Тема урока: «Как различить звуки и буквы».
Цель урока: Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о том, как правильно различать звуки и буквы.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют интерес к урокам русского языка в процессе деятельности, демонстрируют умение работать индивидуально, фронтально, в парах.
Метапредметный: учащиеся совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют самоконтроль, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, демонстрируют умение выстраивать логические цепи рассуждений, находят и формулируют проблему, сотрудничают с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметный: демонстрируют умение различать звуки и буквы.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к уроку русского языка, способствовать воспитанию аккуратного ведения записей в тетрадях и на доске, прививать доброжелательное отношение к сверстникам и уважительное отношение к мнению другого.
Развивающая: развивать умения самостоятельно формулировать тему урока, цель и задачи, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (Регулятивные УУД); обучать осуществлению анализа информации, умению строить устные рассуждения (Познавательные УУД); формировать умения высказывать и обосновывать свою точку зрения, учить слушать и слышать других, задавать вопросы, формировать умения поддерживать диалог с учителем и сверстниками, строить осознанные речевые высказывания в устной форме, совершенствовать навыки связной речи, формировать умения осуществления рефлексии собственной деятельности (Коммуникативные УУД).
Образовательная: актуализировать знания о том, что звуки мы слышим, а буквы мы пишем.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
· Демонстрационное: классная доска, интерактивная доска.
· Индивидуальное: карточки, иллюстрации для самостоятельной работы.
План урока.
1. Организационный момент и чистописание.
- Сегодня в стране Грамматике нас ждут интересные открытия и новые
знания.
Открываем тетради, проверим посадку.
(Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь).
Отступили от прежней работы 2 строчки, на 3 записываем число, классная
работа.
Немного разогреем наши ручки.
2. Минутка чистописания
1 строка: Пишем заглавную и строчную буквы Бб.
2 строка: пословица Без труда - нет плода.
Работа по развитию речи и обогащению словарного запаса.
-Как вы понимаете смысл пословицы, о каких плодах идет речь?
(В нашем случае плоды - это знания.)
Будьте внимательными, знания получают лишь те, кто хочет учиться и не боится трудностей.
2. Проверка домашнего задания и подготовка к изучению нового материала.
Ребята, у вас на столах карточки с отрывком из басни Крылова.
Иван Андреевич Крылов
Стрекоза и муравей
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
- Записанный дома отрывок из басни Ивана Андреевича Крылова является примером какого типа речи? (Письменной.)
- Почему? (Мы его читали и записывали).
А теперь прочитайте его вслух.
. . .
- А каком типе речи мы говорим сейчас? (Об устной.)
Почему? (Егор говорил, а мы его слушали.)
Речь
устная письменная
(говорю – слушаю) (читаю – пишу)
II. Постановка учебных задач.
3. Словарная работа.
У вас на столах карточки со словами из орфографического словаря (стр. 137).
1) Словарная работа.
Яблоня, яблоко, ягода (вставим пропущенные буквы)
1 человек у доски.
Составьте предложение с одним из этих слов.
(У нас в саду растёт яблоня.)
- Из чего состоит предложение? (Из слов.)
- Из чего состоят записанные слова? (Из букв.)
- С буквами мы встречаемся в каком виде речи? (Письменной.)
- А в устной речи? (Это звуки).
4. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о звуках и буквах.
Отгадайте загадки:
Нам Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук.)
Черные, кривые от рождения немые
Встанут в ряд, все заговорят. (Буквы.)
5. Актуализация знаний. Работа у доски.
Игра.
(йаблан,а)
(йаблака)
(йагада)
- Что за слова спрятались в транскрипциях?
- Объясните в чем различие записи слов? (1. Отражают звуковую схему слова. 2. Буквенная запись.)
6. Физ.минутка.
Учитель называет звуки, а ученик букву, которой принадлежит этот звук.
7. Закрепление.
Стр. 80. Обратите внимание.
Интерактивная доска.
Приложение
«Звуки и буквы» - упражнение 1, 2.
Фонетический разбор – ягода (йагада).
Послушайте сказку и раскройте тайну гласных звуков:
Жил-был гласный звук - А. Стало ему скучно жить одному, и решил он
найти себе друга. Искал, искал и, наконец, нашел. Это был мягкий
согласный звук. И так полюбил звук А своего друга, что однажды произошло чудо! Возникла новая буква! А какая? (Я) Как звали друга буквы А? (Й)
Какие еще гласные звуки подружились с согласным Й, кто откроет тайну?
(йо-ё, йу-ю, йэ-е). Молодцы.
8. Домашнее задание.
Фонетический разбор слова яблоня.
Выучить алфавит.
9. Рефлексия.
III. Работа над повторением изученного материала.
1. Звуки и буквы.
- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?
- Как отличить звук от буквы? (Звуки – произносим и слышим, буквы- видим, пишем, читаем и называем.)
Спасибо за урок!
Оценки.
Рефлексия.
· индивидуальные карточки с заданиями
· словарные слова
Ход урока
I. Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок, начинается
1.
Иван Андреевич Крылов
Лебедь, рак и щука
Поклажа
бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Иван Андреевич Крылов.
Лебедь, рак и щука.
Поклажа
бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.