Конспект урока русского языка в 7 классе. Урок 11. Состав слова. Корень.

  • docx
  • 13.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 11. Состав слова. Корень..docx

Русский язык, 7 класс.

Дата__________________________

Урок 11. Тема: Состав слова. Корень.
Цель:
повторить и закрепить знания учащихся о составе слова, о корне, однокоренных словах.
Задачи:

- образовательная: повторить, закрепить и привести в систему полученные учащимися знания по теме: «Состав слова», научить видеть взаимосвязь между составом слова и его написанием, закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать;

- развивающая: развивать мышление и речь, совершенствовать умение разбирать слова по составу, создать условия для развития творческих способностей учащихся; расширять словарный запас учащихся; развивать умение выделять части слова (корень);

- воспитательная: воспитывать любовь к языку и интерес к урокам русского языка.

Оборудование: карточки с морфемами, карточки с текстами; опора с творчески заданием, опорная таблица «Разбор слов по составу».

Ход урока.
1) Организационный момент.

Проверка д/з.
2) Повторение знаний о составе слова.
Учитель: В русском языке тысячи слов, а еще есть «запасные части» к ним – приставки, суффиксы, окончания.

- В какой части слова заключено его значение?
Ученики: В корне слова.
Учитель: Как корень дерева дает жизнь листьям, так и от корня слова рождаются новые слова. Корень один, а слов у него много. И различаются слова одного корня разными приставками и суффиксами.
Корень слова – главная
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.            (В.А. Синицын)
Учитель: Что такое приставка?
Ученики: Часть слова, служит для образования новых слов.
Учитель: Что такое суффикс?
Ученики: Часть слова, служит для образования новых слов.
Учитель: Какие слова мы называем родственными?
Ученики: Слова, которые имеют один корень и общее значение.
3) Обобщение о родственных словах.
Учитель: Прочитайте запись на доске.
море – моряк, морской
бег – забег, прибежал
Учитель: Можно ли назвать слова в каждой группе родственными? Почему?
Ученики: Можно, имеют один корень и общее значение.
Учитель: С помощью каких частей образованы слова в 1 группе?
Ученики: С помощью суффиксов.
Учитель: С помощью каких частей образованы слова во 2 группе?
Ученики: С помощью приставок.
Учитель: Спишите слова, разберите по составу.
(Проверка под диктовку, на доске)
4) Обобщение о порядке разбора слов по составу.
На доске слово ПЕРЕСАДКА.
Учитель: Давайте повторим порядок разбора слов по составу. Какую часть слова находим первой? Как?
Ученики: Окончание, изменяя слово по вопросам.
Учитель: Что находим во вторую очередь? (корень). Найдите в слове корень.
Ученики: Подбираем однокоренные слова: сад, засадить. Корень САД.
Учитель: Есть ли в этом слове приставка? Какая?
Ученики: Приставка стоит перед корнем, приставка ПЕРЕ-.
Учитель: Есть ли в слове суффикс?
Ученики: Суффикс стоит после корня, -К-.
В процессе работы появляется памятка по разбору слов по составу.
                        ПЕРЕСАДКА
1) Находим окончание – изменяем форму слова (пересадки, пересадку)
2) Находим корень слова – подбираем однокоренные слова (посадить, сад)
3) Смотрим, есть ли приставка – стоит перед корнем.
4) Смотрим, есть ли суффикс – стоит после окончания.
Учитель: Разберите слова по составу ПОЕЗДКА, ЛЕСНОЙ (с комментированием).
Учитель: Подберите к данным словам однокоренные слова (проверка по цепочке), разберите их по составу.
5) Образование групп однокоренных слов (работа с карточками-магнитами).
БЕГ, ПО, А, УН.
ЗВОН, ОК, ПЕРЕ, ИТЬ.
ГРИБ, НИК, Ы, ОК.
Учитель: Какие слова называют однокоренными?
Учитель: С помощью каких частей образуются новые слова?
6) Физкультминутка.
- Я буду называть однокоренные слова к слову снег. Если я права – вы приседаете, не права – наклоняетесь вперед.
7) Закрепление знаний по теме. Работа с учебником. Стр. 25. Упр. 28.Объяснительный диктант.

Дополни определение. Стр. 26.
8) Творческое задание.
1 вариант: ПОД           ВОД          Н              ИТ      
                    РАЗ                          НИК            ЫЙ
                                                                        А
  
2 вариант:  ЗА        МОРОЗ         К               ИТЬ
                    ОТ                             Н                 И
                                                                        ЫЙ

Учитель: Посмотрите на запись на доске. Как вы думаете, что нужно сделать?
Ученики: Образовать слова.
Учитель: Постарайтесь «собрать» как можно больше слов.
(Проверка по цепочке с записью на доске и в тетрадях)
Учитель: Можно ли назвать в группах слова родственными? (Разобрать, если образованы слова со значением «водить»)
Учитель: Составьте и запишите с любым из составленных слов предложение. (Зачитывают 2,3 учащихся).
9) Обобщение пройденного.
Учитель: Чему учились сегодня на уроке?
- Какую работу вам понравилось выполнять?
10) Итоги урока, домашнее задание: упр. 30, стр. 26, правило.