Конспект урока русского языка
в 6 классе
«Притяжательные местоимения»
Подготовил:
учитель русского языка и литературы
Сардаров Магомед Сардарович
Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику
Тема. Притяжательные местоимения.
Цель: ознакомить со значением и способами изменения притяжательных местоимений.
Задачи:
-закрепление знаний об изученных разрядах местоимений;
-выработка орфографической и пунктуационной грамотности;
-развитие памяти, речи в употреблении местоимений;
-воспитывать вежливость в обращении к человеку.
Оборудование: таблица «Притяжательные местоимения», презентация.
Ход урока.
I Организационный момент.
1. Проверка готовности класса к уроку.
2. Сбор тетрадей с домашней работой.
I I Актуализация пройденных знаний.
1.Словарный диктант с заданием.
- Определить разряд местоимений.
неопр. лич. отр. неопр. лич отн вопр возв отн неопр
Кое-кому, я, никто, чей-то, ко мне, который, сколько? о себе, какой, какой-нибудь,
неопр отр отр
некто, ничей, не с кем.
2. –Слитно или раздельно? Не или ни? Вспомните орфограмму «Слитные или раздельные написания не и ни в отрицательных местоимениях». Предложения на доске, раскройте скобки.
(Н…) спеши хватать руками (н…) чего, что лежит в тарелке.
(Н…) толкай (н…) кого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.
(Н…) с кем громко (н…) разговаривай, (н..) старайся (н…) кого перекричать.
3. Устный опрос.
а) Как образованы отрицательные местоимения? (от вопросительных с помощью приставок не- и ни-)
б) Когда приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях пишутся слитно и раздельно? (если местоимение употребляется с предлогом, то пишется раздельно)
в) что выражают отрицательные местоимения? (отсутствие чего-либо)
I I I Формирование новых понятий умственной деятельности.
- Сегодня мы будем изучать притяжательные местоимения (таблица) Мой, твой, наш, ваш, свой указывают , какому лицу принадлежит предмет и отвечают на вопрос чей? (чьё? чья? чьи?).
-В каком столбике прилагательные, а в каком местоимения? Определите род и число.
мамин брат |
твой дом |
М.р. ед.ч. |
волчья нора |
моя книга |
Ж.р. ед.ч. |
заичьи уши |
наши дела |
Мн.ч. |
воронье гнездо |
своё окно |
Ср.р ед.ч |
-Притяжательные местоимения, как и прилагательные, изменяются по числам, по родам и падежам. В предложении данные местоимения являются определениями.
Просклоняем притяжательное местоимение
И. твой дом
Р. твоего дома
Д. к твоему дому
В. твой дом
Т. твоим домом
П. о твоём доме
В значении притяжательных местоимений используются личные местоимения в форме Р.п.: его, её, их.
Девочка отдала подруге её книгу.
Учительница взяла у ребят их рисунки.
IV. Формирование умений и навыков умственной деятельности.
1. Упражнение 406.
–Замените выделенные существительные местоимениями.
Советуется с товарищем брата.- Советуется с его товарищем.
Расспрашивает о противнике – о нём.
Заботишься о ребёнке соседа - о его ребёнке.
Сердится на сестру – на неё.
Тревожишься за друга отца- за его друга.
Шутили над подругой Веры – над её подругой.
Шутила с подругой- с ней.
2. Устно. Развитие речи.
-Устраните недочёты. В каких предложениях местоимения употреблены неправильно?
его
Алёша любил книги, они стали своими лучшими друзьями.
своими
Крылов упорно работал над его баснями.
Каштанка услыхала своё имя и побежала за хозяином.
свою
Девочка отдала подруге их книгу.
3.-Правильное употребление местоимений ваша главная задача. Надо говорить : их, а не ихний, ихних, ихнем.
ГОВОРИТЕ: ИХ (не ихний)
|
4. упражнение 407. – Устраните недочёты в употреблении местоимений. Спишите.
В 1-м вместо «ихних»- их; во2-м – «ихнем» - их, в 3-м – «его» - свою;
в 4-м – «его» –их; в 5-м – «её» - их.
5. Поговорим о вежливости.
Писателю задали вопрос: «Сколько частей будет в (вашей, Вашей) книге?»
Учитель вошёл в класс и сказал: «Ребята, мне было интересно читать (ваши, Ваши) сочинения».
-Объясните выбор местоимений. В каком предложении обращение к группе лиц? (во втором) А в каком- к одному человеку?
Вывод: местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.
6. Учебник стр. 157.
-Прочтите два письма М.Горького.
-Почему в первом письме выделенные местоимения написаны с маленькой буквы? Во втором письме – с большой буквы?
-Запишем по одному предложению из каждого текста, преобразуя, заменяя местоимения 2-ого лица местоимениями 3-его лица (слова вы, ваш со значением множественного числа заменяются словами они, их и словами он, его; употреблены эти слова как форма вежливости)
-О чём писал Горький ребятам? Антону Семеновичу?
1. М. Горький писал ребятам, что был рад получить их письма, рад, что они организуют оркестр.
2.М.Горький писал Антону Семеновичу, что прочитал его книжку, что он очень хорошо изобразил ребят.
V. Итог урока.
-О каких местоимениях мы на уроке говорили?
-Что вы узнали о притяжательных местоимениях?
-Очень хорошо работали на уроке…..
-Чуть слабее, но очень старались….
-Остальным надо хорошо и упорно поработать ещё дополнительно.
Домашнее задание.
Упр.408. Озаглавьте текст. Списать, подчеркивая одной чертой местоимения, и при списывании укажите в скобках разряд местоимения, обозначьте падеж.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.