Конспект урока русского языка в 6 классе "Основные способы образования слов в русском языке (приставочный)"
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 6 классе "Основные способы образования слов в русском языке (приставочный)"

Оценка 4.8
docx
11.12.2022
Конспект урока русского языка в 6 классе "Основные способы образования слов в русском языке (приставочный)"
Конспект урока русского языка в 6 классе Основные способы образования слов в русском языке.docx

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема:  Основные способы образования слов в русском языке (приставочный).

Цель: Повторить сведения о морфемах. Рассказать о способах образования новых слов с помощью приставок и суффиксов. Научить определять способ образования слова по плану словообразовательного разбора. Развитие умения выделять главное. Развитие умения сопоставления. Развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.

Ход урока

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение темы и цели урока

запись числа, темы урока в тетрадь.

4.Изучение нового материала

Слово учителя

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

Способы образования слов:

1. Приставочный:   Приехать        ехать

2. Суффиксальный:  мячик         мяч

3. Приставочно-суффиксальный:  Заморский         море

4. Бессуфиксный:   Переход         переходить

5. Сложение основ:    Луноход         Луна, ходить.

6. Сложение слов:   Диван-кровать, парнишка-боец, ракета-носитель.

7. Переход из одной части речи в другую:   Ванная комната         ванная.

8. Аббревиация:   вуз          высшее учебное заведение.   МГУ       Московский государственный университет.

Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, показывающий последовательность их образования.     Водянистый          водяной         вода.

 

Работа с учебником чтение правила с.94-95

Выполнение упр.168 устно

Работа с карточками

 

Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

Ключ:

суффиксальный

приставочный

приставочно-суффиксальный

сложение основ и слов

переход одной части речи в другую

1

(1) Камен/щик/

(2) за/шел

(3) при/бреж/н/ый

(4) диван-кровать

(5) ванная

2

(7) зим/н/ий

(10) рас/смешить

(8) пере/беж/к/а

(6) парнишка-боец

(9) столовая

3

(12) морж/ов/ый

(15) при/ехать

(13) под/снеж/н/ик

(11) ракета-носитель

(14) новенький

 

Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:

Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.

Ключ:

приставочный

суффиксальный

приставочно-суффиксальный

сложение основ и слов

переход из одной части речи в другую

бессуфиксный

1.

(5) рас/свет

березовый

подснежник

Ленинград

столовая

слёт

2.

(7) с/бить

моржовый

приговаривать

вертолет

прохожий

вздох

3.

(14) под/группа

платочек

загородный

вечнозеленый

рабочий

 

4.

(16) сверх/мощная

тишина

 

меч-рыба

 

 

5.

(22) вы/думать

 

 

стенгазета

 

 

 

Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:

(1) Газета, (2) мяч, (3) почет, (4) рад, (5) денёк, (6) садовый, (7) сказка, (8) умный.

Ключ:

(1) газета - газетчик; летчик, наводчик, переводчик.

(2) мяч - мячик; мячик, шарик, топорик.

(3) почет - почетный; грамотный, знатный, платный.

(4) рад - радость; внешность, бледность, жалость.

(5) день - денёчек; замочек, мешочек, платочек.

(6) садовый - садовник; печник, ученик, лесник.

(7) сказка - сказочка; лавочка, саночки, баночка.

(8) умный - умненький; беленький, серенький, тоненький.

 

Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, обра­зо­ванные приставочным способом, 2) слова, обра­зо­ванные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):

(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.

Ключ:

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

1.

(1) Соавтор (автор)

(2) собеседник (беседа)

2.

(3) пригород (город)

(4) пригорок (гора)

3.

(5) разговор (говорить)

(6) бессмыслица (смысл)

4.

(8) сбежать (бежать)

(7) освежить (свежий)

 

Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

Ключ:

(1) Славный – бес/славный (приставочный),

(2) двор – двор/ец (суффиксальный),

(3) барабан – барабан/щик (суффиксальный),

(4) беру – раз/беру (приставочный),

(5) дно – без/дон/н/ый (приставочно-суффиксальный),

(6) выходить – выход (бессуфиксный).

