Тема : Обобщающие слова при однородных членах. 8 класс
Цели урока:1.анализируя вместе с учащимися предложения, дать понятие об обобщающем слове ; помочь учащимся самостоятельно вывести правила постановки знаков препинания при обобщающих словах; 2 формировать умения употреблять обобщающие слова , обогащение словарного запаса учащихся. 3.воспитывать организованность, чувство коллективизма, взаимной помощи. А.П. Чехов : « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
ХОД урока
1. Орг. момент
2.Психологический настрой
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем
радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а
помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Индивидуальный опрос.
- 2 ученика будут работать на карточках
Карточка № I
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Дети набрали полные корзины грибов подосиновиков подберезовиков2 маслят.
2. Составьте предложение по схеме: [О, О - О].
Карточка № 2
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Ни войны ни поля ни товарищей ничего не видел2 теперь Алексей.
2. Составьте предложение по схеме:
[О: и О, и О].
3.Проверка домашнего задания:
«Повторяем то, что знали, вспоминаем, что забыли».
«Мозговой штурм»
- Какие члены предложения называются однородными? (которые относятся к
одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются
одним и тем же членом предложения)
- Чем соединяются однородные члены предложения? (соединительными союзами,
разделительными союзами, противительными союзами, интонацией перечисления)
4.Создание проблемной ситуации.
Теперь посмотрите внимательно на слова.
Дуб, береза, дерево, липа
- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?
Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.
- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.
- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).
Какова же будет тема нашего урока?
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.
В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.
- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?
- В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова
5). Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?
Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?
Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?
Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие).
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.
Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах - ничто не укрылось от наблюдательного гостя.
Вся мебель: диваны, столы и стулья- были сделаны из красного дерева.
Что объединяет эти предложения? (Обобщающие слова при однороднх членах предложения.)
Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. 1.Исследовательская работа.
На примере опорных схем и примеров учащиеся сами формулируют правило.
В человеке все должно быть красиво: и лицо,и одежда, и душа ,и мысли. ((А.П.Чехов)
О: и О,и О,и О, и О. ( О – обобщающее слово)
Лесную тишину, твои поля и вросший в землю хутор – я помню все.
О, О, и О – О.
Всюду: среди птиц, насекомых, в сухой траве -чувствовалось приближение осени.
О : О, О, О -
Найдите в предложениях слова, объединяющие однородные члены предложения.
(все , все , всюду )
Сделайте вывод.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.П. Чехова : « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему сегодняшнему уроку?
- Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными знаниями и умеете их применять. Сейчас мы запишем эпиграф.
- Какие знаки препинания стоят в предложении? В связи с чем?
(Учащиеся объясняют постановку знаков.)
- Теперь запишем без ошибок эпиграф. -Скажите, что вы должны
знать и уметь по данной теме?
(Знать понятия : обобщающие слова, однородные члены.
Уметь: ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с
однородными членами.)
4.Физкультминутка.
5. Соотнести схемы и предложения. Работа по карточкам. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
1.( … О : О, О и О)
2.( О, О – )
3.( О : О и О, О и О - …)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
- Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием.
- Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание? ( В одних случаях ставится запятая, в других - нет)
У меня возникает вопрос: «А почему так?»
(Если однородные члены связаны интонацией перечисления, тогда между ними ставится запятая; если однородные члены связаны одиночным союзом и, запятая не ставится; перед союзами а, но между однородными членами предложения ставится запятая).
Y. Закрепление изученного.
1.Графический диктант.
Составьте схемы данных предложений:
1 И гам лесной ,и шум нагорный- все вторит весело громам.
2. Всюду : вверху и внизу – пели жаворонки.
3. Все: и деревья ,и трава, и цветы –дышало свежестью.
4.В корзинке была дичь: два тетерева и утка.
5. Звезды тускнеют и тлеют в синем небе.
1.и О, и О - О
2 О : О и О -
3. О : и О, и О, и О -
4. О и О
5. О и О
2.Работа по карточкам.(уровневые задания)
Карточка №1
Распространите предложения однородными членами .Подчеркните обобщающие слова.Расставьте знаки препинания.
1. На парте лежали школьные принадлежности ... … …
2.У меня есть все инструменты ... … …
3. Я занимаюсь спортом всегда ... … …
4..В лесу растут разные деревья … … …
Карточка № 2
Расставьте знаки препинания,найдите однородные члены предложения , начертите схемы.
1.Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами.
2.Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.
3.Везде на полях и на лесных полянах на тропинках и на дорожках - пар поднимался от земли.
Карточка №3
Составьте предложения по схемам на тему «Книги» ,чтобы получился текст.
О: О, О, О.
О и О.
О: О, О , О
О, О,О,О.
Карточка 4
а) Вставьте обобщающее слово к однородным членам.
Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга.
Особенно часто обобщающими словами бывают следующие:
всё, всё это, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде,
всегда, никогда,
б) Укажите слово, которое не может быть обобщающим.
А растения
Б животные
В одуванчик
Г вредители
В) Распространите предложения однородными членами.
На столе лежали разные вещи…..
……. разные цветы росли в саду.
Всюду ……….гремела музыка и слышался смех.
3.Выборочное списывание.
1 вариант: предложения ,в которых однородными являются главные члены предложения.
