Конспект урока русского языка в 7 классе. Урок 15. Состав слова. Тренировочные упражнения.

  • docx
  • 13.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 15. Состав слова. Тренировочные упражнения..docx

Русский язык, 7 класс.

Дата________________

Урок 15. Тема: Состав слова. Тренировочные упражнения.
Цель: повторить и закрепить знания учащихся о составе лова.
Задачи: 

Образовательные: систематизировать знания учащихся по изучению состава слов, развивать умение выделять части слова; закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащение активного словаря учащихся путём умения употреблять их в речи, развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся.
Воспитательная: формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение.

Оборудование: карточки с частями слов, карточки с текстами; опора с творчески заданием, опорная таблица «Разбор слов по составу».

Ход урока.
1) Организационный момент.

2) Проверка д/з. Упр. 42, стр. 34-35.

3) Сообщение цели и задач урока.

4) Минутка чистописания.

Больше дела, меньше слов.

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

2) Повторение знаний о составе слова.
Фронтальный опрос.
3) Обобщение о родственных словах. Четвертый лишний.
Карточка 1. У доски Калайтанова Е., Перевозчиков А.)

Карточка 2. Авакян А. Чеботарев Д.
4) Обобщение о порядке разбора слов по составу.
На доске слово ПЕРЕСАДКА. Объяснение.
1) Находим окончание – изменяем форму слова (пересадки, пересадку)
2) Находим корень слова – подбираем однокоренные слова (посадить, сад)
3) Смотрим, есть ли приставка – стоит перед корнем.
4) Смотрим, есть ли суффикс – стоит после окончания.

Самостоятельная работа.  ПОЕЗДКА, ЛЕСНОЙ (с комментированием).

/У доски Володин А., Кузьмина В./
Подберите к данным словам однокоренные слова (проверка по цепочке), разберите их по составу.
5) Образование групп однокоренных слов (работа с карточками-магнитами).
БЕГ, ПО, А, УН.
ЗВОН, ОК, ПЕРЕ, ИТЬ.
ГРИБ, НИК, Ы, ОК.
Какие слова называют однокоренными?
С помощью каких частей образуются новые слова?
6) Физкультминутка.
- Я буду называть однокоренные слова к слову дом. Если я права – вы приседаете, не права – наклоняетесь вперед.
7) Закрепление знаний по теме приставка, окончание
Карточка 3. Абрамова М.

Карточка 4. Косьянова К.
8) Творческое задание.
1 вариант: ПОД           ВОД          Н              ИТ      
                    РАЗ                          НИК            ЫЙ
                                                                        А
  
2 вариант:  ЗА        МОРОЗ         К               ИТЬ
                    ОТ                             Н                 И
                                                                        ЫЙ

(Проверка по цепочке с записью на доске и в тетрадях)
Составьте и запишите с любым из составленных слов предложение. (Зачитывают 2,3 учащихся).
9) Обобщение пройденного.
10) Итоги урока, домашнее задание. Упр. 43, стр. 35-36. Для Авакян А. и Чеботарева Д. упр. 44. Стр. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 1. Найди в каждой группе слов лишнее слово. Выдели корень.

 

Лес, лесник, леска, лесной

Парк, парковый, паркет

Водичка, вода, водитель, водяной.

Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.

 

Карточка 2. Выдели корень в словах.      ͡͡     Как называются такие слова?

Лес, лесочек, лесник, лесок.

 

Лимон, лимонница, лимончик, лимонный

 

 

Карточка 3. Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели окончания.

Ценить что? (книга, забота)

Дорожить чем? (коллектив, честь)

Радоваться чему? (праздник, подарок)

Интересоваться чем? (работа, дело)

 

Карточка 4. К данным словам подбери противоположные по значении.

Выдели приставки.

Развязать – завязать

Раздвинуть -

Развернуть - _____________

Вбежать-

Внести -

Въехать - ____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕГ     ПО

 

 А         УН


ЗВОН  ОК

 

ПЕРЕ ИТЬ


ГРИБ   Ы

 

НИК    ОК