Русский язык, 7 класс.
Дата_________________
Урок 16. Тема урока: Безударные гласные в корне.
Цель урока: закрепление и отработка навыка правописания слов с безударной гласной;
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать знания о постановке ударения в словах; учить правильно ставить в словах ударение; дать понятие безударная гласная.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; формировать умения сравнивать, обобщать; расширять словарный запас и общий кругозор; развивать устную речь учащихся; развивать внимание, зрительное восприятие, умение анализировать, сравнивать.
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения, аккуратность при письме.
Оборудование: доска, карточки с индивидуальным заданием, учебник, тетрадь, карандаши.
Ход урока
1.Организационный момент: приветствие, запись числа.
Цель: практическая подготовка учеников к учебной деятельности.
Минутка чистописания.
Язык есть вековой труд целого поколения. В. И. Даль
Без русского языка не сколотишь и сапога.
2. Формулирование целей и задач урока.
3. Проверка д/з. Упр. 43, стр. 35-36.
III. Введение в тему
Повторение материала. Выборочный диктант. Упр. 46, стр. 37.
Выпишите пары однокоренных слов из каждого предложения.
Богатырский конь реки перескакивает, а мелкие речушки вброд переходит. Засвистел Соловей – разбойник, закричал злодей по- звериному, и от крика его все цветы к земле приклонились. Взял Илья стрелы каленые и стрелял в Соловья- разбойника. Посмотрел богатырь вдаль и увидел: далеко в чистом поле шатры стоят. Незачем мне, Илье женатому, а пойду погляжу, как люди женятся. Накинулись богатыри на врагов, побили всю силу вражескую.
- Почему эти слова, которые вы написали, однокоренные?
- Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах? (в однокоренных словах корень пишется одинаково)
- Выдели в словах корень. Поставь ударение. Подчеркни безударную гласную в корне. В каждой паре назови проверочное и проверяемое слова.
-Какой вывод мы должны сделать? (ученики формулируют правило)
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно выбрать из группы однокоренных слов проверочное слово. В нем гласная в корне должна быть ударной. Безударная гласная в корне пишется так же, как ударная.
Сомневаюсь проверяю
IV Постановка темы и цели урока (дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока)
V. Работа над новой темой урока.
Объяснительный диктант. Упр. 48, стр. 38. Заполните таблицу
Подумай Проверь Напиши
Угр..жать угроза
угрожать
Нак..нечник
М..сленка
Уг..дай
Св..нья
Цв..точек
Зав..зать
См..шной
б) Работа в группах (Дифференцированная работа)
1 группа
Составьте из слов предложение. У выделенных слов найдите безударную гласную в корне, подберите проверочное слово.
Стая |
спустилась |
на |
ночевку |
, |
но |
под |
деревьями |
тоже |
было |
сыро |
2 группа
Прочитайте стихотворение. В выделенных словах найдите безударную гласную в корне слова, подберите проверочные слова.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
-Откуда этот отрывок? (из Государственного гимна России)
- А что такое гимн?
3 группа
Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
козочка – к…за
лес – л…сник
гриб – гр…бок
горы – г…ра
холм – х…лмы
росы – р…са
мяч – м…чи
чижик – ч…жи
в) Самостоятельная работа по вариантам
Выпиши однокоренные слова в таком порядке: сначала проверочные слова, а затем слова, которые требуют проверки.
1 вариант
Крепость, крепостной, закрепить, крепкий, крепление, скрепка.
2 вариант
Письма, писатель, записка, написать, письменный, письмецо.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём. Дружно хлопаем руками,
Встанем глубоко вздохнём. Дружно топаем ногами,
Руки в стороны, вперёд Тихо сядем мы за стол
Вправо, влево поворот. И продолжим разговор.
VI. Закрепление новой темы.
Работа по учебнику с.39 упр. 49
VII. Итог урока.
Чему сегодня учились на уроке?
VIII. Дом. зад. с.40 упр. 51, правило на с.39
Безударные гласные в корне слова
Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая гласная находилась бы под ударением.
Если гласная вызвала сомнение, ты немедленно ставь ее под ударение!
1 группа
1 задание. Составьте из слов предложение. У выделенных слов найдите безударную гласную в корне, подберите проверочное слово.
Стая |
спустилась |
на |
ночевку |
, |
но |
под |
деревьями |
тоже |
было |
сыро |
2 задание. Выпиши однокоренные слова в таком порядке: сначала проверочные слова, а затем слова, которые требуют проверки.
Крепость, крепостной, закрепить, крепкий, крепление, скрепка.
1 группа
1 задание. Составьте из слов предложение. У выделенных слов найдите безударную гласную в корне, подберите проверочное слово.
Стая |
спустилась |
на |
ночевку |
, |
но |
под |
деревьями |
тоже |
было |
сыро |
2 задание. Выпиши однокоренные слова в таком порядке: сначала проверочные слова, а затем слова, которые требуют проверки.
Крепость, крепостной, закрепить, крепкий, крепление, скрепка.
1 группа
1 задание. Составьте из слов предложение. У выделенных слов найдите безударную гласную в корне, подберите проверочное слово.
Стая |
спустилась |
на |
ночевку |
, |
но |
под |
деревьями |
тоже |
было |
сыро |
2 задание. Выпиши однокоренные слова в таком порядке: сначала проверочные слова, а затем слова, которые требуют проверки.
Крепость, крепостной, закрепить, крепкий, крепление, скрепка.
1 группа
1 задание. Составьте из слов предложение. У выделенных слов найдите безударную гласную в корне, подберите проверочное слово.
Стая |
спустилась |
на |
ночевку |
, |
но |
под |
деревьями |
тоже |
было |
сыро |
2 задание. Выпиши однокоренные слова в таком порядке: сначала проверочные слова, а затем слова, которые требуют проверки.
Крепость, крепостной, закрепить, крепкий, крепление, скрепка.
2 группа
1 задание. Прочитайте стихотворение. В выделенных словах найдите безударную гласную в корне слова, подберите проверочные слова.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
2 задание. Выпиши однокоренные слова в таком порядке: сначала проверочные слова, а затем слова, которые требуют проверки.
Письма, писатель, записка, написать, письменный, письмецо.
2 группа
1 задание. Прочитайте стихотворение. В выделенных словах найдите безударную гласную в корне слова, подберите проверочные слова.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
2 задание. Выпиши однокоренные слова в таком порядке: сначала проверочные слова, а затем слова, которые требуют проверки.
Письма, писатель, записка, написать, письменный, письмецо.
2 группа
1 задание. Прочитайте стихотворение. В выделенных словах найдите безударную гласную в корне слова, подберите проверочные слова.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
2 задание. Выпиши однокоренные слова в таком порядке: сначала проверочные слова, а затем слова, которые требуют проверки.
Письма, писатель, записка, написать, письменный, письмецо.
2 группа
1 задание. Прочитайте стихотворение. В выделенных словах найдите безударную гласную в корне слова, подберите проверочные слова.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
2 задание. Выпиши однокоренные слова в таком порядке: сначала проверочные слова, а затем слова, которые требуют проверки.
Письма, писатель, записка, написать, письменный, письмецо.
3 группа
Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
козочка – к…за
лес – л…сник
гриб – гр…бок
горы – г…ра
холм – х…лмы
росы – р…са
мяч – м…чи
чижик – ч…жи
3 группа
Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.
козочка – к…за
лес – л…сник
гриб – гр…бок
горы – г…ра
холм – х…лмы
росы – р…са
мяч – м…чи
чижик – ч…жи
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.