Конспект урока "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин
Оценка 4.7

Конспект урока "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
23.03.2022
Конспект урока "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин
технологическая карта урока литературное чтение, 2 класс ,Школа России
конспект урока сказка орыбаке и рыбке.doc

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2 «а»

Учитель: Будкина Татьяна Николаевна

УМК: Образовательная система «Школа России»

Тема урока

А.С.Пушкин.  «Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство со сказкой.

 

Цель урока

Ознакомить учащихся со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; развивать умение выразительно читать произведение, умение интонацией передавать настроение; выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту, милосердие; учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений; ознакомить детей с биографией А.С. Пушкина; научить соблюдать гигиену чтения.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД:  умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник, презентация к уроку

 

 

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся 

- познакомятся со сказкой-как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать правильность выполнения действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

- основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

- осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг момент

 

Слайд №1

. Артикуляционная гимнастика.

 

 

—  На уроке вам придется много говорить, декламировать, поэтому начнем с разминки. Поработаем над артикуляцией

Прочитайте скороговорку жужжащим чтением

Чтение (сначала читает учитель)

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов 

Читаем, постепенно убыстряя темп. Я дирижирую

Слайд № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию

 О чем-то скрипит половица,

 И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит ….

- На какие две группы делятся все известные вам сказки?

- Чем авторская сказка отличается от народной?

Обоснуйте свой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)

Линия сравнения

(на что обращаем внимание)

Народная сказка

Литературная (авторская) сказка

Автор (известен или неизвестен)

Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял)

Автор известен

Время создания

Раньше, более древнее произведение

Позже, может быть современным произведением

Язык сказки: слова, выражения...

Старинные слова...

Может быть разным (в том числе и современным)

Вид сказки

Соответствует одному из трёх видов сказок

Может сочетать признаки нескольких видов

Композиция

Соответствует виду сказки

Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения

Смысл сказки

(главная мысль)

Добро побеждает зло

Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

 

 

 

Добавляют слово сказка

 

 

 

 

Каждой группе таблица

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

1) - А теперь я хочу спросить, знаете ли вы, кто такой сказочник? (ответы детей)

- Да, я с вами согласна. Добавлю, что сказочник – это человек, который до конца верит в добро, он осуждает зло, жадность, зависть. С одним сказочником мы сегодня встретимся. Хотите? Тогда угадайте, кто это?

2. Вступительная беседа.  (включить аудизапись)

/звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского/

Ваш милый образ снится мне

С пером, бумагой при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт,

Он гений в этом спору нет….

Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строки?

А почему вы так думаете?

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник,

Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Таков был солнечный гений Пушкин. (портрет Пушкина)Давайте познакомимся с его жизнью и творчеством поближе.

(Звучит любая мелодичная классическая музыка. В это время ученик в костюме лицеиста рассказывает биографию А.С. Пушкина.)

“Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети”.

- А, вы, знаете сказки А. С. Пушкина?

- Сейчас мы это узнаем.

Группам раздаются части фигуры рыбки, на которых написаны отрывки из сказок А. С. Пушкина.- Ребята, прочитав, свои отрывки и, назвав, из каких они сказок, мы соберем целую фигуру (рыбки), и узнаем, с какой сказкой познакомимся на уроке.

Викторина

1.“Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам, не зная куда”. 
Сказка о попе и о его работнике Балде.

2.“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила я б пир”.
“Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря”.
Сказка о царе Салтане, 
о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче 
и прекрасной царевне Лебеди.

3. “Свет мой, зеркальце! Скажи 
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”. 
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

4.“Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!” 
Сказка о золотом петушке.

С каждой отгаданной сказкой ребята на доске собирают фигурку золотой рыбки.

Догадались? Кто скажет, как называется сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»)


Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

.

Демонстрация знаний, умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятие учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд №3-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

 

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 Давайте попробуем войти в сказку. Послушайте:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
- Что мы можем сказать о жизни героев? 
Семья пожилых людей прожила долгую совместную жизнь. Жили они бедно. Старик промышлял рыбалкой, старуха пряла пряжу. Их жизнь была размеренна и спокойна.

Но сказка эта не просто повествует о жизни старика и старухи. В ней заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня с вами предстоит выяснить.

И вдруг произошло чудо. Давайте вспомним, как это было.

 

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражение своих чувств, мыслей.

Восприятие информации.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

 

Коммуникативные:

- уметьучаствовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Во время  чтения сказки встретятся незнакомые вам слова

Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод - сеть рыболовная.

- А теперь вы сами попробуйте догадаться и подобрать значения к незнакомым словам

 

 

 

 

 

Чтение текста учителем. Некоторые  короткие  части читаются детьми ( хорошо читающими)

 

1 этап работы над текстом.

- И самое время окунуться в волшебный мир, может быть, самой знаменитой сказки А. С. Пушкин

1 отрывок читает  учитель

- Анализ текста.

- Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?

- Почему рыбка названа “непростою”? (говорит, может исполнять желания)

- Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?

- С каким чувством он их произносил?

- Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки?

- Прочитайте описание моря.

На доске приготовлены кружки разных цветов и оттенков синего цвета.

- Ребята, каким цветом можно передать настроение этой части, состояние моря?

