Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Прошедшее время глагола»
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Прошедшее время глагола»

Оценка 4.6
docx
11.01.2024
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Прошедшее время глагола»
русский язык.docx

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Прошедшее время глагола»

 

Цель: актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умение определять временные формы глагола, род глаголов в прошедшем времени.

Задачи:

Образовательные:

– совершенствовать умение образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа, закреплять знания о написании глаголов на – чь; сформировать умение образовывать глаголы прошедшего времени из неопределённой формы глагола; формировать навыки грамотного письма;

– обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.

Развивающие:

– развитие познавательной активности учащихся, орфографической зоркости, речи, внимания, памяти; умения делать выводы и употреблять глаголы в речи.

Воспитательные:

– воспитание интереса к предмету; умения самостоятельно работать в коллективе; создание атмосферы благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика; предупреждение утомляемости детей через проведение на уроке физкультминутки, постоянной смены видов деятельности.

 

Оборудование: использование ИКТ на уроке

Структура урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Актуализация знаний (5 мин.)

III. Постановка учебной задачи(1 мин.)

IV. «Открытие» детьми нового знания (20 мин.)

V. Физкультминутка (1 минута)

VI. Закрепление изученного материала (10 минут)

VII. Независимая самостоятельная практика учащихся. (5 мин.)

VIII. Итог урока (2 мин.)

 

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

 

II. Актуализация знаний.

1. Орфографическая минутка.

– Разделите слова на группы (Слайд № 1).

Суббота, редька, крошка, чуткие, кассир, завязка, шоссе,  причёска, пробка, территория.

– Как проверить слова первой группы? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)

– Как проверить слова второй группы? (Проверить нельзя; их надо запомнить)

– Назовите еще по три слова в каждую группу.

– Составьте предложение с каким-либо словом из орфографической минутки.

– В какой форме вы употребили глагол?

– Измените так предложение, чтобы глагол стоял в прошедшем времени.

– Какую часть речи мы сегодня изучаем?

– Что вы можете рассказать о глаголе?

– Как изменяется глагол? (По временам и числам)

– Прочитайте четверостишие из стихотворения А. Плещеева «Весна» (Слайд № 2)

– Назовите глаголы и определите их время:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною …

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

– С каким временем мы знакомились на прошлом уроке?

– Как изменяются глаголы прошедшего времени? (По числам и родам)

– Назовите глагольные вопросы прошедшего времени единственного числа мужского рода (женского рода, среднего рода).

– При помощи какого суффикса образуется глагол прошедшего времени? (Суффикс -л-)

– Сохраняется ли глагольный суффикс в прошедшем времени перед суффиксом – л-? (Да)

 

III. Постановка учебной задачи

– Над какой темой мы будем работать?

– Тема урока: «Прошедшее время глагола». На уроке мы будем учиться писать родовые окончания глаголов прошедшего времени единственного числа; развивать память, речь.

 

IV. Работа по теме.

1. Прочитайте строчки из стихотворения С. Есенина (Слайд № 3):

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

– Как вы понимаете слово «затон»?

(Высказывания детей).

– По словарю С.И. Ожегова (Слайд № 4),

Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь; место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.

– Прочитайте еще раз данное предложение, постарайтесь запомнить.

2. Запишите по памяти это предложение:

Письмо по памяти.

(Ребята по памяти записывают строчки из стихотворения С. Есенина).

– Проверьте себя (Слайд № 3). Самопроверка

– Назовите глаголы и укажите их время, определите число, род.

– Как образовались эти глаголы? (От основы неопределенной формы при помощи суффикса -л-)

 

V. Физкультминутка «Наши ручки»

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

 

VI. Закрепление изученного материала

1. Прочитайте и назовите форму данных глаголов. Докажите свой ответ (Слайд №5):

Дружить, беречь, полоть, стеречь, собирать, нести, красить, жечь, запрячь, везти.

– Что вы заметили? (Слова оканчиваются на -чь, -ти-, -ть-)

– На какие 2 группы можно разделить данные слова?

– Чем в неопределенной форме являются -ть-(-ти-)?

– Мы можем определить время глаголов, оканчивающихся на -чь?

– На какие вопросы они отвечают?

– В какую часть слова будет входить -чь?

– Какой вывод можно сделать, какие глаголы еще являются глаголами в неопределенной форме?

Вывод: среди глаголов неопределенной формы, -, есть глаголы на –чь,
-чь входит в состав корня и не является суффиксом.

– Разберите по составу глаголы на -чь.

2. Укажите, в какой форме даны следующие глаголы (Слайд № 6)?

Дышать, ходить, пасти, жечь, смотреть, беречь, нести.

-От основы неопределенной формы каждого глагола образуйте глаголы прошедшего времени единственного числа мужского, женского, среднего родов и множественного числа.

– От глагола дышать – дышал, дышала, дышало, дышали (Сначала коллективно).

– Задание выполняете по вариантам, по 3 глагола (Каждый вариант выполняет свое задание).

Взаимопроверка

– Объясните, почему окончание глаголов прошедшего времени единственного числа называются родовыми? (Окончание глагола в ед. числе зависит от рода имени существительного)

– Окончания глаголов прошедшего времени ед. ч. пишутся в зависимости от рода имени существительного, с которым глагол связан. По окончанию мы можем определить род.

– Иногда в глаголах прошедшего времени  суффикс -л- отсутствует.

Происходит чередование конечного согласного в корне (беречь – берег, стеречь – стерег (Слайд № 7))

– Можно ли по родовому окончанию слова определить, какой частью речи оно является? (Нет)

– Какой еще грамматический признак нужно узнать, чтобы можно было отнести это слово к глаголам? (Глагольный суффикс)

 

VII. Независимая самостоятельная практика учащихся (На столах карточки)

– Ребята, а сейчас работаем с текстом. Вставьте окончания и определите время, число и род глаголов. Выделите окончания.

Стоял_ раннее утро. Солнце освещал_ верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал_ на песке. Море сверкал_ в лучах солнца. Лёгкие волны набегал_ на берег. На берегу сидел_ белые чайки.

– Какого времени вам встретились глаголы?

–Докажите, что здесь глаголы только прошедшего времени.

(Проверка коллективно по предложению)

– От чего зависело родовое окончание глаголов прошедшего времени? (От рода им. сущ., с которым связан глагол)

 

VII. Итог урока.

– Какие цели стояли перед нами в начале урока? Справились ли мы?

– Для чего нам нужно знать, как образовываются глаголы?

– Оцените свою работу на уроке. Я благодарю вас за хорошую работу.

Домашнее задание: упражнение 134 (стр. 83).


 

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Прошедшее время глагола»

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Прошедшее время глагола»

IV. «Открытие» детьми нового знания (20 мин

IV. «Открытие» детьми нового знания (20 мин

Измените так предложение, чтобы глагол стоял в прошедшем времени

Измените так предложение, чтобы глагол стоял в прошедшем времени

Задрожало зеркало затона. – Как вы понимаете слово «затон»? (Высказывания детей)

Задрожало зеркало затона. – Как вы понимаете слово «затон»? (Высказывания детей)

На какие 2 группы можно разделить данные слова? –

На какие 2 группы можно разделить данные слова? –

Можно ли по родовому окончанию слова определить, какой частью речи оно является? (

Можно ли по родовому окончанию слова определить, какой частью речи оно является? (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024