Конспект урока русского языка в 7 классе. Урок 5. Сложные предложения с союзами и, а, но.

  • docx
  • 13.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 5. Сложные предложения с союзами и, а, но..docx

Русский язык, 7 класс.

Дата: _________________

Урок 5. Тема: Сложные предложения с союзами и, а, но.

Цель: повторить, систематизировать знания учащихся о сложных предложениях с союзами и, а, но.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить умение учащихся правильно писать сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов, учиться различать их в речи;

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, связную устную и письменную речь, активизировать словарь, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать аккуратность при письме, любовь к родному языку.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами (деформированное предложение), алгоритм, схемы сложных предложений.

ХОД УРОКА.

1. Оргмомент. Готовность к уроку.

2. Проверка д/з. Фронтальный опрос.

- Что такое предложение?

- Какие бывают предложения?

- Дать определение простого предложения.

- Дать определение сложного предложения.

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3.Повторение ранее изученного. Объяснительный диктант.

- Прочитайте предложения, записанные на доске:

Больше не греет осеннее солнце, и наступили холода.

Появились первые заморозки, на деревьях опали листья.

-Что объединяет эти предложения? (объединены одной темой «Осень», это сложные предложения, состоят из двух частей)

-Докажите, что они являются сложными предложениями.

-Запишите эти предложения в тетрадь.

-Ваша задача: найти и выделить главные члены предложения в каждой части сложного предложения. Составить схемы этих предложений. (1 ученик на доске – Володин А.).

Проверка.

-Итак, какое задание выполняли?

-Что необходимо сделать, чтобы определить какое это предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить?

Алгоритм.

1. Прочитать предложение.

2. Найти главные члены предложения.

3. Определить сложное или простое предложение.

4. Если сложное, поставить знаки препинания.

Итог: итак, мы повторили опорные знания, которые будем использовать сегодня на уроке.

-Сформулируйте задачу нашего урока!

-Какую задачу поставить перед собой каждый из вас?

 -Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.

4. Словарный диктант. Вставить пропущенные буквы.

    Х . рург,  трен . р,  ток. рь,  слес . рь,  пр . д . вец.

- Какой темой можно объединить эти слова?

5. Тренировочные упражнения.

- Прочитайте предложения. Творческий диктант.

Подчеркните главные члены.

Почтальон торопится. Тяжёлая сумка покачивается на его плече.

- Скажите, какие это предложения? Объясните почему.

 - Соедините простые предложения запятой, заглавную букву исправить на строчную).

  Почтальон торопится, тяжёлая сумка покачивается на его плече.

- Каким стало предложение?

- Почему это предложение стало сложным?

- Как на письме отделяются части сложного предложения?

- Построим схему этого предложения.

_______     _______ ,    ________    ________ .

 


- Ещё части сложного предложения могут соединяться при помощи союзов и, а, но.

______      ________ , и  _______   ________ .

                                     а

                                     но

 6. Чтение правила на странице 15.

 7. Физминутка. Упражнение «Птица перед взлётом»

Стоя, подышать спокойно, затем вперёд, ноги не сгибать; голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронить голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (10секунд).

8. Закрепление.

 1. Работа у доски с объяснением -  упр.19 (1 - 3 предл.) Бартош Н.

 2. Творческая работа. Устно.

- Соедините две части сложного предложения с союзами и, а, но или без союзов. Пары подбирайте по смыслу.

1) Поймал Емеля щуку …                            князь Гвидон всё злится, злится.

2) Диву царь Салтан дивится …                  выходит оттуда Василиса Премудрая.

3) Подлетела к царскому крыльцу               заговорила она человеческим голосом.

    золочёная карета …

(Разобрать полностью задание устно, всем классом. Соединить части предложений стрелками на доске.)

9.Физминутка. Упражнения для глаз.

Движения зрачков влево-вправо, вверх-вниз, круговые движения зрачками.

Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.

10. Самостоятельная работа. Упр. 17. Стр. 15. (Резерв)

III – списать предложения, подчеркнуть главные члены.

III     - 1 предл.,подч. гл. чл.

IV     - 2 предл. Списать.

11. Проверка самостоятельной работы.

- Назовите главные члены в каждом предложении.

- Какие из этих сказок народные?

- Какая авторская? Кто автор сказки?

- Чему учат сказки?

12. Итог.

- С какими предложениями мы работали на уроке?

- Как отделяются части сложного предложения?

(Выставление оценок).

13. Задание на дом. (Записано на доске).

- Откройте дневники, запишите.

- Задание на дом: упр. 18, стр. 15.

IIIIII –подчеркнуть  гл. чл., IV – списать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девятое сентября, понедельник.

Классная работа.

Объяснительный диктант.

Больше не греет осеннее солнце, и наступили холода.

Появились первые заморозки, на деревьях опали листья.

Словарный диктант.

Хирург, тренер, токарь, слесарь, продавец.

Почтальон торопится. Тяжёлая сумка покачивается на его плече.

 


Почтальон торопится, а тяжёлая сумка покачивается на его плече.

 


Творческий диктант.

Куда клубок покатился, и ты туда ступай смело.

Иван Царевич утром проснулся, а рубашка лежит на столе.

Иван в избушке переночевал, а на утро Баба-яга ему дорогу указала.

Василиса Премудрая стала искать лягушачью кожу, но Иван Царевич сжёг её.

Закручинился Иван, но делать нечего, взял лягушку в жёны.