Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
10.03.2024
Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»
Создание условий для формирования знаний о словаре фразеологизмов
конспект урока словарь (1).docx

Класс: 3

Тема урока: «Удивительный мир словаря»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создание условий для формирования знаний о словаре фразеологизмов

Задачи урока:

Обучающая – познакомиться со словарем фразеологизмов, научиться применять его для выполнения заданий.

Развивающая – развивать внимание, повышать уровень учебной мотивации и познавательный интерес к предметной области русский язык.

Воспитывающая – воспитывать самостоятельность, взаимоуважение, воспитывать интерес к слову.

Планируемые результаты:

Предметные умения – овладение информацией о словаре фразеологизмов, формирование умения пользоваться им.

Личностные умения – формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; самооценка своей деятельности на уроке.

Метапредметные умения – умение вести диалог, аргументировать свои ответы с учащимися и учителем; слушать и понимать речь других; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; развивать логическое мышление.

Методы обучения: метод упражнений, проблемный.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: раздаточный материал, презентация, словари фразеологизмов на каждую группу.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1)Самоопределение к деятельности.

Цель этапа:

Создать условия для мотивации учащихся.

-Здравствуйте, ребята! До урока каждый из вас взял фрагмент подсказки. На нём написано слово. Сейчас  вам нужно объединиться в группы по 4 человека, так чтобы получилось высказывание, состоящее из 4 слов. (Высказывание: «С русским языком можно творить чудеса» разделено на 4 части:

1.     С русским языком

2.     можно

3.     творить

4.     чудеса)

-Займите свои места, пожалуйста.

-Какое высказывание у вас получилось?

 (С русским языком можно творить чудеса! К.Г.Паустовский)

Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей) Правильно! Русский язык великий, благодаря ему мы можем выразить любую свою мысль в необходимой для нас ситуации.

- А сейчас разгадайте тему урока, записанную шифром Цезаря. Шифр Цезаря сдвигает алфавит – ставит в соответствие каждой букве алфавита другую букву, отстоящую на указанное число шагов.

В данном случае со сдвигом на 1 букву влево.

 

 (У каждой группы лист с шифром: ФЕЙГЙУЁМЭОЬК НЙС ТМПГБСА

отгадка: УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВАРЯ)

 

Итак, как будет звучать тема урока? (Удивительный мир словаря)

 

 

Слушают учителя, делятся на команду по высказыванию, рассаживаются.

 

 

 

 

 

 

Объясняют значение высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают тему урока по шифру Цезаря в группах.

Личностные: мотивация на активную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения слушать учителя.

Регулятивные: формирование умения определять тему урока, умение осуществлять контроль в процессе

своей деятельности.

2)Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.

Цель этапа: создание условий для сознания потребностей открытия новых знаний и умений.

Предлагаю вспомнить словари, которые нам уже знакомы. Для этого мы будем работать в группах и создадим «пазлы». У вас есть шаблон с определенным видом словаря и 4 конверта. В конверте №1 детали с описанием словаря. В конверте №2 детали с указанием автора. В конверте №3 детали с примером из словаря. В конверте №4 картинка к примеру. Вам нужно приклеить только те детали, которые подходят к названию вашего словаря.

Участник №1 клеит описание словаря. Участник №2 автора.

Участник №3 пример из словаря.

Участник №4 картинку, подходящую для примера.

 

(У 1 группы – толковый словарь

 У 2 группы – орфографический словарь

У 3 группы – орфоэпический словарь

 У 4 группы – словарь синонимов

У 5 группы  - словарь антонимов

После завершения пазлы вывешиваются на доску.)

 

- Словари помогают нам открыть все тайны и загадки слов. Каждый словарь помогает по-своему. Если мы хотим уточнить написание слова, нам поможет орфографический словарь. Правильно произносить слова и ставить в них ударения нас научит орфоэпический словарь. Если нас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращаемся к толковому словарю. Разнообразить свою речь нам помогут словари синонимов и антонимов. Умение пользоваться словарями это большой плюс для любого ученика.

 Словарь - это наше окно в образование.

А теперь вы попробуйте объяснить  сочетания слов, представленные на доске:

·        Засучив рукава;

·        Не в своей тарелке;

·        Кот наплакал.

