Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание суффиксов существительных -чик,-щик.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал урока представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС.
Иконка файла материала Правописание суффиксов.docx

Технологическая карта урока «Правописание суффиксов существительных -чик, -щик»

Автор урока: Даньшина Ирина Николаевна, группа 20181006/72/2/ДУ, «Деятельность учителя русского языка и литературы  в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта «Педагог», «Современный урок в условиях реализации ФГОС», обучение с  06 по 20 декабря 2018 г.

Учебный  предмет:  русский язык

Класс: 6

Тема урока

Правописание суффиксов –чик, -щик

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цели урока

Содержательные:  выявить способ определения верного написания букв ч и щ в суффиксах существительных –чик, -щик.

Деятельностные: 1) продолжить развитие умения формулировать тему и проблемный вопрос урока;

2) формировать умение устанавливать сходства и различия в языковых явлениях;

3) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

 4) выработать умение отличать суффиксы-омонимы;

5) сформировать умение определять выбор правильного написания суффиксов –чик, -щик;

6) формировать адекватную позитивную самооценку.

Автор  УМК: 

 

В.В.Бабайцева

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности, определятьопределять способ верного написания суффиксов –чик и -щик

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения, применять знания для написаниясуффиксов существительных; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между языковыми единицами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 

 1.Организационный этап

(слайд 1)

 

Приветствие.

Работа с эпиграфом

- Ребята, прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл? «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». (Л.Н. Толстой)

Тогда вперёд, за новыми знаниями!

Отвечают на приветствие учителя, проверяют готовность к уроку.

Комментируют эпиграф.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные:  целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2. Мотивация к деятельности

(Слайд 2)

Учитель предлагает выполнить задание:

1.Вставить пропущенные буквы в слова: бе...покойный, ворч...нья, э(ф,фф)ект, зам...рать, во...кзал, в...помнить. (суффикс)

2. – Попробуйте выдвинуть предположение о теме урока.

 

 

 

Вставляют буквы, читают получившееся слово (суффикс).

 

Выдвигают предположение о теме урока

 

 

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

 познавательные: формулирование темы; 

коммуникативные: формирование собственного мнения; 

регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме.

 

3.Актуализация знаний

 

 

(слайд 3)

 

 

1.Актуализация имеющихся знаний:

- Вспомните, что такое суффикс.

2. Повторение изученного:

-Мы изучили правописание суффиксов –ек, -ик. Напомните, пожалуйста, когда пишутся эти суффиксы.

Вспоминают, что такое суффикс

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

владеть монологической

 речью,  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

4.Создание проблемной ситуации.

(слайд 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 6)

Учитель создает проблемную ситуацию:

1.  - От данных слов образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик, -щик: груз, буфет, рассказ.

- Запишите их на лист.

 

 

 

- Почему слова написаны по-разному?

 

- Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

- Чего мы не знаем?

 

 

- Уточните тему урока? Запишите её в тетрадь. ( Правописание суффиксов существительных –ЧИК и –ЩИК)

 

- Какую цель вы поставите перед собой?

 

 

2.Предлагаются картинки с изображением профессий:

- Разделите слова с суффиксами на группы:

           -чик                                      -щик

 

- Какое значение имеют эти суффиксы? (значение лица)

 

 

 

 

 

 

 

Класс разбивается на пары. Закончив работу, каждая группа вывешивает свой лист на доску. Могут быть варианты:

Грузчик и грузщик,

буфетчик и буфетщик,

рассказчик и рассказщик.

По-разному написаны слова.

 

Употребление суффиксов существительных

–чик, -щик?

 

 

Формулируют тему урока

 

 

 

Ставят цели. (Узнать, когда пишется –чик, а когда –щик)

 

 

 

Распределяют слова по группам

Записывают в тетрадь.

 

Определяют значение суффиксов

Коммуникативные: умение работать в группе;

познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели;                             

личностные: развитие учебных мотивов;

 регулятивные: целеполагание;.

5. Пробное учебное действие

 

 

 

 

 

 

(слайд 7-8)

 

 

 

 

 

 

(слайд 9)

Организует работу по осмыслению темы.