2 вариант: Однородными являются второстепенные члены предложения.
Расставьте знаки препинания.
1. Растворились в темноте рощи сады поля.
2 .Луна освещала сад дорожки беседку.
3. Осенняя листва падала на скамейки дорожки землю.
4. Сверкала гремела извивалась молния.
5. Подарила яблоня людям крупные здоровые сочные плоды.
6 Дождь прошел но землю не напоил.
вариант : 1, 4. 6 ; 2 вариант : 2, 3, 5.
Тестовая работа.
1) Укажите предложения с однородными членами:
А) Солнце показалось из-за туч,но скоро скрылось.
Б) Цветы издавали резкий , но приятный запах.
В)Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.
Г)Дядя обращался с Цыганком ласково , дружески.
Д) Улетают журавли, и низкие обдака заволакивают небо.
2)В предложении Весной опять запели соловьи о верности,о дружбе ,о любви. Однородными членами являются :
А) подлежащие;
Б)сказуемые;
В) дополнения ;
Г)определения;
Д) обстоятельства.
3.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
А)Я помню лес, палатку, песни у костра.
Б)Тучи ползли по небу медленно , скучно и однообразно.
В)Снег падал медленно ,и бесшумно.
Г)Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи.
4) Однородные члены – это члены предложения:
А) одного рода;
Б) одного падежа , числа, лица;
В) отвечающие на один и тот же вопрос;
Г)выражающиеся только словами одной и той же части речи.
5) Синтаксически однородные члены :
А) являются разными членами предложения;
Б)являюются одним членом предложения;
В)не являются членами предложения;
Г) являются грамматической основой.
6)Однородные члены предложения относятся:
А) к грамматической основе предложения;
Б) одновременно к разным членам предложения;
В)они независимы;
Г) к одному и тому же члену предложения.
Ключ : 1 -А, Б, Г; 2-В ; 3- В; 4-В ; 5- Б; 6- Г.
YI. Домашнее задание. Итоги урока
Карточка № I
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Дети набрали полные корзины грибов подосиновиков подберезовиков2 маслят.
2. Составьте предложение по схеме: [О, О - О].
Карточка № 2
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Ни войны ни поля ни товарищей ничего не видел2 теперь Алексей.
2. Составьте предложение по схеме:
[О: и О, и О].
Карточка №1
Распространите предложения однородными членами .Подчеркните обобщающие слова.Расставьте знаки препинания.
1. На парте лежали школьные принадлежности ... … …
2.У меня есть все инструменты ... … …
3. Я занимаюсь спортом всегда ... … …
4..В лесу растут разные деревья … … …
Карточка № 2
Расставьте знаки препинания,найдите однородные члены предложения , начертите схемы.
1.Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами.
2.Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.
3.Везде на полях и на лесных полянах на тропинках и на дорожках - пар поднимался от земли.
Карточка №3
Составьте предложения по схемам на тему «Книги» ,чтобы получился текст.
О: О, О, О.
О и О.
О: О, О , О
О, О,О,О.
Карточка 4
а) Вставьте обобщающее слово к однородным членам.
Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга.
Особенно часто обобщающими словами бывают следующие:
всё, всё это, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде,
всегда, никогда,
б) Укажите слово, которое не может быть обобщающим.
А растения
Б животные
В одуванчик
Г вредители
В) Распространите предложения однородными членами.
На столе лежали разные вещи…..
……. разные цветы росли в саду.
Всюду ……….гремела музыка и слышался смех.
Соотнести схемы и предложения. Работа по карточкам. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
1.( … О : О, О и О)
2.( О, О – )
3.( О : О и О, О и О - …)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
Соотнести схемы и предложения. Работа по карточкам. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
1.( … О : О, О и О)
2.( О, О – )
3.( О : О и О, О и О - …)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
Соотнести схемы и предложения. Работа по карточкам. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
1.( … О : О, О и О)
2.( О, О – )
3.( О : О и О, О и О - …)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
Соотнести схемы и предложения. Работа по карточкам. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
1.( … О : О, О и О)
2.( О, О – )
3.( О : О и О, О и О - …)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
Тестовая работа.
1) Укажите предложения с однородными членами:
А) Солнце показалось из-за туч, но скоро скрылось.
Б) Цветы издавали резкий , но приятный запах.
В)Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.
Г)Дядя обращался с Цыганком ласково , дружески.
Д) Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо.
2)В предложении Весной опять запели соловьи о верности,о дружбе ,о любви. Однородными членами являются :
А) подлежащие; Б)сказуемые; В) дополнения ; Г)определения; Д) обстоятельства.
3.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
А)Я помню лес, палатку, песни у костра.
Б)Тучи ползли по небу медленно , скучно и однообразно.
В)Снег падал медленно ,и бесшумно.
Г)Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи.
4) Однородные члены – это члены предложения:
А) одного рода;
Б) одного падежа , числа, лица;
В) отвечающие на один и тот же вопрос;
Г)выражающиеся только словами одной и той же части речи.
5) Синтаксически однородные члены :
А) являются разными членами предложения;
Б)являются одним членом предложения;
В)не являются членами предложения;
Г) являются грамматической основой.
6)Однородные члены предложения относятся:
А) к грамматической основе предложения;
Б) одновременно к разным членам предложения;
В)они независимы;
Г) к одному и тому же члену предложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.