Можно посоветоваться в парах. Кружок нужного цвета выставляется на доске. Так на всех этапах подобной работы.

 

 

Работа с толковым словарём.

Восприятие текста.

Слайд№ 7-9

 

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

 

Выражение своих чувств, мыслей.

Отвечают на вопросы.

Выразительно читают.

 

 

 

 

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Слайд №13

Проверка восприятия текста

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 

- 2 этап работы над текстом.

- А чтобы узнать, о чем же говорится во 2-ой части, давайте мы с вами перенесемся в театр. А какой же театр без актеров? Кто хочет сегодня побыть в роли актеров? (Чтение отрывка по ролям.. Остальные ученики следят за чтением ).

- Давайте проверим на сколько внимательно вы слушали отрывок.

Анализ текста.

- Когда старик второй раз приходит к рыбке, как он обращается к ней? (можно рассказать или прочитать)

- Почему рыбак называет рыбку “государыней”?(почтительное отношение, т.к.просит у нее, правила обращения, культура речи.)

- Почему просит “смиловаться”?

- Прочитайте, как старик объясняет, почему он беспокоит рыбку?

- Прочитайте, как выглядит море?

- Каким цветом можно передать настроение этой части? Настроение и состояние моря?

- Покажите руками движение моря (море слегка разыгралось).

3 этап работы над текстом.

- Ну, что ж пришло время познакомиться с 3-й частью, смотрим на экран.

Просмотр отрывка мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

Анализ текста.

- Сделайте вычитывание 3-й части по алгоритму, который я вам сейчас раздам, впишите ответы.

ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?(стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение). НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНИ.

Почему? Объясни свой выбор.

 

Характер старика

Какой характер был у старика? У старухи? Соедини.

Кроткий

Сварливый

Добрый

Мягкий

Злобный

Властный

Смиренный, покорный

Жадный, алчный

Податливый

Грубый

Неуживчивый

Безропотный

Бескорыстный

Характер старухи

Каким показалось море?

 

- Каким цветом можно передать настроение этой части, настроение моря?

- Покажите движением рук состояние моря (помутилося синее море).

4 этап работы над текстом.

- Перечислите главных героев сказки. (Ученики называют: старик, старуха, рыбка).

- Отгадайте имя еще одного героя нашего произведения

Направо вода и налево вода
Плывут здесь суда и туда и сюда
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток.
(Море)

- Почему море можно назвать героем сказки? (выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.)

- Как море показывает свое отношение к происходящему? (Цвет моря меняется). Почему?

Показ отрывков из стихотворения, отражающих состояние и цвет моря.

- А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением.

- Как рыбка относится к старику?

 

Оценивают своих товарищей. Отвечают на вопросы.

 

Демонстрация знаний.

 

Восприятие информации.

 

Принятие учебной задачи.

 

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

 

Формулируют вывод.

Рефлексия Творческая работа.

 

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.

 

Коммуникативные:

- уметьучаствовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

- Ребята, у вас на партах золотая  рыбка, не простая, а волшебная.

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

- Возьмите её в руки и загадайте самое заветное желание. А теперь прикрепите свою рыбку к нашему волшебному морю, и пусть все ваши желания сбудутся.

- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.

( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)

 На следующих уроках мы продолжим работать с этой сказкой, и узнаем много интересного, нового в уже давно известной нам сказке.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

 

 

 

 

 

 

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

 

Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"

-Какой же урок преподал нам великий поэт?

Выберите наиболее точную пословицу, которая подходит к сказке

-Много захочешь -последнее потеряешь.

-Много желать –добра не видать.

-Жадность всякому горю начало.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Читайте Пушкина, друзья !

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

Вот вам подсказка,

И пронесите сквозь года

Вы радость сказки

 

Слайд №14

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Слайд №15-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1.Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Найти и прочитать другие сказки А. С. Пушкина.
3.Нарисовать иллюстрации к сказке.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этапы урокаФормируемые УУДДеятельность учителяДеятельность учащегося

Этапы урокаФормируемые УУДДеятельность учителяДеятельность учащегося

Познавательные: - уметь выделять существенную информацию

Познавательные: - уметь выделять существенную информацию

Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме

Пушкина.- Ребята, прочитав, свои отрывки и, назвав, из каких они сказок, мы соберем целую фигуру (рыбки), и узнаем, с какой сказкой познакомимся на уроке

Пушкина.- Ребята, прочитав, свои отрывки и, назвав, из каких они сказок, мы соберем целую фигуру (рыбки), и узнаем, с какой сказкой познакомимся на уроке

Верный сторож, как со сна, Шевельнется, встрепенется

Верный сторож, как со сна, Шевельнется, встрепенется

Давайте попробуем войти в сказку

Давайте попробуем войти в сказку

Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и…

Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и…

Во время чтения сказки встретятся незнакомые вам слова

Во время чтения сказки встретятся незнакомые вам слова

Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - 2 этап работы над текстом

Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - 2 этап работы над текстом

Характер старика Какой характер был у старика?

Характер старика Какой характер был у старика?

Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь определять…

Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь определять…

Итог урока. Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

Итог урока. Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

Домашнее задание (творческое)

Домашнее задание (творческое)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022