Русский язык, 7 класс.
Дата: _______________
Урок 4. Тема урока: «Сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения».
Цель: формировать представление о сложном предложении.
Задачи:
Образовательные:
- повторить знания о структурных отличиях простых и сложных предложений;
- повторить постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
- тренироваться в составлении сложных предложений из двух простых; находить и графически выделять грамматические основы в сложном предложении.
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание, воображение, фонематический слух, навыки анализа и синтеза;
- развивать умение работать с учебником;
- обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учёбе;
- воспитывать усидчивость и прилежание;
- воспитывать самостоятельность в работе.
Оборудование к уроку:
Учебник, тетради, схема «Предложение», карточки-тесты.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з.
3. Словарная работа.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. (На доске вывешено слово «Мотор»).
- Ребята, кто знает, что такое мотор? (Мотор – это двигатель, приводит в движение машины, механизмы).
- Ребята, найдите «опасное место» в слове? (Орфограмма «о»).
- Запомните, как пишется это слово. Сколько слогов?
- Ребята, а теперь составьте предложение с данным словом и запишите его в тетради.
4. Повторение пройденного о предложении.
- Ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о предложении вот по этой схеме:
Предложение
выражает законченную мысль
![]() |
![]() |
||
повествовательное распространённое
вопросительное нераспространённое
восклицательное
- Ребята, назовите главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)
- Как называются остальные члены предложения? (Второстепенные)
- Ребята, какие члены предложения мы называем однородными?
(Однородные члены предложения отвечают на одинаковый вопрос и относятся к одному и тому же слову). - Приведите пример.
- С помощью каких союзов могут соединяться однородные члены предложения? (и, а, но)
- Перед какими союзами всегда ставится запятая? (а, но)
- Нужна ли запятая, если однородные члены соединяются одиночным союзом «и»? (нет)
- Приведите пример.
- Когда перед союзом «и» между однородными членами предложения ставится запятая? (когда союз «и» повторяется несколько раз, то перед первым союзом запятая не ставится, а перед остальными ставится).
- Приведите пример.
Предложение записано на доске:
Морковь режут и соломкой и кружочками и кубиками. (Задание выполняет один ученик у доски – Перевозчиков А.).
Физкультминутка.
Вправо, влево поворот
Наклон назад, наклон вперёд.
И как птицы полетели,
А потом за парты сели.
5. Сообщение темы урока.
- Прочитайте предложения. Объясните правописание пропущенных букв.
Взошло ярк .. со . нце. На тр . ве з . блестела р . са.
- Прочитайте предложение на правой части доски.
Взошло яркое солнце, на траве заблестела роса.
- Чем они отличаются?
- Сегодня на уроке мы будем работать со сложными предложениями.
V. Объяснение материала.
На доски записано два простых предложения:
На лугу пестрели цветы.
Порхали бабочки.
- Прочитайте первое предложение.
- Какое оно? (простое)
- Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.
- Прочитайте второе предложение.
- Какое оно? (простое)
- Найдите подлежащее и сказуемое во втором предложении.
- Теперь посмотрите, что я сделаю (учитель соединяет два простых предложения в сложное, отделяя их друг от друга запятой):
На лугу пестрели цветы, порхали бабочки.
- Я соединила два простых предложения в одно сложное.
- Части сложного предложения отделяются друг от друга запятой.
- Давайте подчеркнём грамматические основы в сложном предложении. Сколько грамматических основ в данном сложном предложении?
- Ребята, а теперь сделайте вывод: какое предложение называется сложным? (Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, связанных по смыслу. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены: подлежащее и сказуемое).
VI. Закрепление материала.
1. Работа с учебником.
Стр. ____ – вывод с дополнением.
- Прочитайте и дополните вывод (про себя, 1-2 учащихся вслух Абрамова М., Калайтанова Е.).
2. Работа с учебником. Стр. ____, упр.______.
Задание: составить и записать сложные предложения из нескольких простых. Между частями сложного предложения поставить запятые.
(Одно сложное предложение составляется вместе с учителем как образец на доске. Остальные предложения ребята составляют самостоятельно).
Проверка упражнения осуществляется по цепочке: дети читают готовые сложные предложения с запятыми.
Физкультминутка.
Упражнения:
· «Пальчики встречаются».
· «Замочек».
· Упражнение на выработку правильной осанки:
- Сели правильно, выпрямились, потянулись (руки вверх), руки на колени – 5 раз.
- Поставьте кулачок между грудью и партой.
3. Выполнение теста.
- Ребята, а сейчас мы с вами выполним тестовое задание. Вам будут предложены предложения на карточках. Ваша задача: найти сложные предложения и отметить их галочкой.
Тест.
У реки шуршал камыш.
Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.
Ночью вьюга стихла.
К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.
Дождь хлынул, как из ведра.
Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.
Летнее солнце ярко сияло на синем небе.
Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.
Стояла поздняя осень.
Правильные ответы: 2, 4, 6, 8.
VII. Итог урока.
- О чём говорили сегодня на уроке?
- Какие предложения называются сложным?
- Что ставится между частями сложного предложении?
- Что больше всего понравилось на уроке?
