Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе"

  • docx
  • 02.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока русского языка в 4 классе.docx

Конспект урока в 4 б классе по теме «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» 29.11.21г

IОрганизация начала занятия.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Слайд1

Солнышко проснулось

Нам ребятки улыбнулось

Глазки тихо закрываем

Руки к небу поднимаем

Тепло и улыбку у солнца возьмём

И к сердечку поднесём

И подарите тепло улыбку друг другу и нашим гостям .

- Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий.

- Я надеюсь, что вы будете моими хорошими помощниками; умными собеседниками и внимательными слушателями.

- Займите свои рабочие места.

II. Подготовка к основному этапу занятия.

-Для чего мы изучаем русский язык ?

2.Минутка чистописания.

а) Массаж рук.

Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму.

Так вот, чтобы красиво писать надо подготовить руки для этого..

б) Работа в тетради

А сейчас тетрадь открыли

И как надо положили.

Сядьте прямо, не кривитесь,

За работу все возьмитесь.

-Запишите все число,

- Классная работа,

-Не забудьте обозначить орфограммы.

На минутке чистописания напишем девиз нашего урока

«С малой удачи начинается успех»

- Как вы это понимаете?

-Очень важно в тетради красиво писать,

-А для этого нужно, конечно же, знать:

-Как правильно буквы соединять.

-Запишите так же красиво буквы и соединения, чтобы написанное вами всегда было приятно читать любому.

-Соблюдайте интервал между буквами.

(Карточки: Вивчарь, Жданов, Казанцев, Костюк, Прищепа, Терентьева)

III. Словарная работа (Гергележиу)

-Итак, приступим к первому испытанию.

-Запишите отгадки ,обозначьте орфограммы и ударения.

 

1.Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус )

 

В самолете он летает,

Ездит в поезде, в трамвае.

Чтобы быть им много лет,

Нужен не один билет!(пассажир)

 

Он машиной управляет,

Никогда не забывает:

Где тормоз, а где газ,

Отвезёт он в школу нас.. (шофёр)

 

Это что за озорница

На лиане веселится?

На хвосте качается,

Скачет и кривляется?(обезьяна)

 

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль —

По волнам плывет...(корабль)

(Работа в парах. Дети обмениваются тетрадями. Ученик у доски отвечает)

-Какие трудности встретили при написании отгадок?

-Какие орфограммы встретились ? – Назовите орфограммы.

-Зачем на каждом уроке мы изучаем словарные слова?

Рефлексия: Дети, оцените себя на листах самооценки

IV. Самоопределение к деятельности.

(Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока. Фиксация индивидуального затруднения: вывести тему и цели урока)

-Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.  (Проблемный вопрос)

- Но один вопрос у нас так и остаётся до конца неясным. Предлагаю вам его решить. В помощь даю стихотворение (Дети читают стихотворение выразительно)

(Дашевский Рома)

Как-то раз с большого клёна

оторвался лист зелёный.

И пустился вместе с ветром

путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс шмыг-к зелёному листу.

Лапой хвать зелёный лист, дескать.

Поиграем.

«Не хочу» - парашютист головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,

Я пишу  в саду под клёном стих о том листе зелёном.

-Обратите внимание на выделенные слова. Что общего есть в этих словах? (это прил., их объединяет общее значение, один род и одно число)

-А какие отличия и почему? (Прилагательные имеют разные окончания, так как стоят в разных падежах)

-Что же мы будем делать сегодня на уроке?

-Как определять падеж имён прилагательных? (Найти сущ. к которому относится прил.2. Опред.падеж сущ. 3. По падежу сущ. Определяем падеж прил.)

V.Актуализация опорных знаний и умений.

Цель: повторить тему предыдущего урока , учить находить имена существительные и прилагательные в речи.

Фронтальный опрос детей .

-Давайте вспомним, что нам известно об имени прилагательном…

1. Что такое имя прилагательное?

2. Что оно обозначает

3. На какие вопросы отвечает

5. Как изменяется?

6.Каким членом предложения является

7. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

8.Как определить падеж имени прилагательного?

III. Обобщение и систематизация знаний по теме «Повторение изученного об имени прилагательном .

Задание 1. (Подрез Герман)

Записать предложение. Найти главные члены предложения. Указать части речи. 

 

Мальчик в беленькой рубашке по селу идёт.

- Тицкая Выполнить разбор имени существительного (в рубашке) и прилагательного (беленькой) как части речи.

Задание 2. (Сигарев Д)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь словосочетания».

Цель: Обобщить умение правильно определять род и число имен существительных и имен прилагательных

Подберите к прилагательным подходящие по смыслу существительные и напишите словосочетания .Укажите род и число прилагательных.

(Слова на доске).

Музыкальный , тяжелый , современный , интересные ,высокое ,сладкое, добрая.