 

Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложное слово:

(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

Ключ:

(1) Вода, проводить - водопровóд.

(2) ловить, рыба - рыболов.

(3) копать, земля - землекоп.

(4) строить, самолеты - самолетостроитель.

(5) газ, проводить - газопровóд.

(6) лед, колоть - ледокол.

(7) общий, жить - общежитие.

(8) атом, ходить - атомоход.

(9) буря, ломать - бурелом.

(10) путь, шествовать - путешествие.

(11) луна, ходить - луноход.

(12) вода, падать – водопад.

 

Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):

(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.

Ключ:

(1) Барабан – барабан/щик, (2) табун – табун/щик, (3) трактор – трактор/ист, (4) журнал - журнал/ист, (5) программа – программ/ист, (6) артиллерия – артиллер/ист, (7) учить – учи/тель, (8) воспитать – воспита/тель.

 

Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:

(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.

Ключ:

(1) Интерес – интерес/н/ый, (2) учеба – учеб/н/ый, (3) гигант – гигант/ск/ий, (4) стихия – стихий/н/ый, (5) магистраль – магистраль/н/ый.

 

Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

(1) Давний strpr ... strpr недавно; (2) теннис strpr ... strpr теннисистка; (3) велосипед strpr ... strpr велосипедистка; (4) блистать strpr ... strpr блистательность; (5) разделить strpr ... strpr разделительный.

Ключ:

(1) Давний strpr ... (недавний) strpr недавно;

(2) теннис strpr ... (теннисист) strpr теннисистка;

(3) велосипед strpr ... (велосипедист) strpr велосипедистка;

(4) блистать strpr ... (блистательный) strpr блистательность;

(5) разделить strpr ... (разделитель) strpr разделительный.

 

Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?

(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал.

(2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется.

(3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко.

(4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

Ключ:

(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (Прилагательное - существительное).

(2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (Существительное – прилагательное).

(3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (Прилагательное - существительное).

(4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм. (Существительное – прилагательное).

 

ТЕСТ


1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) записать, разжечь;

2) покусать, вкусный;

3) подвижный, подписка.

 

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

1) травяной, безрукавка;

2) березовый; лесной;

3) домик, ошейник.

 

3. В каком ряду все слова образованы приставочно - суффиксальным способом?

1) вырастить, росточек;

2) заплыв, опилки;

3) наездник, записка.

 

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) перерыв, ленточка;

2) осиновый, заплыв;

3) переход, заход.

 

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?

1) бензовоз, плащ – палатка;

2) ледокол, пароход;

3) самовар, столовая.


Ответы: 1-1, 2-2, 3-3, 4-3, 5-2

 

Выпонение упр.169  170  171   172  173  174  175  176

 

Подведение итогов  - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морфемика и словообразование

Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:

Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.

Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:

(1) Газета, (2) мяч, (3) почет, (4) рад, (5) денёк, (6) садовый, (7) сказка, (8) умный.

Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, обра­зо­ванные приставочным способом, 2) слова, обра­зо­ванные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):

(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.

Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

(1) Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

 

 

 

 

 

Морфемика и словообразование

Задание № 1: распределите слова на группы в зависимости от способа их образования:

(1) Каменщик, (2) зашел, (3) прибрежный, (4) диван-кровать, (5) ванная, (6) парнишка-боец, (7) зимний, (8) перебежка, (9) столовая, (10) рассмешить, (11) ракета-носитель, (12) моржовый, (13) подснежник, (14) новенький, (15) приехать.

Задание № 2: из данного перечня выпишите только те слова, которые образованы приставочным способом:

Слова для справок: (1) березовый, (2) слёт, (3) Ленинград, (4) тишина, (5) рассвет, (6) подснежник, (7) сбить, (8) моржовый, (9) вертолет, (10) столовая, (11) приговаривать, (12) вечнозеленый, (13) вздох, (14) подгруппа, (15) прохожий, (16) сверхмощная, (17) загородный, (18) меч-рыба, (19) стенгазета, (20) рабочий, (21) платочек, (22) выдумать.

