Конспект урока с презентацией по русскому языку 5 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Оценка 5

Конспект урока с презентацией по русскому языку 5 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
18.09.2024
Конспект урока с презентацией по русскому языку 5 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.
урок открытия нового знания (типология уроков по ФГОС)
Винокурова О.А. русский язык, 5 класс_г. Сургут.docx

Автор конспекта: Винокурова Оксана Анатольевна

МБОУ СОШ №24 Тюменская обл., г. Сургут

Класс: 5

Учебник: Русский язык: 5 класс: учебник: в 2 частях/  Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – 5-е изд. – Москва: Просвещение, 2023.

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Тип урока: урок открытия нового знания (типология уроков по ФГОС)

Основные цели:

1.     Формировать представление о том, что такое обобщающее слово, о правилах постановки знаков препинания при обобщающих слова.

2.     Формировать умение применять изученное правило.

3.     Развивать интерес к исследовательской деятельности.

4.     Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.

Оборудование: 1) Русский язык: 5 класс: учебник: в 2 частях/  Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – 5-е изд. – Москва: Просвещение, 2023. 2) Презентация по теме урока.

   Демонстрационный материал:

ü Эталоны для самопроверки

Раздаточный материал:

ü Карточки для работы в парах

 

 

 

 

Этап

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Планируемые результаты

УУД

 

Мотивация к учебной деятельности

 

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

 

Здравствуйте, ребята.  Начнем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа и через строчку, оставленную для темы урока, эпиграф.

·         Ребята, как вы понимаете смысл данной пословицы?

·         Согласны ли вы этим высказыванием?

·         А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объемом знаний, чтобы считать себя умным?

·         Тогда как пословица связана с содержанием нашего урока?

·         Мы вспомним материал прошлого урока и продолжим открывать новые знания.

  -

Подготовка  класса  к  работе.

 

На слайде эпиграф: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». (Слайд 1)

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

(Мы будем открывать новое знание)

Личностные результаты

Самоопределение

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует повторение знаний, закрепление умений. 

 

·         Чтобы вы сегодня смогли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить материал, который потребуется для открытия, а для этого выполним задания.

·         На доске записаны предложения:

1.      Я сейчас отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.

2.      Вот корабль медленно и спокойно разворачивается на  волнах.

 

·         Из предложений выпишите однородные члены предложения, графически их обозначьте, составьте схемы.

·         А теперь сверьте с эталоном, если правильно, ставим +, если есть недочеты, ставим?

·         Поднимите руки, кто справился без ошибок.

·         Кто допустил ошибки? Что нужно сделать, чтобы ошибок больше не было?

·         Фронтальный опрос

ü  Какие члены предложения называются однородными?

ü  С какой интонацией произносятся однородные члены предложения.

ü  Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

 

1.      Пробное учебное действие.

 

Ребята, посмотрите внимательно на записанные слова. Найдите «лишнее слово» в каждой группе:

 

1. Яблоки, фрукты, груши, сливы

2. Подберезовики, подосиновики, грибы, опята

3.Зима, весна, лето, время года, осень.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают с предложениями, записанными на доске.

 

 

Учащиеся сверяются с эталоном ( эталон на слайде презентации)

 

(Слайд 2)

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова пропечатаны на слайде презентации. (Слайд 3)

 

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их  для составления предложения  с однородными членами.

 

 

 

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков

 

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 мин

 

Создает проблемную ситуацию

 

ü  Какое слово является лишним в каждой группе?

ü  Почему вы так решили?

ü  Как можно назвать данное слово?

ü  Составьте предложения, поставив лишнее слово впереди группы слов.

ü  Давайте запишем одно из составленных предложений на доске. Расставьте знаки препинания.

ü  Какие знаки препинания вы поставили в предложении?

ü  У всех так? А почему получились разные ответы? (возникло затруднение)

ü  Почему возникло затруднение?

ü  (не знаем, как называется слово, какие знаки препинания нужно ставить в предложении с этим словом).

