Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»
Оценка 5

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»

Оценка 5
docx
29.11.2019
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»
Конспект ИКТ-урока Симоненко И.О.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «НИЖНЕЧИРЮРТОВСКАЯ СОШ»

План  конспект

открытого урока

по РУССКому языку

5кл

 

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

«Морфемный разбор слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Учительница МКОУ «НИЖНЕЧИРЮРТОВСКАЯ СОШ»

юсупова х.д.

Дата проведения:       15.02.2015г

 

 

 

 

 

                                                             Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

 

Предмет: русский язык, урок рефлексии (закрепления и совершенствования знаний)

Тема: «Морфемный разбор слова»

Класс: 5 класс

Оборудование: интерактивная доска или проектор с экраном для презентации PowerPoint

 

Конспект урока

 

Цель – обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика».

 

Задачи:  

1)   дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;

2)   совершенствовать навык морфемного разбора слова;

3)   развивать навык осмысленной работы с текстом; .

 

Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:

     формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

     мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты: получение/закрепление знаний по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова», повторение основной лингвистической терминологии и ключевых понятий.

 

Ожидаемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

     развитие интереса к познавательной деятельности;

     развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи;

 

Этап урока

Учитель

Учащиеся

УУД

Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы

Сегодня мы будем заниматься наукой (слайд 1).

- С какими науками вы знакомы?

 

- Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи?

Лингвистика, как и другие области научного знания, имеют законы. Мы сегодня попытаемся сформулировать эти законы в области морфемики.

 

 

 

- Математика, биоло-гия, география, физика, химия и др.

- Лингвистика (языко-знание)

- Это энциклопедия.

 

 

- Какие существуют законы морфемики?

- Как нам может помочь энциклопедия?

 

 

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение первого блока учебных задач и формулировка «I закона морфемики»

Учитель организовывает осмысленное чтение учащимися энциклопеди-ческой статьи об А.С. Попове по рабочему листу.

- Текст читаем с карандашом в руке. Что подчёркиваем?

- Посмотрите на экран (слайд 3): мы сжали содержание текста, подчёркивая главное. В каких случаях нам пригодится умение находить в тексте главное и сокращать его объём?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

 

 

 

 

 

- Подчёркиваем главное в каждом абзаце.

- Так перерабатывать текст необходимо при подготовке пересказа по любому предмету, при подготовке к изложению на уроках русского языка

САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Познавательные

 

 

 

 

Регулятивные

- Мы познакомились с биографией выдающегося русского физика. Что изучает физика как наука?

- У единиц языка тоже есть определённые свойства. Так, слова в языке бывают изменяемыми и неизменяемыми. 

Как неизменяемость слова влияет на его строение?

- Устно заполните сегменты схемы (слайд 4).

 

 

- Заполните пропуски в формулировке «I Закона морфемики» на рабочем листе.

- Физика – наука о свойствах тел (массе, объёме, температуре и т.д.)

 

 

Изменяемые слова (существ., прилаг., глаголы) имеют окончание; неизменяемые (наречия, служебные части речи, некоторые существительные и прилагательные) окончания не имеют.

Запись «I Закона морфемики» на рабочем листе.

Личностные

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 

 

 

 

- Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ

 

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 5 ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

САМОКОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Регулятивные

Решение второго блока учебных задач и формулировка «II закона морфемики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

- Устно составьте связный текст о Д. Менделееве для энциклопедии (слайд 6).

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

- Что изучает химия? (на слайде молекула глюкозы)

 

- Из каких структурных элементов состоит слово? Как называются эти элементы?

 

 

- В каком термине нет называемой им морфемы?

 

 

- Если бы мы изобразили слово так, как изображают атом, какую морфему мы бы сделали ядром слова?

 

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

 

- Химия изучает вещества, их свойства и состав.

- Слово состоит из морфем: приставки, корня, суффикса, окончания, основы (слайд 7).

 

- В слове «суффикс» нет суффикса.

 

- Корень.

Личностные

Коммуникативные

На экране последовательно будут появляться слова (слайд 8).

Если слова однокоренные по отношению к первому слову   в столбце, нужно хлопнуть.

Если слова не являются однокоренными, нужно топнуть.

Учащиеся выполняют упражнение

Регулятивные

- Разберите слова по составу (слайд 9)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

- Заполните пропуски в формулировке II закона.

1 ученик у доски выполняет разбор слов

 

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ КЛАССОМ

 

САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

Запись «II Закона морфемики» на рабочем листе.

Регулятивные

Решение третьего блока учебных задач и формулировка «III закона морфемики»

 

 

- В энциклопедиях часто бывает представлена не только текстовая информация.

- Перед вами таблица                          (слайд 10). Как бы вы озаглавили колонки?

 

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный?

 

 

- А ещё учёный должен много знать и интересоваться трудами своих предшественников.

Я вас хочу познакомить                      с трудом выдающегося лингвиста А.Н. Тихонова – «Школьным словообразо-вательным словарём русского языка», книгой, которая будет полезна любому человеку, изучающему морфемику.

 

По материалам этого словаря я составила упражнение.

 

Работа с табличной информацией.

 

 

- Изобретатели и изобретения.

 

- Трудолюбие, любозна-тельность, умение в заурядном видеть необычное и т.д.

 

Познавательные

 

 

 

 

 

 

Личностные

- Из предложенных в таблице морфем составьте как можно больше слов с корнем -УМ-. Выполняем упражнение в парах.

- Сравните результаты работы с данными словаря (на слайде 11)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

3-4-5 баллами

РАБОТА В ПАРАХ

 

 

 

 

 

 

 

САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И

ЗАПИСЬ БАЛЛОВ

 

Регулятивные

Заполните пропуски в формулировке «III Закона морфемики» на рабочем листе.

Запись «III Закона морфемики» на рабочем листе.

Регулятивные

Подведение итогов урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

-    Какие законы мы сформулировали?

-    Чем закон отличается от правила? Почему правила разбора по составу мы назвали законами?

- Что нового позволила узнать энциклопедия?

 

Это поможет вам, ребята, сделать в жизни свои небольшие открытия, и мы, надеюсь, прочитаем о вас на страницах энциклопедий (слайд 12).

 

А чтобы у вас были успехи в области лингвистики, я попрошу вас дома выполнить несколько заданий олимпиадного характера.

 

А сейчас сложите все баллы, которые вы выставляли себе за выполнение заданий в ходе урока. На числовой прямой отметьте получившийся результат (слайд 13). Он позволит мне понять, насколько хорошо каждый из вас усвоил материал.

 

 Спасибо за урок!

 

 

- Закон нельзя нарушать.

 

 

- Мы узнали много нового о выдающихся русских учёных, посмотрели на лингвистику с позиций других наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМООЦЕНКА

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

 

1.       

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «Морфемный разбор слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2019