(Оценки за урок).
VIII. Домашнее задание.
Стр._____, упр.______ (объяснение выполнения домашнего задания). Авакян А., Чеботарев Д. списать.
Тест.
У реки шуршал камыш.
Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.
Ночью вьюга стихла.
К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.
Дождь хлынул, как из ведра.
Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.
Летнее солнце ярко сияло на синем небе.
Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.
Стояла поздняя осень.
Тест.
У реки шуршал камыш.
Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.
Ночью вьюга стихла.
К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.
Дождь хлынул, как из ведра.
Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.
Летнее солнце ярко сияло на синем небе.
Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.
Стояла поздняя осень.
Тест.
У реки шуршал камыш.
Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.
Ночью вьюга стихла.
К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.
Дождь хлынул, как из ведра.
Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.
Летнее солнце ярко сияло на синем небе.
Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.
Стояла поздняя осень.
Тест.
У реки шуршал камыш.
Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.
Ночью вьюга стихла.
К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.
Дождь хлынул, как из ведра.
Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.
Летнее солнце ярко сияло на синем небе.
Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.
Стояла поздняя осень.
Тест.
У реки шуршал камыш.
Над цветущими кустами жужжали пчёлы, гудели шмели.
Ночью вьюга стихла.
К утру дождь прошёл, лёгкий ветерок согнал с неба последние тучи.
Дождь хлынул, как из ведра.
Шуршал во тьме камыш, зловеще ухал сыч.
Летнее солнце ярко сияло на синем небе.
Весёлые кузнечики притихли в высокой траве, попрятались яркие бабочки, замолчали птицы.
Стояла поздняя осень.
Тема: Сложные предложения.
Цели: 1. Закрепить понятие о сложном предложении, учить строить сложные
предложения с союзами и, а, но и без союзов.
2. Развивать орфографическую зоркость, связную устную и письменную
речь, мышление, умение обобщать.
3. Воспитывать интерес к языку, чтению.
Оборудование: таблицы, записи на доске.
Ход урока.
I.Организационный момент.
1. Проверка готовности рабочих мест.
2. Сдача рапорта.
II. Сообщение темы.
- Прочитайте предложения. Объясните правописание пропущенных букв.
Взошло ярк .. со . нце. На тр . ве з . блестела р . са.
- Прочитайте предложение на правой части доски.
Взошло яркое солнце, на траве заблестела роса.
- Чем они отличаются?
- Сегодня на уроке мы будем работать со сложными предложениями.
III. Словарная работа.
Х . рург, трен . р, ток. рь, слес . рь, пр . д . вец.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Прочитайте его: почтальон.
- Объясните значение слова.
- Назовите орфограммы.
- Запишите слово в словарь.
- Какой темой можно объединить эти слова?
IV. Грамматическое задание.
- Прочитайте предложения. Подчеркните главные члены.
Почтальон торопится. Тяжёлая сумка покачивается на его плече.
- Скажите, какие это предложения? Объясните почему.
V. Изучение нового материала.
1. Объяснение нового материала.
(Соединить простые предложения запятой, заглавную букву исправить на строчную).
Почтальон торопится, тяжёлая сумка покачивается на его плече.
- Каким стало предложение?
- Почему это предложение стало сложным?
- Как на письме отделяются части сложного предложения?
- Построим схему этого предложения.
_______ _______ , ________ ________ .
- Ещё части сложного предложения могут соединяться при помощи союзов и, а, но.
______ ________ , и _______ ________ .
а
но
2. Чтение правила на странице 137.
3. Физминутка. Упражнение «Птица перед взлётом»
Стоя, подышать спокойно, затем вперёд, ноги не сгибать; голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронить голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (10секунд).
VI. Закрепление.
1. Работа у доски с объяснением - упр.373 (1 - 3 предл.)
2. Творческая работа.
- Соедините две части сложного предложения с союзами и, а, но или без союзов. Пары подбирайте по смыслу.
1) Поймал Емеля щуку … князь Гвидон всё злится, злится.
2) Диву царь Салтан дивится … выходит оттуда Василиса Премудрая.
3) Подлетела к царскому крыльцу заговорила она человеческим голосом.
золочёная карета …
(Разобрать полностью задание устно, всем классом. Соединить части предложений стрелками на доске.)
3.Физминутка. Упражнения для глаз.
Движения зрачков влево-вправо, вверх-вниз, круговые движения зрачками.
Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.
4. Самостоятельная работа.
I – II – списать предложения, подчеркнуть главные члены.
III - 1 предл.,подч. гл. чл.
IV - 2 предл. Списать.
5. Проверка самостоятельной работы.
- Назовите главные члены в каждом предложении.
- Какие из этих сказок народные?
- Какая авторская? Кто автор сказки?
- Чему учат сказки?
VII. Итог.
- С какими предложениями мы работали на уроке?
- Как отделяются части сложного предложения?
( Выставление оценок).
VIII. Задание на дом.
(Записано на доске).
- Откройте дневники, запишите.
- Задание на дом:
I - II – 7-9пр., III – 8,9 подчеркнуть гл.чл., IV – 8,9 списать.
IX. Организация на перемену.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.