ü  А теперь давайте сформулируем тему урока (записываем тему урока «Обобщающие слова при однородных членах предложения»)

ü  Сформулируйте цель урока.

ü  К записанному предложению вернемся немного позже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют устно предложения, одно записывают на доске, наблюдают за интонацией.

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

 

Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы

 

Выявление места и причины затруднения

 

 

 

 

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

 

Я предлагаю вам  понаблюдать над материалом, записанным на карточках (на партах у учеников карточки с предложениями), проанализировать предложения по предложенным вопросам, в конце сформулировать правило о постановке знаков препинания при обобщающих словах.

.

 

Учитель прослушивает вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

 

-Сравните свой вывод с текстами определения  правила на с. 197 учебника.

- Итак, мы смогли самостоятельно сформулировать новое правило?

- Смогли преодолеть затруднение?

- Давайте вернемся к предложению, записанному на доске, и правильно расставим знаки препинания и объясним.

- Попробуйте составить схему данного предложения.

- Какое возникло затруднения? (Не знаем, как графически обозначается обобщающее слово).

Учащиеся предлагают свой знак для обозначения, учитель показывает, какой знак существует в русском языке для обозначения обобщающего слова.

 

- Какой следующий шаг на уроке? (научиться применять новое правило)

 

 

 

Ученик организует  физминутку.

 

 

 

 

Работа в парах.

Анализируют предложения по предложенным вопросам,  

делают вывод о постановке знаков препинания   в предложениях с обобщающим словом перед  однородными членами предложения, сравнивают результаты исследования с определением правила в учебнике на стр. 197.

 

Предложения для анализа:

1. В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб.

2. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

 

Вопросы (на каждой парте):

- Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере.

- Подчеркните их как члены предложения, укажите, какой частью речи выражены.

 - Определите, выражены ли  они одной частью речи или нет?

-Какую особенность интонации вы заметили  в предложении с обобщающим словом и однородными членами?

- Как  в нём используются знаки препинания?

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

 

Метапредметные результаты

Планирование

Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе информации

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение,  предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа у доски. По картинкам на слайде, где изображены цветы, музыкальные инструменты составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово. (Слайды 4, 5).

 

 

 

 

 

 

Метапредметные результаты

Контроль

Оценка

Коррекция 

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные результаты

Действие по аналогии   

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение нового знания в систему знаний и повторение

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа № 1

 

 

ü  Откройте в учебнике упр. 893, спишите  предложения, расставьте знаки препинания.

ü  А теперь сверьте с эталоном, если правильно, ставим +, если есть недочеты, ставим знак ?

 

ü  Поднимите руки, кто справился без ошибок.

 

ü  Кто допустил ошибки? Какое возникло затруднение?

 

ü  Что нужно сделать, чтобы затруднения больше не было?

 

Самостоятельная работа № 2.

По предложенным словам составить предложения с обобщающим словом.

1.      Выполнение упр. 893

2.      Сравнение с эталоном, который появляется на слайдах презентации.

3.      (Слайд 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По предложенным   словам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения (на слайде предлагаются обобщающие слова).

 

 

 

 

 

 

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные результаты

Самоопределение  

 

Рефлексия деятельности

 

 

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов уч-ся.

 

Домашняя работа (по выбору учащихся):

1.      По картинам  Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты»  составить  небольшой текст с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

 

2.      Упражнение №892 (Слайд 7).

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

ü  Какую цель ставили?

ü  Удалось достичь поставленной цели?

ü  Где можно применить новые знания?

ü  Назовите ключевые слова темы.

ü  Оцените свою работу на уроке.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты

Рефлексия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности 

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

 

 


 

Автор конспекта: Винокурова Оксана

Автор конспекта: Винокурова Оксана

Этап Деятельность учителя

Этап Деятельность учителя

Организует повторение знаний, закрепление умений

Организует повторение знаний, закрепление умений

Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли

Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Ученик организует физминутку

Ученик организует физминутку

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2024