Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 «а»
Учитель: Будкина Татьяна Николаевна
УМК: Образовательная система «Школа России»
Тема урока |
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство со сказкой.
|
||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
Ознакомить учащихся со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; развивать умение выразительно читать произведение, умение интонацией передавать настроение; выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту, милосердие; учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений; ознакомить детей с биографией А.С. Пушкина; научить соблюдать гигиену чтения. Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки. Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников. Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. Предметные УУД: умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса. Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению. Оборудование: учебник, презентация к уроку
|
||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат обучения |
В результате изучения темы обучающиеся - познакомятся со сказкой-как одним из видов литературного жанра; - научатся: -принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - оценивать правильность выполнения действий; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. - основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; - осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. |
||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
||||||||||||||||||||||||
Орг момент |
|
|
Слайд №1 |
||||||||||||||||||||||||
. Артикуляционная гимнастика.
|
|
— На уроке вам придется много говорить, декламировать, поэтому начнем с разминки. Поработаем над артикуляцией Прочитайте скороговорку жужжащим чтением Чтение (сначала читает учитель) Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов Читаем, постепенно убыстряя темп. Я дирижирую |
Слайд № 2
|
||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Познавательные: - уметь выделять существенную информацию |
О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, К нам снова приходит …. - На какие две группы делятся все известные вам сказки? - Чем авторская сказка отличается от народной? Обоснуйте свой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
|
Самоконтроль готовности. Настрой на работу.
Добавляют слово сказка
Каждой группе таблица |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
|
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
1) - А теперь я хочу спросить, знаете ли вы, кто такой сказочник? (ответы детей) - Да, я с вами согласна. Добавлю, что сказочник – это человек, который до конца верит в добро, он осуждает зло, жадность, зависть. С одним сказочником мы сегодня встретимся. Хотите? Тогда угадайте, кто это? 2. Вступительная беседа. (включить аудизапись) /звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского/ Ваш милый образ снится мне С пером, бумагой при луне. Все Ваши строчки хороши, Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошел прекрасный наш поэт, Он гений в этом спору нет…. Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строки? А почему вы так думаете? И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник, Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Таков был солнечный гений Пушкин. (портрет Пушкина)Давайте познакомимся с его жизнью и творчеством поближе. (Звучит любая мелодичная классическая музыка. В это время ученик в костюме лицеиста рассказывает биографию А.С. Пушкина.) “Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети”. - А, вы, знаете сказки А. С. Пушкина? - Сейчас мы это узнаем. Группам раздаются части фигуры рыбки, на которых написаны отрывки из сказок А. С. Пушкина.- Ребята, прочитав, свои отрывки и, назвав, из каких они сказок, мы соберем целую фигуру (рыбки), и узнаем, с какой сказкой познакомимся на уроке. Викторина 1.“Жил был поп, 2.“Три девицы под окном 3. “Свет мой, зеркальце!
Скажи 4.“Петушок с высокой спицы С каждой отгаданной сказкой ребята на доске собирают фигурку золотой рыбки. Догадались? Кто скажет, как называется сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
. |
Демонстрация знаний, умений.
Принятие учебной задачи.
слайд №3-5
Слайд №6 |
||||||||||||||||||||||||
Открытие новых знаний 1 этап. Работа с текстом до чтения |
Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Давайте попробуем войти в сказку. Послушайте: Но сказка эта не просто повествует о жизни старика и старухи. В ней заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня с вами предстоит выяснить. И вдруг произошло чудо. Давайте вспомним, как это было.
