Конспект урока русского языка в 7 классе (коррекционная школа VIII вида).Урок 89. Тренировочные упражнения по теме "Местоимение".

  • docx
  • 17.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 89. Тренировочные упражнения по теме Местоимения.docx

Урок 89. Тема урока: Тренировочные упражнения по теме «Местоимения».

Цели: - продолжать знакомство с железной ,вокзалом

- воспитывать уважительное отношение к профессиям железнодорожной магистрали.

- развивать диалогическую речь, умение правильно строить предложения, четко отвечать на вопросы, расширять активный словарь детей.

-развивать познавательные процессы у детей.

-знакомить детей с историей возникновения железнодорожного транспорта.

-продолжить знакомство с правилами безопасного поведения на железной дороге.

Оборудование: - карточки;

                          - компьютер,

- интерактивная доска, презентация.

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

Учитель: Скороговорка с детьми :

Паровоз, паровоз

Нас на станцию привёз.

Сто железных колёс

Наш имеет паровоз.

Проверка домашнего задания.

- Что было задано? Выучили? Сейчас проверим!

Учитель: Теперь открываем тетради. Записываем число, классная работа.

Автобус, трамвай, троллейбус, поезд, мотоцикл, автомобиль, самолет, корабль, велосипед, вертолет.

-Молодцы! Сегодня мы с вами совершим путешествие по морю знаний на вокзал, где познакомимся с железнодорожным транспортом. Мы будем выделять местоимения в речи, поупражняемся в определении лица местоимений. Будем работать дружно, помогая и советуясь друг с другом. Мы все одна команда! Итак, в путь!

3. Формулирование темы и целей урока.

-Какую часть речи мы изучаем?

-Для чего люди используют местоимения в речи?

-Какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицу?

Учитель: Задание игрового характера

Детям раздаются карточки со словами: дорога, поезд, здание, вагоны, платформа, проводник, расписание. Нужно вспомнить, что обозначают слова «он», «она» , «оно», «мы» , выписать на доску эти существительные . (Дети работают самостоятельно и выходят к доске по очереди, кто как подготовился.)

 

В результате на доске появляется запись:

 

она

оно

мы

Поезд

Проводник

Дорога

Платформа

 

Расписание

Здание

 

Вагоны

Учитель: Давай найдем местоимения в тексте - ксерокопия. От выделенных слов поставим вопрос к местоимению и определим падеж.

Образец:

У меня был (У кого?) Р.п

Мы поехали (кто?) И.п.

Мы вошли (кто?)И. п

я волновался (кто?) И.п

они встречали (кто?) И.п.

у него были (у кого? ) Р.п.

поцеловал его (кого?) Р.п.

ФИЗМИНУТКА

-Молодцы справились….

Учитель:- Посмотрите на экран.

Учитель: - Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

но, он, оно, она, они (но союз)

я, они, на, ты (на предлог)

он, она, они, оно (они мн. число)

я, Яна, ты, вы (Яна сущ., имя)

он, она, они, я (1 лицо)

Проверка

Учитель: Спишите текст. В стоящих рядом предложениях замените повторяющиеся существительные на местоимения 3-го лица:

На вокзал прибыл поезд. Поезд был пассажирский. Из вагонов вышли люди. Люди спешили и суетились. На платформе стояли встречающие. Встречающие держали в руках цветы.

- А теперь поиграем в словесные игры.

Слайды

- Какие слова содержат в себе местоимения 3 лица?

бетон, вагон, перрон, расписание, дорога

Физминутка

Домашнее задание Упр. 229, стр. 178

7.                  Итог урока. Читаю стихотворение

Я и вы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные,

Это без сомнения,

Всё (хором) местоимения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Карточка № 1

Ты – редактор. Замените выделенные имена существительные местоимениями.

                                                              Лиса.

     Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

    она у   нее       ей      она
 

 


                                                                                                                                                             

_____________________________________________________________________________

                                                          Карточка № 2

Выбери.  Спишите, используя нужные местоимения.

      Вчера я дежурил в классе. Вместе со (я/ты/мной) дежурила Катя.

      Катя проветрила класс, полила цветы. Я вытер доску и парты. Доска у  (оно/я/меня)

так и блестела.

     Класс у (нас/мы/неё) был в образцовом порядке.

______________________________________________________________________________

                                                              Карточка № 3.

Загадки. Вставьте пропущенные местоимения.

1.      ……., смотри, ……….не трожь………

….. колючий шарик.

 

2.      В ……льется, из ……..льется,

сама по земле плетётся.

 

3.      Держит девочка в руке облачко на стебельке.

стоит дунуть на……..- и не будет ничего.

 

 

 

                                            Карточка № 4.

