Конспект урока русского языка в 7 классе. Урок 4. Сложные предложения.

  • docx
  • 13.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 4. Сложные предложения. БСП.docx

Русский язык, 7 класс.

Дата: _______________

Урок 4. Тема урока: «Сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения».

Цель: формировать представление о сложном предложении.

Задачи:

Образовательные:

 - повторить знания о структурных отличиях простых и сложных предложений;

 - повторить постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

 - тренироваться в составлении сложных предложений из двух простых; находить и графически выделять грамматические основы в сложном предложении.

Коррекционно-развивающие:

 - развивать логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание, воображение, фонематический слух, навыки анализа и синтеза;

 - развивать умение работать с учебником;

 - обогащать словарный запас.

Воспитательные:

 - воспитывать ответственное отношение к учёбе;

 - воспитывать усидчивость и прилежание;

 - воспитывать самостоятельность в работе.

Оборудование к уроку:

Учебник, тетради, схема «Предложение», карточки-тесты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з.

3. Словарная работа.

 - Открываем тетради, записываем число, классная работа.

 - Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. (На доске вывешено слово «Мотор»).

 - Ребята, кто знает, что такое мотор? (Мотор – это двигатель, приводит в движение машины, механизмы).

 - Ребята, найдите «опасное место» в слове? (Орфограмма «о»).

 - Запомните, как пишется это слово. Сколько слогов?

 - Ребята, а теперь составьте предложение с данным словом и запишите его в тетради.

4. Повторение пройденного о предложении.

 - Ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о предложении вот по этой схеме:

 

Предложение

 

выражает законченную мысль

 


                  повествовательное                                                 распространённое                                                                                         

                  вопросительное                                                      нераспространённое                                                   

                  восклицательное

 - Ребята, назовите главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)

 - Как называются остальные члены предложения? (Второстепенные)

 - Ребята, какие члены предложения мы называем однородными?

(Однородные члены предложения отвечают на одинаковый вопрос и относятся к одному и тому же слову). - Приведите пример.

 - С помощью каких союзов могут соединяться однородные члены предложения? (и, а, но)

 - Перед какими союзами всегда ставится запятая?  (а, но)

 - Нужна ли запятая, если однородные члены соединяются одиночным союзом «и»? (нет)

 - Приведите пример.

 - Когда перед союзом «и» между однородными членами предложения ставится запятая? (когда союз «и» повторяется несколько раз, то перед первым союзом запятая не ставится, а перед остальными ставится).

 - Приведите пример.

Предложение записано на доске:

Морковь режут и соломкой и кружочками и кубиками. (Задание выполняет один ученик у доски – Перевозчиков А.).

Физкультминутка.

Вправо, влево поворот

Наклон назад, наклон вперёд.

И как птицы полетели,

А потом за парты сели.

5. Сообщение темы урока.

- Прочитайте предложения. Объясните правописание пропущенных букв.

    Взошло ярк ..   со . нце.  На тр . ве    з  . блестела   р . са.

- Прочитайте предложение на правой части доски.

    Взошло яркое солнце, на траве заблестела роса.

- Чем они отличаются?

- Сегодня на уроке мы будем работать со сложными предложениями.

V. Объяснение материала.

На доски записано два простых предложения:

На лугу пестрели цветы.

Порхали бабочки.

 - Прочитайте первое предложение.

 - Какое оно? (простое)

 - Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.

 - Прочитайте второе предложение.

 - Какое оно? (простое)

 - Найдите подлежащее и сказуемое во втором предложении.

 - Теперь посмотрите, что я сделаю (учитель соединяет два простых предложения в сложное, отделяя их друг от друга запятой):

На лугу пестрели цветы, порхали бабочки.

 - Я соединила два простых предложения в одно сложное.

 - Части сложного предложения отделяются друг от друга запятой.

 - Давайте подчеркнём грамматические основы в сложном предложении. Сколько грамматических основ в данном сложном предложении?

 - Ребята, а теперь сделайте вывод: какое предложение называется сложным? (Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, связанных по смыслу.  В каждой части сложного предложения есть свои главные члены: подлежащее и сказуемое).

VI. Закрепление материала.

1.      Работа с учебником.

Стр. ____ – вывод с дополнением.

 - Прочитайте и дополните вывод (про себя, 1-2 учащихся вслух Абрамова М., Калайтанова Е.).

2.      Работа с учебником. Стр. ____, упр.______.

Задание: составить и записать сложные предложения из нескольких простых. Между частями сложного предложения поставить запятые.

(Одно сложное предложение составляется вместе с учителем как образец на доске. Остальные предложения ребята составляют самостоятельно).

Проверка упражнения осуществляется по цепочке: дети читают готовые сложные предложения с запятыми.

Физкультминутка.

Упражнения:

·         «Пальчики встречаются».

·         «Замочек».

·         Упражнение на выработку правильной осанки:

- Сели правильно, выпрямились, потянулись (руки вверх), руки на колени – 5 раз.

 - Поставьте кулачок между грудью и партой.

3.      Выполнение теста.

 - Ребята, а сейчас мы с вами выполним тестовое задание. Вам будут предложены предложения на карточках. Ваша задача: найти сложные предложения и отметить их галочкой.

Тест.

У реки шуршал камыш.

Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.

Ночью вьюга стихла.

К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.

Дождь хлынул, как из ведра.

Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.

Летнее солнце ярко сияло на синем небе.

Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.

Стояла поздняя осень.

Правильные ответы: 2, 4, 6, 8.

 

VII. Итог урока.

 - О чём говорили сегодня на уроке?

 - Какие предложения называются сложным?

 - Что ставится между частями сложного предложении?

 - Что больше всего понравилось на уроке?

(Оценки за урок).

VIII. Домашнее задание.

Стр._____, упр.______ (объяснение выполнения домашнего задания). Авакян А., Чеботарев Д. списать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест.

У реки шуршал камыш.

Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.

Ночью вьюга стихла.

К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.

Дождь хлынул, как из ведра.

Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.

Летнее солнце ярко сияло на синем небе.

Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.

Стояла поздняя осень.

 

Тест.

У реки шуршал камыш.

Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.

Ночью вьюга стихла.

К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.

Дождь хлынул, как из ведра.

Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.

Летнее солнце ярко сияло на синем небе.

Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.

Стояла поздняя осень.

 

Тест.

У реки шуршал камыш.

Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.

Ночью вьюга стихла.

К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.

Дождь хлынул, как из ведра.

Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.

Летнее солнце ярко сияло на синем небе.

Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.

Стояла поздняя осень.

 

Тест.

У реки шуршал камыш.

Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.

Ночью вьюга стихла.

К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.

Дождь хлынул, как из ведра.

Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.

Летнее солнце ярко сияло на синем небе.

Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.

Стояла поздняя осень.

Тест.

У реки шуршал камыш.

Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.

Ночью вьюга стихла.

К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.

Дождь хлынул, как из ведра.

Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.

Летнее солнце ярко сияло на синем небе.

Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.

Стояла поздняя осень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ТемаСложные предложения.

Цели: 1. Закрепить понятие о сложном предложении, учить строить сложные

               предложения с союзами и, а, но и без союзов.

           2. Развивать орфографическую зоркость, связную устную и письменную

               речь, мышление, умение обобщать.

           3. Воспитывать интерес к языку, чтению.

Оборудование: таблицы, записи на доске.

                                                   Ход урока.

I.Организационный момент.

   1. Проверка готовности рабочих мест.

   2. Сдача рапорта.

IIСообщение темы.

- Прочитайте предложения. Объясните правописание пропущенных букв.

    Взошло ярк ..   со . нце.  На тр . ве    з  . блестела   р . са.

- Прочитайте предложение на правой части доски.

    Взошло яркое солнце, на траве заблестела роса.

- Чем они отличаются?

- Сегодня на уроке мы будем работать со сложными предложениями.

III. Словарная работа.

    Х . рург,  трен . р,  ток. рь,  слес . рь,  пр . д . вец.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Прочитайте его:  почтальон.

- Объясните значение слова.

- Назовите орфограммы.

- Запишите слово в словарь.

- Какой темой можно объединить эти слова?

IV. Грамматическое задание.

- Прочитайте предложения. Подчеркните  главные члены.

     Почтальон торопится. Тяжёлая сумка покачивается на его плече.

- Скажите, какие это предложения? Объясните почему.

VИзучение нового материала.

    1. Объяснение нового материала.

(Соединить простые предложения запятой, заглавную букву исправить на строчную).

  Почтальон торопится, тяжёлая сумка покачивается на его плече.

- Каким стало предложение?

- Почему это предложение стало сложным?

- Как на письме отделяются части сложного предложения?

- Построим схему этого предложения.

_______     _______ ,    ________    ________ .

- Ещё части сложного предложения могут соединяться при помощи союзов и, а, но.

______      ________ , и  _______   ________ .

                                     а

                                     но

    2. Чтение правила на странице 137.

    3. Физминутка. Упражнение «Птица перед взлётом»

        Стоя, подышать спокойно, затем вперёд, ноги не сгибать; голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронить голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (10секунд).

VI. Закрепление.

     1. Работа у доски с объяснением  -  упр.373 (1 - 3 предл.)

      2. Творческая работа.

- Соедините две части сложного предложения с союзами и, а, но или без союзов. Пары подбирайте по смыслу.

1) Поймал Емеля щуку …                            князь Гвидон всё злится, злится.

2) Диву царь Салтан дивится …                  выходит оттуда Василиса Премудрая.

3) Подлетела к царскому крыльцу               заговорила она человеческим голосом.

    золочёная карета …

(Разобрать полностью задание устно, всем классом. Соединить части предложений стрелками на доске.)

3.Физминутка. Упражнения для глаз.

        Движения зрачков влево-вправо,  вверх-вниз, круговые движения зрачками.

        Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.

        4. Самостоятельная работа.

I – II – списать предложения, подчеркнуть главные члены.

III     - 1 предл.,подч. гл. чл.

IV     - 2 предл. Списать.

         5. Проверка самостоятельной работы.

- Назовите главные члены в каждом предложении.

- Какие из этих сказок народные?

- Какая авторская? Кто автор сказки?

- Чему учат сказки?

VII. Итог.

- С какими предложениями мы работали на уроке?

- Как отделяются части сложного предложения?

( Выставление оценок).

VIII. Задание на дом.

(Записано на доске).

- Откройте дневники, запишите.

- Задание на дом:

I -  II – 7-9пр.,      III – 8,9 подчеркнуть  гл.чл.,        IV – 8,9 списать.

IX. Организация на перемену.