-Что такое словосочетание ?

-Какая часть речи помогла правильно определить род и число имен прилагательных?

-У каких прилагательных нельзя определить род?

Рефлексия: Дети, оцените себя на листах самооценки.

Задание№3 . Контроль и самопроверка знаний.

Цель: Обобщить умение правильно определять род имен существительных и имен прилагательны.

1.Индивидуальная работа по учебнику с применением имеющихся знаний.

Учебная задача: Уметь самостоятельно работать с учебником, подбирать имена прилагательные к именам существительным и правильно выделять окончания.

Упр. №20. Самостоятельная работа.  (Притула или Щедловская)

а) Чтение задания детьми.

-Какие части речи мы знаем?

- Как имена прилагательные изменяются?

- Сколько падежей в русском языке?

- Как узнать падеж имени прилагательного?

- Спишите стихотворение М.Ю.Лермонтова Определите падеж выделенных прилагательных, укажите части речи над словами первых двух строк.

б) Самостоятельная работа.

Пишем красиво, стараемся. Не забываем про посадку.

-Какой падеж у выделенных имён прилагательных ?

-Как определить падеж прилагательного?

-Взаимопроверка.

Рефлексия: Ребята, оцените себя, как вы справились с заданием?.

2. Физкультминутка для осанки .

(Цель: снять утомляемость детей).

Я называю словосочитания, если вы слышите  прилагательное мужского рода- хлопаем в ладоши, женского рода-прыгаем, среднего рода-топаем.

 (Добрая душа, нежный взгляд, ласковое слово, крепкая дружба, надёжный друг, мирное небо, красивая улыбка, заботливый товарищ, дружные ребята)

3. Игра «Наоборотики» (работа в парах)

Учебная задача: (Развивать умение распознавать прилагательные- антонимы в речи. Научиться сотрудничать в группе и уважать его мнение.)

 

-Перед вами карточки со словами .

-Составьте пословицу используя слова, которые рассыпались .

 

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

Новых друзей наживай, а старых не теряй!

 

-Найдите в пословицах антонимы.

-Какие слова мы называем антонимами?

 

Рефлексия:

V.Физкультминутка для глаз

- А сейчас минутка отдыха. Сядьте поудобнее и расслабьтесь.

 

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

 

6.Задание  (устно)

(Цель: Формировать умение правильно и точно использовать имена существительные и прилагательные в устной и письменной речи.)

- А теперь я предлагаю вам поработать в парах.

 

- Каждый из вас сумеет внести частичку своего труда в общее дело,

-У каждого на парте свое задание на карточках .

-Все они посвящены одной теме – имя прилагательное.

-От каждой группы выступает один ответственный.

-После его выступления группа может дополнить ответ товарища.

-Обсуждайте , высказывайте своё мнение.

 

1 Образуйте от имен существительных имена прилагательные.

(Радость , солнце, доброта , боль, яблоко, интерес , зуб, грусть, простор, холод)

- Назовите имена прилагательные, которые образовали.

- Назовите окончания имен прилагательных?

Как определить род имен прилагательных?

От слов какой части речи образованы все прилагательные?

2- Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.

Человек, у которого «язык без костей» --

Человек, способный «блоху подковать» --

Человек, пребывающий «на седьмом небе» --

Человек, который «считает ворон» -- ___

Человек , который держит «язык за зубами»

Человек ,который работает спустя рукава –

 

3 –группа. Дополните текст прилагательными.

Вот и подошел к концу ………………….. урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ………………….. Дети нашего класса были …………………. Они давали …………….. ответы . На уроке мы узнали много ………….. и ……………….., надеемся, что станем еще более ………………. Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет …………………

 

-Как вы думаете, какова роль прилагательных в тексте?

 

Рефлексия: Какой группе было трудно работать над этим заданием? Ребята, кто легко справился с заданием? Оцените себя.

 

-Какие вы молодцы! Вот видите, если дружно взяться за дело, то оно лучше спорится.

 

VI. Подведение итогов занятия.

 

1.-Какие цели были поставлены на уроке ?

-Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

-Что такое имя прилагательное?

-Что оно обозначает

- На какие вопросы отвечает

- Как изменяется?

- Каким членом предложения является

7.Как называется изменение имен прилагательных по падежам?

8.Как определить падеж имени прилагательного?

 

2. Домашнее задание :

(Инструктаж по выполнению домашнего задания.)

1. Учебник, C.9упр. 13

 

3.Рефлексия. Ребята подсчитывают закрашенные окошки.

-Ребята, поднимите руки, у кого ___ красных окошек?

-Нам еще с вами придется потрудиться.

 

Вот и подошел наш урок к завершению путешествия по теме имя прилагательное

Хочу работу вашу оценить,

Но прилагательными только.

Сегодня вы были ( умные ,воспитанные , внимательные , красивые .)…..

- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!