|
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Выражение своих чувств, мыслей. Восприятие информации. |
||||||||||||||||||||||||
2 этап. Работа с текстом во время чтения. |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: - уметьучаствовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Во время чтения сказки встретятся незнакомые вам слова Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый. Невод - сеть рыболовная. - А теперь вы сами попробуйте догадаться и подобрать значения к незнакомым словам
Чтение текста учителем. Некоторые короткие части читаются детьми ( хорошо читающими)
1 этап работы над текстом. - И самое время окунуться в волшебный мир, может быть, самой знаменитой сказки А. С. Пушкин 1 отрывок читает учитель - Анализ текста. - Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка? - Почему рыбка названа “непростою”? (говорит, может исполнять желания) - Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи? - С каким чувством он их произносил? - Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки? - Прочитайте описание моря. На доске приготовлены кружки разных цветов и оттенков синего цвета. - Ребята, каким цветом можно передать настроение этой части, состояние моря? Можно посоветоваться в парах. Кружок нужного цвета выставляется на доске. Так на всех этапах подобной работы.
|
Работа с толковым словарём. Восприятие текста. Слайд№ 7-9
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.
Выражение своих чувств, мыслей. Отвечают на вопросы. Выразительно читают.
|
||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. |
Слайд №13 |
||||||||||||||||||||||||
Проверка восприятия текста |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
|
- 2 этап работы над текстом. - А чтобы узнать, о чем же говорится во 2-ой части, давайте мы с вами перенесемся в театр. А какой же театр без актеров? Кто хочет сегодня побыть в роли актеров? (Чтение отрывка по ролям.. Остальные ученики следят за чтением ). - Давайте проверим на сколько внимательно вы слушали отрывок. Анализ текста. - Когда старик второй раз приходит к рыбке, как он обращается к ней? (можно рассказать или прочитать) - Почему рыбак называет рыбку “государыней”?(почтительное отношение, т.к.просит у нее, правила обращения, культура речи.) - Почему просит “смиловаться”? - Прочитайте, как старик объясняет, почему он беспокоит рыбку? - Прочитайте, как выглядит море? - Каким цветом можно передать настроение этой части? Настроение и состояние моря? - Покажите руками движение моря (море слегка разыгралось). 3 этап работы над текстом. - Ну, что ж пришло время познакомиться с 3-й частью, смотрим на экран. Просмотр отрывка мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» Анализ текста. - Сделайте вычитывание 3-й части по алгоритму, который я вам сейчас раздам, впишите ответы.
- Каким цветом можно передать настроение этой части, настроение моря? - Покажите движением рук состояние моря (помутилося синее море). 4 этап работы над текстом. - Перечислите главных героев сказки. (Ученики называют: старик, старуха, рыбка). - Отгадайте имя еще одного героя нашего произведения Направо вода и налево вода - Почему море можно назвать героем сказки? (выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.) - Как море показывает свое отношение к происходящему? (Цвет моря меняется). Почему? Показ отрывков из стихотворения, отражающих состояние и цвет моря. - А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением. - Как рыбка относится к старику?
|
Оценивают своих товарищей. Отвечают на вопросы.
Демонстрация знаний.
Восприятие информации.
Принятие учебной задачи.
Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.
Формулируют вывод. |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия Творческая работа.
|
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь определять главную мысль текста.
Коммуникативные: - уметьучаствовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание? -Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка? (у каждого ученика нарисованная рыбка) - Ребята, у вас на партах золотая рыбка, не простая, а волшебная. Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание. - Возьмите её в руки и загадайте самое заветное желание. А теперь прикрепите свою рыбку к нашему волшебному морю, и пусть все ваши желания сбудутся. - Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе. ( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря) На следующих уроках мы продолжим работать с этой сказкой, и узнаем много интересного, нового в уже давно известной нам сказке. |
Отвечают на вопросы.
|
||||||||||||||||||||||||
Итог урока. |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
|
Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок" -Какой же урок преподал нам великий поэт? Выберите наиболее точную пословицу, которая подходит к сказке -Много захочешь -последнее потеряешь. -Много желать –добра не видать. -Жадность всякому горю начало. Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать. - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. Читайте Пушкина, друзья ! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки! Вот вам подсказка, И пронесите сквозь года Вы радость сказки |
Слайд №14 Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. Слайд №15-16
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание (творческое) |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; |
Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся): 1.Подготовить
выразительное чтение сказки. |
Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.