Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных» 1 класс
Цели деятельности учителя:
-формировать знания о написании слов с большой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок;
-учить применять эти знания в жизни.
Тип урока:урок открытия нового знания.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;
получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населенного пункта, составлять ответы на вопросы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт вам, дети, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать!
- Прочитайте пословицу «Умеешь сам – научи другого», она будет девизом нашего урока.
ІІ.Актуализация знаний.
- Какое сегодня число?
- Какой сегодня день недели?
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и Классная работа.
Слайд 2.
Какие ошибкоопасные места вас подстерегают при записи слов и как мы называем эти слова?
Каллиграфическая минутка.(Образец букв прописан в тетради у каждого ребенка)
Какие буквы написаны на первой строчке.
- Чем похожи? Чем различаются?
Л М А
- Какие буквы написаны на второй строчке.)
- Чем похожи? Чем различаются?
Т П Г Слайд 3.
Прописывают до конца строки.
ІІІ. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
Посмотрите на доску, послушайте внимательно стихотворение и скажите, какую букву будем писать в словах?
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста…
- Сформулируйте тему урока. Слайд 4.
- Какие задачи мы должны решить на уроке?
ІV. Актуализация имеющихся и необходимых знаний.
-Молодцы! Правильно сегодня мы будем говорить о словах, которые пишутся с заглавной буквы.
А когда же слова пишутся с заглавной буквы?
-Сейчас мы отгадаем загадки и запишем слова с комментированием в тетради. Поставим ударение, подчеркнём безударную гласную.
а) И у мамы, и у папы есть,
И у дочки есть, и у внучки есть,
Чтобы его узнать, надо вслух его назвать.
(Имя)
- У мамы, у папы, у дочки – что одинаково звучит?
(Фамилия)
б) В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)
в) Величав, красив и молод,
За рекою вырос……..
(Город). Слайд 5-8.
-Кто догадался, какие слова пишутся с заглавной буквы и почему?
- Сегодня мы научимся писать имена собственные с заглавной буквы.
Имена, фамилии, клички, города:
Всё с заглавной буквы пишется всегда.
- А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить?(в жизни)
V.Физкультминутка
VІ. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Ребята у меня на доске появились слова и знак.
Зовут, как , вас, ? Слайд 10
- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
-Что такое предложение?
- Как на письме обозначить начало предложения?
-Какая же первая работа у Заглавных букв?
(на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется первая запись «начало предложения») Слайд 11
– Запишем предложение: Как вас зовут? (Обратить внимание на соединение букв, наклона, ширины и высоты букв)
У каждого из нас есть своё имя. Напишите своё имя. Я дотронусь до плеча, а вы прочитайте написанное.
-Почему в классе есть дети с одинаковыми именами, а они написали по-разному?
-Но как вы все написали своё имя? Почему?
-О ком идёт речь?
1).В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и звали …(Дюймовочка) Слайд 12
запись: «Дюймовочка».
– Как будем писать? Почему?
Имя героя записывается учащимся на доске.
2) Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка). Слайд 13
Запись слова.
3) А теперь попробуйте вспомнить, как и почему зовут этого мальчика? Учитель показывает картинку с изображением Незнайки. Слайд 14
Запишем и его имя.
Ребята, у всех – всех имён есть что-то общее в написании. Что же это?
-Какая же ещё очень важная работа есть у заглавной буквы? Почему?
(на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется вторая запись «имена сказочных героев). Слайд 15
VІІ.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Ребята, посмотрите у вас на партах лежат карточки на которой записаны слова в два столбика. Давайте прочтем слова первого столбика и второго столбика. Слайд 16-17
кот Зорька
собака Бурёнка
корова Жучка
коза Мурзик
Какая же ещё работа есть у заглавной буквы? (на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется третья запись:«слова – клички животных».) Слайд 18
Самостоятельная работа. Соединить названия и клички животных.
Проверьте выполнение своего задания.
Прочитайте текст на доске.
Село Пинега расположено на правом берегу реки Пинеги. Она впадает в Северную Двину. На реке Северная Двина расположен город Архангельск. Слайд 19
- Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Что они называют?
- Какая ещё работа у заглавных букв? (появляется надпись « географические названия») Слайд 21
Запишите слова с заглавной буквы через запятую.
VІІІ. Включение в систему знаний и повторение.
С.126, у.8
- А сейчас вашей задачей будет, работая в парах, выполнить в тетради задание из учебника.
- Прочитайте поговорки. Когда так говорят? Запишите первую поговорку.
-Составь расска, который можно было бы закончить одной из этих поговорок.
- У кого это задание вызвало трудности?
- Как вы думаете, почему?
- Что нужно уметь и знать, чтобы выполнить это задание?
ІX. Рефлексия урока.
Проводит беседу по вопросам:
-Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке?
-Какие слова надо писать с заглавной буквы?
- Что мы должны помнить?
Имена, фамилии, клички, города:
Всё с главной буквы пишется всегда.
Оцените свои знания :
Кому было легко работать на уроке, поднимите зеленый кружок?
- У кого работа на уроке вызывала некоторые трудности, поднимите желтый кружок?
- У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было тяжело, поднимите красный кружок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.