Конспект урока русского языка в 7 классе (коррекционная школа VIII вида).Урок 90. Деловое письмо. Письмо лицеисту Пушкину.

  • docx
  • 17.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 90. Деловое письмо. Письмо лицеисту Пушкину..docx

Русский язык, 7 класс.

Дата________________

Урок 90. Тема урока: Деловое письмо. Письмо лицеисту Пушкину.

Цель урока: познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания письма.

Задачи урока:

Образовательные: знакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания; закрепить знания по теме «Местоимение»; повторить краткие сведения из биографии А. С. Пушкина.

Развивающие: способствовать формированию информационной культуры школьников; развивать интерес к эпистолярному жанру, творческие способности, устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.                                                                                                        Оборудование: опорные таблицы, карточки, «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка», словарные слова, портрет А. С. Пушкина- лицеиста, орфографическое лото.

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие обучающихся, эмоциональный настой, проверка подготовленности к уроку.

2. Проверка д/з. Упр. 227, стр. 176.

3. Объявление темы и цели урока.

Загадки:

Летит листок-хранитель строк,                          Проглотил железный ящик
На запад и восток,                                               Сто пичужек говорящих
На север и на юг.                                                  Но бумажные скворцы
Листок получит друг.                                          Улетят во все концы

(письмо)                                                                  (почтовый ящик и письма)

Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

Сегодня на уроке мы будем писать письмо.

Как вы думаете, что такое письмо? Суждения обучающихся.

 Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо».  

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)

Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

- Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма).

Есть ли какие-то правила написания письма?

Сегодня на уроке мы

-  познакомимся с историей письма;

-  будем учиться писать письмо;

- вспомним, из каких частей состоит письмо.

План составления письма.  (на доске).

1.                 Вступление.

Обращение.

Сведения о себе.

2.                 Основная часть.

Рассказ о чём-либо.

3.                 Заключение.

Вопросы к адресату.

Прощание.

Число и подпись. 

4. Работа по теме урока.

Кому мы сегодня будем писать письмо?  (на доске портрет Пушкина – лицеиста).  Кого вы видите на портрете? К какому периоду жизни поэта он относится?

Словарная работа. Адресат - лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.

Адресант - лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.

Словарная работа. Биография.

Как называлось учебное заведение, в котором учился А. С. Пушкин? Царскосельский лицей.

Как называли учеников, которые учились в лицее? Лицеист.

5. Физкультминутка

Сели мы писать письмо

Очень важное оно.

Долго мы его писали

И немножечко устали.

Разомнемся, отдохнем

И опять писать начнем.

6. Работа с учебником.

Прочитать план составления письма. Записать в тетрадь, прочитать письмо, данное в учебнике. Определить какие части есть, а каких нет, отметить в плане. Разобрать правописание слов здравствуй и до свидания. (найти их значение в «Толковом словаре»).

Часть 1. Записать на доске и в тетрадях (ученик)

Часть 2. Списать с учебника.

Часть 3. Вопросы. Коллективная работа.

Запись 3 части.   Обучающиеся работают самостоятельно (слабым ученикам даются опорные карточки).    (Приложение 4.)

В тексте письма подчеркнуть местоимения.

Итог урока. Прочитать лучшие работы. Оценки за урок.

10. Домашнее задание: упр. 235, стр. 180-181.

 

 

Одна из работ обучающихся.

Письмо лицеисту Пушкину.

Здравствуй Александр!

Пишет тебе сверстник из 21 века. Я учусь в 7 классе.                                              На уроках чтения мы познакомились с твоей биографией. Интересно было узнать о Царскосельском лицее. Порядки в нём были строгие. Зато сколько настоящих друзей ты встретил! С ними ты ссорился, мирился, соревновался в сочинении стихотворений. Представляю, как мимо вас на войну с французами шли полки, и вы завидовали им. Вижу, как ты волнуешься перед экзаменом, слышу, как дрожит  твой голос, когда  читаешь стихотворение собственного сочинения, которое вмиг прославило тебя, и знаменитый Державин уже тогда предрёк  тебе судьбу великого поэта.                                                                            Я восхищаюсь тобой и даже немножко завидую.  Мне бы очень хотелось  узнать, трудно ли тебе было учиться в Лицее?  Как ты преодолевал трудности, если они встречались на твоём пути?  Как ты научился писать стихи?  Хочется понять, что такое настоящая дружба.  Мы многое поймём и узнаем, когда ближе познакомимся с твоим творчеством. Я с большим интересом буду изучать твою биографию  и учить стихи.  А пока ты лицеист – Александр Пушкин и ты ещё не знаешь, что тебе суждено стать великим Пушкиным – родоначальником русской классической литературы, что тебя будут помнить твои потомки, слава твоя пройдёт через века, стихи твои вечны!

До свидания, твой потомок из 21 века                                                     ученик 7 класса.

10. 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

 

Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(Post Skriptum), что означает «после написанного», это та информация, которую забыли написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки.

№ 1.

В конце предложений вставь подходящие по смыслу слова. Вместо точек подбери местоимения.

Трудно … было учиться в …?  Как .. преодолевал …?  Как … научился писать …?

 … очень хочется понять, что такое …. 

 (Стихи, настоящая дружба, Лицее, трудности).

№ 2.

                     Мне бы очень хотелось узнать, … …… … … …?

                     Как преодолевал ………?

                     Каким должен быть … …?

                     О чём … …, когда учились в Лицее?

Мы многое поймём и узнаем, когда ближе познакомимся с твоим творчеством.