Русский язык, 7 класс.
Дата________________
Урок 15.
Тема: Состав слова. Тренировочные упражнения.
Цель: повторить и закрепить знания учащихся о составе
лова.
Задачи:
Образовательные:
систематизировать знания учащихся по изучению
состава слов, развивать умение выделять части слова; закрепить
знания об однокоренных словах и умение их образовывать;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость,
обогащение активного словаря учащихся путём умения употреблять их в речи,
развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений,
конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной
и смысловой памяти, речи учащихся.
Воспитательная:
формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение.
Оборудование: карточки с частями слов, карточки с текстами; опора с творчески заданием, опорная таблица «Разбор слов по составу».
Ход
урока.
1) Организационный момент.
2) Проверка д/з. Упр. 42, стр. 34-35.
3) Сообщение цели и задач урока.
4) Минутка чистописания.
Больше дела, меньше слов.
Верёвка хороша длинная, а речь короткая.
2)
Повторение знаний о составе слова.
Фронтальный
опрос.
3)
Обобщение о родственных словах. Четвертый лишний.
Карточка
1. У доски Калайтанова Е., Перевозчиков А.)
Карточка
2. Авакян
А. Чеботарев Д.
4)
Обобщение о порядке разбора слов по составу.
На доске слово ПЕРЕСАДКА. Объяснение.
1)
Находим окончание – изменяем форму слова (пересадки, пересадку)
2) Находим корень слова – подбираем однокоренные слова (посадить, сад)
3) Смотрим, есть ли приставка – стоит перед корнем.
4) Смотрим, есть ли суффикс – стоит после окончания.
Самостоятельная работа. ПОЕЗДКА, ЛЕСНОЙ (с комментированием).
/У доски Володин А., Кузьмина В./
Подберите к данным словам однокоренные слова
(проверка по цепочке), разберите их по составу.
5)
Образование групп однокоренных слов (работа с карточками-магнитами).
БЕГ, ПО, А, УН.
ЗВОН, ОК, ПЕРЕ, ИТЬ.
ГРИБ, НИК, Ы, ОК.
Какие слова называют однокоренными?
С помощью каких частей образуются новые слова?
6)
Физкультминутка.
- Я буду называть однокоренные слова к слову
дом. Если я права – вы приседаете, не права – наклоняетесь вперед.
7)
Закрепление знаний по теме приставка, окончание
Карточка 3. Абрамова М.
Карточка 4. Косьянова К.
8)
Творческое задание.
1 вариант: ПОД
ВОД Н ИТ
РАЗ НИК ЫЙ
А
2
вариант: ЗА МОРОЗ
К
ИТЬ
ОТ
Н
И
ЫЙ
(Проверка по цепочке с записью на доске и в
тетрадях)
Составьте и запишите с любым из составленных
слов предложение. (Зачитывают 2,3 учащихся).
9)
Обобщение пройденного.
10)
Итоги урока, домашнее задание. Упр. 43, стр. 35-36. Для Авакян А. и Чеботарева
Д. упр. 44. Стр. 36
Карточка 1. Найди в каждой группе слов лишнее слово. Выдели корень.
Лес, лесник, леска, лесной
Парк, парковый, паркет
Водичка, вода, водитель, водяной.
Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.
Карточка 2. Выдели корень в словах. ͡͡ Как называются такие слова?
Лес, лесочек, лесник, лесок.
Лимон, лимонница, лимончик, лимонный
Карточка 3. Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели окончания.
Ценить что? (книга, забота)
Дорожить чем? (коллектив, честь)
Радоваться чему? (праздник, подарок)
Интересоваться чем? (работа, дело)
Карточка 4. К данным словам подбери противоположные по значении.
Выдели приставки.
Развязать – завязать Раздвинуть - Развернуть - _____________ |
Вбежать- Внести - Въехать - ____________ |
БЕГ ПО
А УН
ЗВОН ОК
ПЕРЕ ИТЬ
ГРИБ Ы
НИК ОК
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.