 

 

 

 

Выполняют пазлы по пройденным словарям в группах, демонстрация на доске.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются объяснить значение фразеологизмов, испытывают затруднения.

Регулятивные: формирование умения выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: формирование умения применять раннее полученные знания в задании.

Личностные: формирование чувства ответственности за результат группы.

Коммуникативные: формирование умения слушать собеседника и вести

диалог;

признавать

существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою.

3)Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Цель этапа: осознание учениками сущности затруднения.

-Почему нам тяжело это сделать? (Мы их не знаем) А что нам и в этот раз может помочь в объяснении слов? (Словарь)

 -  Правильно, сегодня нам будет помогать фразеологический словарь. Какую цель поставим? (Научиться пользоваться словарем)

 

Предполагают причину затруднения. Формулируют цель урока.

Регулятивные: формирование умения определять цель причины трудностей.

Коммуникативные: формирование умения слушать учителя.

4)Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: формулирование задач урока учащимися.

- Составим план работы. Он перед нами на экране, но некоторые слова нам нужно дополнить самим.

1.     Узнать, что изучает фразеологический словарь.

2.     Научиться пользоваться им.

3.     Выяснить значение данных сочетаний.

Составляют вместе с учителем план работы на уроке.

Регулятивные: формирование умения формулировать для себя задачи в

соответствии с целью учебной деятельности.

Коммуникативные: формирование умения слушать друг друга.

5)Реализация построенного проекта.

Цель этапа: применение на практике плана осуществления действий по разрешению трудностей.

- Обратимся к презентации. Фразеологический словарь – это словарь устойчивых словосочетаний (фразеологический единиц), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов.

Памятка

«Как пользоваться фразеологическим словарем».

1)Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам вспомнить смысл фразеологизма, а затем сверь значение его со словарем.

2)Чтобы быстро найти в словаре нужный фразеологизм, вспомни алфавит, т.к. все фразеологизмы расположены в алфавитном порядке.

Мы с вами узнали, что такое фразеологический словарь и как им пользоваться, и теперь можем применить это на практике.

Обратимся к 3 пункту нашего плана «Выяснить значение данных сочетаний». Мы определим их значение при выполнении следующего задания в парах. У каждой пары есть шаблон с фразеологизмом. Вам нужно, пользуясь словарем, найти значение данного вам сочетания слов и приклеить подходящую картинку. Картинки собраны в конверте. Итак, приступаем!

Фразеологизмы:

·        Как курица лапой

·        Спустя рукава

·        Не разлей вода

·        Делать из мухи слона

·        Засучив рукава

·        Не в своей тарелке

·        Кот наплакал

·        Считать ворон

·        Золотые руки

·        Мухи не обидит

Написать в шаблоне значение фразеологизмов из словаря и приклеить соответствующую картинку. После выполнения задания учащиеся осуществляют взаимопроверку и демонстрируют результату своей работы.

 

 

Слушают, что такое фразеологический словарь и как им пользоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выясняют значение фразеологизмов в паре, выписывают значение из словаря, приклеивают соответствующую картинку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивают результат и вывешивают на доску.

Регулятивные: формирование умения выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные: формирование умения слушать учителя, правильно формулировать свои ответы.

Познавательные: формирование умения осуществлять поиск информации с помощью словаря.

6)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: закрепление в выполнении упражнения с проговариванием.

- Сейчас мы с вами закрепим полученную информацию в процессе небольшой игры. Вам нужно взять листочек и записать один вопрос наверху, касающийся нашей темы, а внизу ответ на него. Часть листочка, где написан ответ, согните, чтобы его не было видно.

Например, вопрос «Что означает фразеологизм «считать ворон»?». Внизу ответ «не слушать».  Теперь нужно встать, поднять руку. Она обозначает, что вы свободны. И найти себе пару. Вы зададите друг другу вопросы и обменяетесь листочками. Будете продолжать те же действия и с другими ребятами в течение 2 минут. Я дам сигнал об остановке времени.

(Прием «куиз-куиз-трейд» – опроси-опроси-обменяйся карточками. После остановки времени учащиеся сдают листочки, зачитываются некоторые вопросы.)