Ты – редактор.

Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

1.Недавно я взял в библиотеке книгу русских пословиц. Из книги я многое узнал об обычаях нашего народа.

 

2. Саша рассказал нам возможных полетах человека к далеким звездам. У Саши хорошая библиотека научной фантастики.

 

3.Мы выписывает журнал «Юный натуралист».  В журнале много интересных материалов о жизни и природе.

4.В нашу библиотеку привезли новые книги. Сегодня мы познакомились с новыми книгами.

___________________________________________________________________________

                                                      

                                                                        Карточка № 5

Запомни!  Прочитайте, правильно употребляя местоимение   ИХ.

Таня и Саша учатся в нашей школе, а ………… мама работает учительницей физкультуры.

 

……. смех и шутки сразу всем подняли настроение.

 

Мы дружно подхватили ………песню.

 

Об …….. подвиге узнала вся страна.

 

 

 

Дидактические упражнения по теме «Местоимение».

1. Прочитай.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове МЫ сто тысяч Я.

(Р. Рождественский)

Напиши по памяти. Подчеркни местоимения. Обозначь лицо.

2. Прочитай.

Летом на тополях появляется пух. Он покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Лёгкие пушинки залетают в окна. Они приносят много хлопот хозяйкам. Люди вывели новое тополиное дерево. Оно рано зеленеет и не даёт пух.

Спиши. Подчеркни местоимения и существительные, вместо которых они употреблены. Подчеркни слова, в которых нужно проверить безударную гласную в корне.

3. Из слов составь предложения. Расположи предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу.

1)Она, но, глубокая, неширокая;

         От дома, река, течёт, недалеко.

 

2)Журчит, где-то, поблизости, ручей;

           Постоянно, куда – то, он, торопится.


 

4. Прочитай.

Ты по стране идёшь. И нет такой преграды,

Чтобы тебя остановить могла.

Перед тобой смолкают водопады

И отступает ледяная мгла.

Ты по стране идёшь. И все свои дороги

Перед тобой раскрыла мать- земля,

Тебе коврами стелются под ноги

Широкие колхозные поля.

Спиши. Подчеркни местоимения. В выделенных словах подчеркни общую для них орфограмму.

5. Спиши предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на …. Прекрасное впечатление.

Я вчера весь вечер звонил … , но у … постоянно было занято.

… учусь с Володей с первого класса. Я очень хорошо знаю … и давно дружу с … .

У … есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

6. Прочитай.

Недавно я взял в библиотеке книгу русских пословиц. Из книги я многое узнал об обычаях нашего народа.

В нашу библиотеку привезли новые книги. Сегодня мы познакомились с новыми книгами.

Саша рассказал нам о возможных полётах человека к далёким звёздам. У Саши хорошая библиотека научной фантастики.

Мы выписываем журнал «Юный натуралист». В журнале много интересных материалов о жизни и природе.

       Спиши, заменяя выделенные слова личными местоимениями.


 

7. Прочитай отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

1)Приплыла к ( он) рыбка, спросила:

          «Чего ( ты) надобно, старче?»

 

2)Пошёл он ко своей землянке,

          А землянки нет уж и следа;

          Перед ( он) изба со светёлкой … .

 

3)Перед ( она) усердные слуги;

          Она бьёт их, за чупрун таскает.

 

4)На ( он ) прикрикнула старуха,

           На конюшню служить ( он) послала.

 

5)« Как ты смеешь, мужик, спорить со ( я)

              Со ( я) , дворянкой столбовою?

8.Спиши, правильно употребляя местоимения.

Об … подвиге узнала вся страна. 2) …. Смех и шутки сразу всем подняли настроение. 3) … дружно подхватили … песню. 4) Мои друзья занимаются в фотокружке. Свои работы … показывали на выставке. 5) Таня и Саша учатся в нашей школе, а … мама работает учительницей физкультуры.

9. Спиши предложения, употребляя местоимения в нужной форме.

1)К ( мы) в класс пришёл новый ученик и быстро подружился с … . У … в классе сложился хороший коллектив.

2)Вожатый собирал с ( мы) металлолом. «С (вы) приятно работать, - сказал он. – У ( вы) работа спорится. Мы пришлём к ( вы) ребят перенять опыт».

3)Комсомольцы – наши шефы. Мы с (они) ходим в походы. У ( они) мы научились быстро ставить палатки, разжигать костёр.


 

10 Подумай и отгадай.

1)Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

2)Сколько личных местоимений в слове семья?

3)Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог слова –

детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно.

4)Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ.

5)Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают - мелкая клевета или клеветник.

6)Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.

                                                                            ( ямы, семья, якорь, тыква, ябеда, ящик)