Задание № 3: а) от данных слов с помощью суффиксов -чик, -ик, -н-, -ость-, -ек, -ник, -очк, -еньк- образуйте новые слова; б) для каждого суффикса подберите по 2 новых слова:

(1) Газета, (2) мяч, (3) почет, (4) рад, (5) денёк, (6) садовый, (7) сказка, (8) умный.

Задание № 4: распределите слова в две колонки: 1) слова, обра­зо­ванные приставочным способом, 2) слова, обра­зо­ванные приставочно-суффиксальным способом. Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова от исходных (исходные слова запишите рядом в скобках):

(1) Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать.

Задание № 5: назовите способ образования слов, выделенных жирным шрифтом:

(1)   Славный – бесславный, (2) двор – дворец, (3) барабан – барабанщик, (4) беру – разберу, (5) дно – бездонный, (6) выходить – выход.

(2)   Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:

(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):

(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.

Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:

(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.

Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

(1) Давний strpr ... strpr недавно; (2) теннис strpr ... strpr теннисистка; (3) велосипед strpr ... strpr велосипедистка; (4) блистать strpr ... strpr блистательность; (5) разделить strpr ... strpr разделительный.

Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?

(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

 

Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово:

(1) Вода, проводить; (2) ловить, рыба; (3) копать, земля; (4) строить, самолеты; (5) газ, проводить; (6) лед, колоть; (7) общий, жить; (8) атом, ходить; (9) буря, ломать; (10) путь, шествовать; (11) луна, ходить; (12) вода, падать.

Задание № 7: к каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию (в полученных словах выделите суффиксы):

(1) Барабан, (2) табун; (3) трактор, (4) журнал; (5) программа, (6) артиллерия; (7) учить, (8) воспитать.

Задание № 8: от данных существительных суффиксальным способом образуйте прилагательные:

(1) Интерес, (2) учеба, (3) гигант, (4) стихия, (5) магистраль.

Задание № 9: восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

(1) Давний strpr ... strpr недавно; (2) теннис strpr ... strpr теннисистка; (3) велосипед strpr ... strpr велосипедистка; (4) блистать strpr ... strpr блистательность; (5) разделить strpr ... strpr разделительный.

Задание № 10: в данных парах предложений найдите слова-омонимы, которые относятся к разным частям речи, подчеркните их как члены предложения. Какой словообразовательный процесс они иллюстрируют?

(1) (а) Раненая нога долго не заживала. (б) Раненый тихо стонал. (2) (а) На перроне вокзала продавали мороженое. (б) Мороженое мясо долго сохраняется. (3) (а) Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. (б) Столовая находилась недалеко. (4) (а) Свою норму рабочий выполнил досрочно. (б) Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

 

ТЕСТ


1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) записать, разжечь;

2) покусать, вкусный;

3) подвижный, подписка.

 

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

1) травяной, безрукавка;

2) березовый; лесной;

3) домик, ошейник.

 

3. В каком ряду все слова образованы приставочно - суффиксальным способом?

1) вырастить, росточек;

2) заплыв, опилки;

3) наездник, записка.

 

 

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) перерыв, ленточка;

2) осиновый, заплыв;

3) переход, заход.

 

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?

1) бензовоз, плащ – палатка;

2) ледокол, пароход;

3) самовар, столовая.




 


 

Конспект урока русского языка в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе

Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, показывающий последовательность их образования

Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, показывающий последовательность их образования

Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать

Соавтор, (2) собеседник, (3) пригород, (4) пригорок, (5) разговор, (6) бессмыслица, (7) освежить, (8) сбежать

Давний ... недавно; (2) теннис

Давний ... недавно; (2) теннис

Морфемика и словообразование

Морфемика и словообразование

Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово: (1)

Задание № 6: от каждой пары слов образуйте сложносокращенное слово: (1)

ТЕСТ 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка

ТЕСТ 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022