Записывают свой вопрос на листочке и ответ. Образуют пары друг с другом, задают вопросы друг другу, обмениваются вопросами и ищут следующих для образования новой пары.

 

 

 

 

 

 

Отвечают фронтально на вопросы учителя.

Регулятивные: формирование умения выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные: формирование умения слушать учителя, правильно формулировать свои ответы.

Познавательные: формирование умения анализировать и интерпретировать полученную информацию.

7)Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: закрепление пробного учебного действия по новой теме.

Вы хорошо запомнили значения фразеологизмов. А теперь проверим, умеете ли вы их применять уместно в тексте.

Перед нами текст с пропущенными фразеологизмами. Вам нужно заполнить пропуски в тексте.

Ниже текста, помещены фразеологизмы для справок.

Мой друг

Мой друг Саша живет в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! Он очень добрый, даже мухи не обидит. У Саши золотые руки – он может сам смастерить что угодно. Саша на уроках никогда не считает ворон, он способный и любознательный. Трудности преодолевает легко и не делает из мухи слона. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

Фразеологизмы: золотые руки, не считает ворон, не делает из мухи слона, не разлей вода, мухи не обидит.

(Сверка с эталоном на экране)

 

 

 

Вставляют вместо пропусков фразеологизмы в текст, работают группой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверяют с эталоном на экране.

Регулятивные: формирование умения выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные: формирование умения слушать учителя, правильно формулировать свои ответы.

Познавательные: формирование умения применять знания в задании.

8)Включение в систему знаний и повторения.

Цель этапа: формирование системы знаний об окружающей действительности.

- Молодцы! Напоследок сыграем в игру «да-нет». Если вы согласны с утверждением, хлопаете в ладоши. Если не согласны, топаете.

1)Толковый словарь объясняет значение слов.

2)Бить баклуши – это значит, усердно работать.

3)Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых сочетаний слов.

4)Антоним к слову день – сутки.

5)Засучив рукава – усердно.

 

Выполняют действия в соответствии с заданием.

Познавательные: формирование умения применять правило для выполнения упражнений.

Коммуникативные: формирование умения слушать учителя, умения формулировать свой ответ.

Регулятивные: формирование умения выполнять задание в соответствии с целью.

9)Домашнее задание.

Цель этапа:

1)    Заменить подчеркнутые слова фразеологизмами в тексте.

2)    Сделать карманный фразеологический словарь.

 Выбирают для себя д/з и записывают его.

Коммуникативные: формирование умения слушать учителя.

10)Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя и одноклассников.

-Напишите на листочке фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке.

Бил баклуши;

Работал, спустя рукава;

Работал, засучив рукава.

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: формирование умения формулировать свои мысли в устной речи.

Регулятивные: формирование умения анализировать свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

С русским языком

можно

творить

чудеса!

 

 

 

Приложение 2

Шифр Цезаря сдвигает алфавит – ставит в соответствие каждой букве алфавита другую букву, отстоящую на указанное число шагов.

Шифр Цезаря со сдвигом на 1 влево.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

Шифр:

Ф

Е

Й

Г

Й

У

Ё

М

Э

О

Ь

К

 

Н

Й

С

 

Т

М

П

Г

Б

С

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Абажур - колпак для лампы, светильника.Объясняет лексическое значение слов.Толковый словарь

 

С.И.Ожегов

Похожее изображение

Д.Н.Ушаков
Ученик
Словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании.Орфографический словарь

 

 

Картинки по запросу ученик клипарт

 

зАмок.Словарь, отражающий орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное 
произношение и 
ударение.
Орфоэпический словарь

 

Р.И.Аванесов

https://pro-prikoly.club/wp-content/uploads/2019/07/fmg5d3fdc58f3c4c9-1600x2000.png

 

Ребенок – малыш.Помогает подобрать синоним к слову.Словарь синонимов

 

З.Е.Александрова

Картинки по запросу синонимы в картинках

 

Помогает подобрать антоним к слову.Словарь антонимов

Большой-маленький.

М.Р.Львов

http://kartik.ru/wp-content/uploads/2017/04/antonimy-kartinki-dlya-detey-56607.jpg

 

Описание словаря.
Толковый словарь

Пример.