- Понаблюдайте, после каких согласных пишется  суффикс –чик, -щик.

 

- Расскажите друг другу о ваших наблюдениях

 

 

- Предлагаю для запоминания букв подсказки. Они на слайдах.

- Составьте алгоритм применения правила правописания суффиксов –чик, -щик.

 

- Давайте на минутку заглянем в фотогалерею: 

Сарайчик- грузчик, магазинчик- лётчик, карманчик – переводчик, стульчик-перебежчик, пальчик -  разносчик.

- Посмотрите на слова, один и тот же суффикс или разные имеются в данных парах слов?

 

-Обоснуйте свой ответ, как называются такие суффиксы?

 

Проводится физминутка:

 

Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!

Немного отдохнули?

 Тихо сели,  продолжаем работу.

 

 

Проводят исследования слов. Делают выводы.

Самостоятельно работают со словами

Парная речевая работа.

 

Записывают в тетрадь.

 

 

Работают в парах. Озвучивают.

Корректируют свои записи.

 

 

 

Коллективная устная работа

 

 

Омонимичные (суффиксы уменьшительно-ласкательные и со значением лица)

 

 

Выполняют физминутку

 

 

Познавательные: поиск необходимой информации  в учебнике, построение речевого высказывания, построение рассуждения;

коммуникативные: учёт разных мнений, построение монологического высказывания; 

регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой форме; 

личностные: развитие познавательных интересов.

6. Закрепление (коллективная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 11)

 

 

 

 

 

Предлагает выполнить задания на закрепление:

1. - Продиктуйте друг другу по 3 слова на правило.

2.«Выборочный  лексический диктант»

–  Еще раз закрепим полученные знания. Я читаю предложения, а вы определяете слово по лексическому значению,  пишите существительные с суффиксами –ЧИК  -ЩИК в два столбика, обозначив  орфограмму.

1). Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.

2). Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.

3). Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.

4). Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.

 

3.- Найдите 4-е лишнее:

Пильщик                   разведчик

Сплавщик                 птенчик

Плащик                     разносчик

Каменщик                летчик

- Объясните свой выбор.

 

- Проанализируйте слова и сделайте вывод, когда перед этими суффиксами пишется Ь.

- Проверьте, соответствуют ли ваши открытия материалам учебника? (стр.110)

- Расскажите друг другу, что вы узнали из учебника.

 

 

 

 

Пишут со взаимопроверкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь. Коллективная проверка

 

 

 

 

 

 

 

Ищут слова

(плащик, птенчик – это суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, они не имеют значения лица)

 

 

 

Делают вывод (только после Л)

 

Познавательные: использование алгоритма для выполнения задания; 

коммуникативные: умение приходить к общему решению; 

регулятивные: оценка правильности выполнения задания, внесение необходимых корректив.

7. Закрепление (самостоятельная работа)

- Выполните самостоятельно  упр. 111

 И проверьте друг у друга.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Познавательные: использование алгоритма для выполнения упр; 

коммуникативные: умение корректно делать замечания и адекватно восприеиматьих;

 регулятивные: внесение необходимых корректив.

8. Рефлексия

 

(слайд 12)

(слайд 13)

 

 

 

 

 

(слайд 14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит рефлексию:

 

1. - Вставьте, где нужно мягкий знак.

2.  –Вставьте пропущенные суффиксы

 

3.- Какие открытия вы сделали на уроке?

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Достигли ли мы ее?

 

3.Домашнее задание на выбор:

1). Упр.112

2). Написать сказку о суффиксах –чик и –щик.

3). Написать сочинение-миниатюру о профессиях, употребив слова с суффиксами –чик, -щик

 

4. Выставление оценок.

 

 

Работают со слайдами.

 

 

Фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы

 

 

 

Записывают домашнее задание по выбору.

Личностные: формирование границ собственного знания «незнания»; 

познавательные: сравнение и классификация по заданным критериям, построение рассуждения; 

коммуникативные: построение монологического высказывания;

 регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив.

 


 

Посмотрите также