Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание суффиксов существительных -чик,-щик.
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание суффиксов существительных -чик,-щик.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
17.10.2021
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание суффиксов существительных -чик,-щик.
Материал урока представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС.
Правописание суффиксов.docx

Технологическая карта урока «Правописание суффиксов существительных -чик, -щик»

Автор урока: Даньшина Ирина Николаевна, группа 20181006/72/2/ДУ, «Деятельность учителя русского языка и литературы  в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта «Педагог», «Современный урок в условиях реализации ФГОС», обучение с  06 по 20 декабря 2018 г.

Учебный  предмет:  русский язык

Класс: 6

Тема урока

Правописание суффиксов –чик, -щик

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цели урока

Содержательные:  выявить способ определения верного написания букв ч и щ в суффиксах существительных –чик, -щик.

Деятельностные: 1) продолжить развитие умения формулировать тему и проблемный вопрос урока;

2) формировать умение устанавливать сходства и различия в языковых явлениях;

3) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;

 4) выработать умение отличать суффиксы-омонимы;

5) сформировать умение определять выбор правильного написания суффиксов –чик, -щик;

6) формировать адекватную позитивную самооценку.

Автор  УМК: 

 

В.В.Бабайцева

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности, определятьопределять способ верного написания суффиксов –чик и -щик

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения, применять знания для написаниясуффиксов существительных; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между языковыми единицами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 

 1.Организационный этап

(слайд 1)

 

Приветствие.

Работа с эпиграфом

- Ребята, прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его смысл? «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». (Л.Н. Толстой)

Тогда вперёд, за новыми знаниями!

Отвечают на приветствие учителя, проверяют готовность к уроку.

Комментируют эпиграф.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные:  целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2. Мотивация к деятельности

(Слайд 2)

Учитель предлагает выполнить задание:

1.Вставить пропущенные буквы в слова: бе...покойный, ворч...нья, э(ф,фф)ект, зам...рать, во...кзал, в...помнить. (суффикс)

2. – Попробуйте выдвинуть предположение о теме урока.

 

 

 

Вставляют буквы, читают получившееся слово (суффикс).

 

Выдвигают предположение о теме урока

 

 

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

 познавательные: формулирование темы; 

коммуникативные: формирование собственного мнения; 

регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме.

 

3.Актуализация знаний

 

 

(слайд 3)

 

 

1.Актуализация имеющихся знаний:

- Вспомните, что такое суффикс.

2. Повторение изученного:

-Мы изучили правописание суффиксов –ек, -ик. Напомните, пожалуйста, когда пишутся эти суффиксы.

Вспоминают, что такое суффикс

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

владеть монологической

 речью,  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

4.Создание проблемной ситуации.

(слайд 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 6)

Учитель создает проблемную ситуацию:

1.  - От данных слов образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик, -щик: груз, буфет, рассказ.

- Запишите их на лист.

 

 

 

- Почему слова написаны по-разному?

 

- Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

- Чего мы не знаем?

 

 

- Уточните тему урока? Запишите её в тетрадь. ( Правописание суффиксов существительных –ЧИК и –ЩИК)

 

- Какую цель вы поставите перед собой?

 

 

2.Предлагаются картинки с изображением профессий:

- Разделите слова с суффиксами на группы:

           -чик                                      -щик

 

- Какое значение имеют эти суффиксы? (значение лица)

 

 

 

 

 

 

 

Класс разбивается на пары. Закончив работу, каждая группа вывешивает свой лист на доску. Могут быть варианты:

Грузчик и грузщик,

буфетчик и буфетщик,

рассказчик и рассказщик.

По-разному написаны слова.

 

Употребление суффиксов существительных

–чик, -щик?

 

 

Формулируют тему урока

 

 

 

Ставят цели. (Узнать, когда пишется –чик, а когда –щик)

 

 

 

Распределяют слова по группам

Записывают в тетрадь.

 

Определяют значение суффиксов

Коммуникативные: умение работать в группе;

познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели;                             

личностные: развитие учебных мотивов;

 регулятивные: целеполагание;.

5. Пробное учебное действие

 

 

 

 

 

 

(слайд 7-8)

 

 

 

 

 

 

(слайд 9)

Организует работу по осмыслению темы.

- Понаблюдайте, после каких согласных пишется  суффикс –чик, -щик.

