Технологическая карта урока «Правописание суффиксов существительных -чик, -щик»
Автор урока: Даньшина Ирина Николаевна, группа 20181006/72/2/ДУ, «Деятельность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта «Педагог», «Современный урок в условиях реализации ФГОС», обучение с 06 по 20 декабря 2018 г.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока |
Правописание суффиксов –чик, -щик |
||
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
||
Цели урока |
Содержательные: выявить способ определения верного написания букв ч и щ в суффиксах существительных –чик, -щик. Деятельностные: 1) продолжить развитие умения формулировать тему и проблемный вопрос урока; 2) формировать умение устанавливать сходства и различия в языковых явлениях; 3) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 4) выработать умение отличать суффиксы-омонимы; 5) сформировать умение определять выбор правильного написания суффиксов –чик, -щик; 6) формировать адекватную позитивную самооценку. |
||
Автор УМК:
|
В.В.Бабайцева |
||
методы
и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности, определятьопределять способ верного написания суффиксов –чик и -щик Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения, применять знания для написаниясуффиксов существительных; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между языковыми единицами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах. |
|
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||
|
Приветствие. Работа с эпиграфом - Ребята, прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл? «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». (Л.Н. Толстой) Тогда вперёд, за новыми знаниями! |
|
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
|||
2. Мотивация к деятельности (Слайд 2) |
Учитель предлагает выполнить задание: 1.Вставить пропущенные буквы в слова: бе...покойный, ворч...нья, э(ф,фф)ект, зам...рать, во...кзал, в...помнить. (суффикс) 2. – Попробуйте выдвинуть предположение о теме урока. |
Вставляют буквы, читают получившееся слово (суффикс).
Выдвигают предположение о теме урока
|
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; познавательные: формулирование темы; коммуникативные: формирование собственного мнения; регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме.
|
|||
3.Актуализация знаний
(слайд 3)
|
1.Актуализация имеющихся знаний: - Вспомните, что такое суффикс. 2. Повторение изученного: -Мы изучили правописание суффиксов –ек, -ик. Напомните, пожалуйста, когда пишутся эти суффиксы. |
Вспоминают, что такое суффикс |
Познавательные: Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: владеть монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
|||
4.Создание проблемной ситуации. (слайд 4)
(слайд 5)
(слайд 6) |
Учитель создает проблемную ситуацию: 1. - От данных слов образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик, -щик: груз, буфет, рассказ. - Запишите их на лист.
- Почему слова написаны по-разному?
- Какую орфографическую проблему вы обнаружили? - Чего мы не знаем?
- Уточните тему урока? Запишите её в тетрадь. ( Правописание суффиксов существительных –ЧИК и –ЩИК)
- Какую цель вы поставите перед собой?
2.Предлагаются картинки с изображением профессий: - Разделите слова с суффиксами на группы: -чик -щик
- Какое значение имеют эти суффиксы? (значение лица)
|
Класс разбивается на пары. Закончив работу, каждая группа вывешивает свой лист на доску. Могут быть варианты: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик, рассказчик и рассказщик. По-разному написаны слова.
Употребление суффиксов существительных –чик, -щик?
Формулируют тему урока
Ставят цели. (Узнать, когда пишется –чик, а когда –щик)
Распределяют слова по группам Записывают в тетрадь.
Определяют значение суффиксов |
Коммуникативные: умение работать в группе; познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; личностные: развитие учебных мотивов; регулятивные: целеполагание;. |
|||
5. Пробное учебное действие
(слайд 7-8)
(слайд 9) |
Организует работу по осмыслению темы. - Понаблюдайте, после каких согласных пишется суффикс –чик, -щик.
- Расскажите друг другу о ваших наблюдениях
- Предлагаю для запоминания букв подсказки. Они на слайдах. - Составьте алгоритм применения правила правописания суффиксов –чик, -щик.
- Давайте на минутку заглянем в фотогалерею: Сарайчик- грузчик, магазинчик- лётчик, карманчик – переводчик, стульчик-перебежчик, пальчик - разносчик. - Посмотрите на слова, один и тот же суффикс или разные имеются в данных парах слов?
-Обоснуйте свой ответ, как называются такие суффиксы?
Проводится физминутка:
Потрудились
– отдохнем. Немного отдохнули? Тихо сели, продолжаем работу.
|
Проводят исследования слов. Делают выводы. Самостоятельно работают со словами Парная речевая работа.
Записывают в тетрадь.
Работают в парах. Озвучивают. Корректируют свои записи.
Коллективная устная работа
Омонимичные (суффиксы уменьшительно-ласкательные и со значением лица)
Выполняют физминутку
|
Познавательные: поиск необходимой информации в учебнике, построение речевого высказывания, построение рассуждения; коммуникативные: учёт разных мнений, построение монологического высказывания; регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой форме; личностные: развитие познавательных интересов. |
|||
6. Закрепление (коллективная работа)
(слайд 10)
(слайд 11)
|
Предлагает выполнить задания на закрепление: 1. - Продиктуйте друг другу по 3 слова на правило. 2.«Выборочный лексический диктант» – Еще раз закрепим полученные знания. Я читаю предложения, а вы определяете слово по лексическому значению, пишите существительные с суффиксами –ЧИК -ЩИК в два столбика, обозначив орфограмму. 1). Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик. 2). Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик. 3). Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик. 4). Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.
3.- Найдите 4-е лишнее: Пильщик разведчик Сплавщик птенчик Плащик разносчик Каменщик летчик - Объясните свой выбор.
- Проанализируйте слова и сделайте вывод, когда перед этими суффиксами пишется Ь. - Проверьте, соответствуют ли ваши открытия материалам учебника? (стр.110) - Расскажите друг другу, что вы узнали из учебника.
|
Пишут со взаимопроверкой
Записывают в тетрадь. Коллективная проверка
Ищут слова (плащик, птенчик – это суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, они не имеют значения лица)
Делают вывод (только после Л)
|
Познавательные: использование алгоритма для выполнения задания; коммуникативные: умение приходить к общему решению; регулятивные: оценка правильности выполнения задания, внесение необходимых корректив. |
|||
7. Закрепление (самостоятельная работа) |
- Выполните самостоятельно упр. 111 И проверьте друг у друга. |
Самостоятельная работа. Взаимопроверка. |
Познавательные: использование алгоритма для выполнения упр; коммуникативные: умение корректно делать замечания и адекватно восприеиматьих; регулятивные: внесение необходимых корректив. |
|||
8. Рефлексия
(слайд 12) (слайд 13)
(слайд 14)
|
Проводит рефлексию:
1. - Вставьте, где нужно мягкий знак. 2. –Вставьте пропущенные суффиксы
3.- Какие открытия вы сделали на уроке? - Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Достигли ли мы ее?
3.Домашнее задание на выбор: 1). Упр.112 2). Написать сказку о суффиксах –чик и –щик. 3). Написать сочинение-миниатюру о профессиях, употребив слова с суффиксами –чик, -щик
4. Выставление оценок. |
Работают со слайдами.
Фронтальный опрос. Отвечают на вопросы
Записывают домашнее задание по выбору. |
Личностные: формирование границ собственного знания «незнания»; познавательные: сравнение и классификация по заданным критериям, построение рассуждения; коммуникативные: построение монологического высказывания; регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.