Автор.

Картинка.


 

Описание словаря.
Орфографический словарь

Пример.

Автор.

Картинка.

 

Описание словаря.
Орфоэпический словарь

Пример.

Автор.

Картинка.


 

Описание словаря.
Словарь синонимов

Пример.

Автор.

Картинка.


 

Описание словаря.
Словарь антонимов

Пример.

Автор.

Картинка.


Приложение 4

Как курица лапой

Спустя рукава

 

 

 

 

 

Не разлей вода

Делать из мухи слона

 

 

 

 

 

 

 

Засучив рукава

 

Не в своей тарелке

 

 

 

 

 

 

 

Кот наплакал

 

Считать ворон

 

 

 

 

 

 

 

Золотые руки

 

Мухи не обидит

 

 

 

 

 

 

Картинки по запросу фразеологизм золотые руки

Картинки по запросу фразеологизм мухи не обидеть

 


 

Картинки по запросу фразеологизм кот наплакал

Картинки по запросу фразеологизм считать ворон

 


 

Похожее изображениеКартинки по запросу фразеологизм засучив рукава

 

 


 

 

Похожее изображениеПохожее изображение

 


 

 

Картинки по запросу фразеологизм спустя рукаваКартинки по запросу фразеологизм как курица лапой

 


 

Приложение 5

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадались, что Петя нас обманывает.

Первого сентября Ульяна проснулась очень рано.

На уроке русского языка девочки разговаривали  не переставая.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей, трещали как две сороки.

 

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадались, что Петя нас обманывает.

Первого сентября Ульяна проснулась очень рано.

На уроке русского языка девочки разговаривали  не переставая.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей, трещали как две сороки.

 

 


 

Класс: 3 Тема урока: «Удивительный мир словаря»

Класс: 3 Тема урока: «Удивительный мир словаря»

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУД 1)Самоопределение к деятельности

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУД 1)Самоопределение к деятельности

А сейчас разгадайте тему урока, записанную шифром

А сейчас разгадайте тему урока, записанную шифром

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

У 3 группы – орфоэпический словарь

У 3 группы – орфоэпический словарь

Словарь - это наше окно в образование

Словарь - это наше окно в образование

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Обратимся к презентации. Фразеологический словарь – это словарь устойчивых словосочетаний (фразеологический единиц), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов

Обратимся к презентации. Фразеологический словарь – это словарь устойчивых словосочетаний (фразеологический единиц), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов

Вам нужно, пользуясь словарем, найти значение данного вам сочетания слов и приклеить подходящую картинку

Вам нужно, пользуясь словарем, найти значение данного вам сочетания слов и приклеить подходящую картинку

Слушают, что такое фразеологический словарь и как им пользоваться

Слушают, что такое фразеологический словарь и как им пользоваться

Прием «куиз-куиз-трейд» – опроси-опроси-обменяйся карточками

Прием «куиз-куиз-трейд» – опроси-опроси-обменяйся карточками

Трудности преодолевает легко и не делает из мухи слона

Трудности преодолевает легко и не делает из мухи слона

Выполняют действия в соответствии с заданием

Выполняют действия в соответствии с заданием

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Приложение 1 С русским языком можно творить чудеса!

Приложение 1 С русским языком можно творить чудеса!

Приложение 2 Шифр Цезаря сдвигает алфавит – ставит в соответствие каждой букве алфавита другую букву, отстоящую на указанное число шагов

Приложение 2 Шифр Цезаря сдвигает алфавит – ставит в соответствие каждой букве алфавита другую букву, отстоящую на указанное число шагов

Приложение 3

Приложение 3

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Приложение 4 Как курица лапой

Приложение 4 Как курица лапой

Не разлей вода Делать из мухи слона

Не разлей вода Делать из мухи слона

Засучив рукава Не в своей тарелке

Засучив рукава Не в своей тарелке

Кот наплакал Считать ворон

Кот наплакал Считать ворон

Золотые руки Мухи не обидит

Золотые руки Мухи не обидит

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Конспект урока русского языка«Удивительный мир словаря»

Приложение 5 Прочитайте предложения

Приложение 5 Прочитайте предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024