 

- Расскажите друг другу о ваших наблюдениях

 

 

- Предлагаю для запоминания букв подсказки. Они на слайдах.

- Составьте алгоритм применения правила правописания суффиксов –чик, -щик.

 

- Давайте на минутку заглянем в фотогалерею: 

Сарайчик- грузчик, магазинчик- лётчик, карманчик – переводчик, стульчик-перебежчик, пальчик -  разносчик.

- Посмотрите на слова, один и тот же суффикс или разные имеются в данных парах слов?

 

-Обоснуйте свой ответ, как называются такие суффиксы?

 

Проводится физминутка:

 

Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!

Немного отдохнули?

 Тихо сели,  продолжаем работу.

 

 

Проводят исследования слов. Делают выводы.

Самостоятельно работают со словами

Парная речевая работа.

 

Записывают в тетрадь.

 

 

Работают в парах. Озвучивают.

Корректируют свои записи.

 

 

 

Коллективная устная работа

 

 

Омонимичные (суффиксы уменьшительно-ласкательные и со значением лица)

 

 

Выполняют физминутку

 

 

Познавательные: поиск необходимой информации  в учебнике, построение речевого высказывания, построение рассуждения;

коммуникативные: учёт разных мнений, построение монологического высказывания; 

регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой форме; 

личностные: развитие познавательных интересов.

6. Закрепление (коллективная работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 11)

 

 

 

 

 

Предлагает выполнить задания на закрепление:

1. - Продиктуйте друг другу по 3 слова на правило.

2.«Выборочный  лексический диктант»

–  Еще раз закрепим полученные знания. Я читаю предложения, а вы определяете слово по лексическому значению,  пишите существительные с суффиксами –ЧИК  -ЩИК в два столбика, обозначив  орфограмму.

1). Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.

2). Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.

3). Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.

4). Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.

 

3.- Найдите 4-е лишнее:

Пильщик                   разведчик

Сплавщик                 птенчик

Плащик                     разносчик

Каменщик                летчик

- Объясните свой выбор.

 

- Проанализируйте слова и сделайте вывод, когда перед этими суффиксами пишется Ь.

- Проверьте, соответствуют ли ваши открытия материалам учебника? (стр.110)

- Расскажите друг другу, что вы узнали из учебника.

 

 

 

 

Пишут со взаимопроверкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь. Коллективная проверка

 

 

 

 

 

 

 

Ищут слова

(плащик, птенчик – это суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, они не имеют значения лица)

 

 

 

Делают вывод (только после Л)

 

Познавательные: использование алгоритма для выполнения задания; 

коммуникативные: умение приходить к общему решению; 

регулятивные: оценка правильности выполнения задания, внесение необходимых корректив.

7. Закрепление (самостоятельная работа)

- Выполните самостоятельно  упр. 111

 И проверьте друг у друга.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Познавательные: использование алгоритма для выполнения упр; 

коммуникативные: умение корректно делать замечания и адекватно восприеиматьих;

 регулятивные: внесение необходимых корректив.

8. Рефлексия

 

(слайд 12)

(слайд 13)

 

 

 

 

 

(слайд 14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит рефлексию:

 

1. - Вставьте, где нужно мягкий знак.

2.  –Вставьте пропущенные суффиксы

 

3.- Какие открытия вы сделали на уроке?

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Достигли ли мы ее?

 

3.Домашнее задание на выбор:

1). Упр.112

2). Написать сказку о суффиксах –чик и –щик.

3). Написать сочинение-миниатюру о профессиях, употребив слова с суффиксами –чик, -щик

 

4. Выставление оценок.

 

 

Работают со слайдами.

 

 

Фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы

 

 

 

Записывают домашнее задание по выбору.

Личностные: формирование границ собственного знания «незнания»; 

познавательные: сравнение и классификация по заданным критериям, построение рассуждения; 

коммуникативные: построение монологического высказывания;

 регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив.

 


 

Технологическая карта урока «

Технологическая карта урока «

Этап Деятельность учителя

Этап Деятельность учителя

Создание проблемной ситуации. (слайд 4) (слайд 5) (слайд 6)

Создание проблемной ситуации. (слайд 4) (слайд 5) (слайд 6)

Организует работу по осмыслению темы

Организует работу по осмыслению темы

Предлагает выполнить задания на закрепление: 1

Предлагает выполнить задания на закрепление: 1

Предлагает выполнить задания на закрепление: 1

Предлагает выполнить задания на закрепление: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2021