словаря. - Молодцы!
|
Ответы детей.
- Некоторые слова похоже произносятся. - Тона – тонна, сора – ссора - По-разному. Значение разное. (Долго)
Удвоенные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук.
Ответы детей.
- В корне. (Называют примеры)
Вывешиваются карточки с новым понятием (на стыке…)
|
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД)
|
|
Построение проекта решения учебной задачи. |
- Ребята, а теперь давайте обсудим, как вы находили местоположение орфограммы в словах? - Что вы делали сначала? - Какой был следующий этап?
- В какой группе выполнялись все пункты алгоритма? - Где находилась орфограмма? У 1 группы, у 2ой, 3-ей, 4-ой? - Алгоритм помог 2 и 3 группе, их орфограммы – на стыке ……. - Орфограммы 1 и четвёртой группы – в корне. Посмотрите на эти слова. Назовите их одним словом. - Как мы работаем со словарными словами? - Сделайте вывод о работе над нашей новой орфограммой? Что будем делать при написании слов с удвоенной согласной? - Прочитайте вывод на странице 121. - Справились мы с поставленными задачами? – Какие задачи ставили? - Кто повторит, что мы узнали об удвоенных согласных?. |
После обсуждения вывешивается алгоритм. Алгоритм 1. Прочитай слово. 2. Выдели корень. 3. Выдели приставку (суффикс) 4. Сделай вывод, нужна ли удвоенная согласная. 5. Запиши слово.
– Во второй и третьей
- На стыке…….
- Проверяем по словарю.
- Проверим по словарю. (замена вопроса на карточку) |
Регулятивные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: допускать возможность существования у людей |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД)
|
|
Первичное закрепление
Подведение итогов. |
- Опираясь на новые знания, выполните каждый самостоятельно задание № 4. (Инд карточки) Запишите текст в тетрадь, вставив в слова, где нужно, удвоенные согласные. Наш класс. Я учусь в третьем кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мальчики бе__трашно защищают однокла__ниц. Мы почти никогда не __оримся. - Как вы справились с заданием, я увижу и оценю при проверке тетрадей. - А сейчас скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Кто сможет дать полную информацию об удвоенных согласных?
|
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в парах.
Ответы детей. Ответы детей. |
Р: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
|
|
||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД)
|
|
Рефлексия |
- Все молодцы! Мы хорошо сегодня потрудились. =- Вспомните весь урок. Сегодня у нас была и словарная работа, работа по новой теме, работа в группах, самостоятельная работа. Прикрепите смайлик к тому вагончику поезда, где вам было интересно, понятно, комфортно. |
Самооценка работы на уроке. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: способность к самооценке. |
|
Диагностика достижения планируемых результатов:
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
|||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Корень Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Орфограмма Эта часть слова стоит после корня и служит для образования новых слов.
Приставка
Суффикс Это общая часть родственных слов. В ней заключено их основное значение.
Окончание Эта часть слова стоит перед корнем и служит для образование новых слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Умения |
Отметка |
Умею определить место орфограммы в слове? |
|
Умею определить, в каком случае орфограмма находится на стыке частей слова? |
|
Умею доказывать необходимость в правописании удвоенной согласной? |
|
Умею высказать своё согласие или несогласие? |
|
Умею оценивать правильность ответов? |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.