Русский язык, 7 класс.
Дата: _________________
Урок 5. Тема: Сложные предложения с союзами и, а, но.
Цель: повторить, систематизировать знания учащихся о сложных предложениях с союзами и, а, но.
Задачи:
Образовательные: повторить и закрепить умение учащихся правильно писать сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов, учиться различать их в речи;
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, связную устную и письменную речь, активизировать словарь, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать аккуратность при письме, любовь к родному языку.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами (деформированное предложение), алгоритм, схемы сложных предложений.
ХОД УРОКА.
1. Оргмомент. Готовность к уроку.
2. Проверка д/з. Фронтальный опрос.
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения?
- Дать определение простого предложения.
- Дать определение сложного предложения.
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3.Повторение ранее изученного. Объяснительный диктант.
- Прочитайте предложения, записанные на доске:
Больше не греет осеннее солнце, и наступили холода.
Появились первые заморозки, на деревьях опали листья.
-Что объединяет эти предложения? (объединены одной темой «Осень», это сложные предложения, состоят из двух частей)
-Докажите, что они являются сложными предложениями.
-Запишите эти предложения в тетрадь.
-Ваша задача: найти и выделить главные члены предложения в каждой части сложного предложения. Составить схемы этих предложений. (1 ученик на доске – Володин А.).
Проверка.
-Итак, какое задание выполняли?
-Что необходимо сделать, чтобы определить какое это предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить?
Алгоритм.
1. Прочитать предложение.
2. Найти главные члены предложения.
3. Определить сложное или простое предложение.
4. Если сложное, поставить знаки препинания.
Итог: итак, мы повторили опорные знания, которые будем использовать сегодня на уроке.
-Сформулируйте задачу нашего урока!
-Какую задачу поставить перед собой каждый из вас?
-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.
4. Словарный диктант. Вставить пропущенные буквы.
Х . рург, трен . р, ток. рь, слес . рь, пр . д . вец.
- Какой темой можно объединить эти слова?
5. Тренировочные упражнения.
- Прочитайте предложения. Творческий диктант.
Подчеркните главные члены.
Почтальон торопится. Тяжёлая сумка покачивается на его плече.
- Скажите, какие это предложения? Объясните почему.
- Соедините простые предложения запятой, заглавную букву исправить на строчную).
Почтальон торопится, тяжёлая сумка покачивается на его плече.
- Каким стало предложение?
- Почему это предложение стало сложным?
- Как на письме отделяются части сложного предложения?
- Построим схему этого предложения.
_______ _______ , ________ ________ .
![]() |
![]() |
- Ещё части сложного предложения могут соединяться при помощи союзов и, а, но.
______ ________ , и _______ ________ .
а
но
6. Чтение правила на странице 15.
7. Физминутка. Упражнение «Птица перед взлётом»
Стоя, подышать спокойно, затем вперёд, ноги не сгибать; голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронить голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (10секунд).
8. Закрепление.
1. Работа у доски с объяснением - упр.19 (1 - 3 предл.) Бартош Н.
2. Творческая работа. Устно.
- Соедините две части сложного предложения с союзами и, а, но или без союзов. Пары подбирайте по смыслу.
1) Поймал Емеля щуку … князь Гвидон всё злится, злится.
2) Диву царь Салтан дивится … выходит оттуда Василиса Премудрая.
3) Подлетела к царскому крыльцу заговорила она человеческим голосом.
золочёная карета …
(Разобрать полностью задание устно, всем классом. Соединить части предложений стрелками на доске.)
9.Физминутка. Упражнения для глаз.
Движения зрачков влево-вправо, вверх-вниз, круговые движения зрачками.
Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.
10. Самостоятельная работа. Упр. 17. Стр. 15. (Резерв)
I – II – списать предложения, подчеркнуть главные члены.
III - 1 предл.,подч. гл. чл.
IV - 2 предл. Списать.
11. Проверка самостоятельной работы.
- Назовите главные члены в каждом предложении.
- Какие из этих сказок народные?
- Какая авторская? Кто автор сказки?
- Чему учат сказки?
12. Итог.
- С какими предложениями мы работали на уроке?
- Как отделяются части сложного предложения?
(Выставление оценок).
13. Задание на дом. (Записано на доске).
- Откройте дневники, запишите.
- Задание на дом: упр. 18, стр. 15.
I - II – III –подчеркнуть гл. чл., IV – списать.
Девятое сентября, понедельник.
Классная работа.
Объяснительный диктант.
Больше не греет
осеннее солнце, и наступили холода.
Появились первые заморозки,
на деревьях опали листья.
Словарный диктант.
Хирург, тренер, токарь, слесарь, продавец.
Почтальон торопится. Тяжёлая сумка покачивается на его плече.
![]() |
|||
![]() |
Почтальон торопится, а тяжёлая сумка покачивается на его плече.
![]() |
|||
![]() |
Творческий диктант.
Куда клубок покатился, и ты туда ступай смело.
Иван Царевич утром проснулся, а рубашка лежит на столе.
Иван в избушке переночевал, а на утро Баба-яга ему дорогу указала.
Василиса Премудрая стала искать лягушачью кожу, но Иван Царевич сжёг её.
Закручинился Иван, но делать нечего, взял лягушку в жёны.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.