Урок-лекция "Тайна Беллы" (жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной)
Оценка 5

Урок-лекция "Тайна Беллы" (жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной)

Оценка 5
Лекции +1
doc
русская литература
10 кл—11 кл
21.08.2019
Урок-лекция "Тайна Беллы" (жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной)
Урок-лекция "Тайна Беллы" ( жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной ). Разработка будет полезна прежде всего ученикам 10-11 классов, студентам филологам. Мы попытались описать творчество Беллы Ахатовны через призму её жизни, проследить ее творческий и жизненный путь, попытались раскрыть ее личность. Какая она была - Белла Ахатовна Ахмадулина.
Сочинение Ахмадулина — копия.doc
Тайна Беллы. Ощущение чуда возникло еще до встречи с ней. Е. Евтушенко Она писала совершенно несоветские стихи, и при этом вся страна их знала  и цитировала. В сравнении с событиями ее биографии сегодняшние звезды  отдыхают, и в то же время невозможно представить Ахмадулину героиней  «светских новостей». Эту женщину вспоминают, как нежную, невесомую, не от  мира сего, называют птицей — жила, мол, как птица небесная, ­ и все­таки видна в ее жизни упрямая линия, которую кто­то ведь вел... Кто? В далеком 1937г., 10 апреля, в Москве родилась девочка по имени Белла.  Отец ее, гвардии майор, занимал после войны высокий пост в Государственном  таможенном комитете СССР, а мать работала переводчицей в органах  госбезопасности. Родители выглядели закрытыми людьми. Помните, как у А. С.  Пушкина в «Евгении Онегине»: Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Это как будто про Беллу. Очень большое влияние на юную девочку  оказала бабушка по материнской линии. Именно она научила Беллу читать и  привила ей любовь к классической литературе. С раннего детства Надежда  Митрофановна читала внучке не только сказки, но и произведения Гоголя,  Пушкина. Да и потом, в школе, Белла отдавала предпочтение лишь урокам  литературы. Ахмадулина была очень начитанным ребенком для своего возраста.  В школе юная Белла начала писать стихи. В 1955 г. в журнале «Октябрь» состоялся литературный дебют поэтессы,  тогда ей было 18 лет. В 1955­56  г. появилось множество новых журналов: «Юность», «Москва», «Молодая гвардия», «Дружба народов», «Урал», «Октябрь», в которых стали  публиковаться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя  общественного мнения. Особенно острые произведения этого времени были  ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно­ политических вопросов. Общество осваивало пространство, открывшиеся  вокруг. С наибольшей полнотой и выразительностью перемены, произошедшие в  обществе отразила поэзия. Особенно известны в этот период поэты­ шестидесятники. Почему так произошло? Да потому, что их мироощущение  было созвучно с мироощущением большинства населения Советского Союза.  Звучала ярче и громче всех четверка: Евтушенко, Рождественский,  Вознесенский, Ахмадулина. Только успевало событие свершиться, как  шестидесятники уже реагировали на него. Евгений Евтушенко воспринимался  как беспрекословный лидер всего шестидесятничества. Спустя годы он писал:  «Прочитав в 1955 году ее стихотворение, напечатанное в «Октябре», я обомлел.  Когда же увидел Беллу воочию, ощущение чуда усилилось. А услышал голос и он меня совершенно заворожил. Белла слепляла фразы из слов так легко, будто  считывала из с воздуха. Она ошеломляла, словно случайно залетевшая райская  птица, хотя носила дешевенький костюмчик фабрики «Большевичка» и  комсомольский значок на груди.» Даже спустя годы, когда они уже перестали  быть мужем и женой, Белла Ахатовна производила на Евтушенко такое  впечатление: «До сих пор когда вижу ее вблизи или издали, или просто слышу ее голос, мне хочется плакать...» Да, ее талант, ее творчество, ее личность никого  не оставляли равнодушными.  Ахмадулина общалась с миром посредством поэзии, потому что поэзия —  это проникновение в «самую сокровенную суть мира», через поэзию возможно  познать себя самого. Это познание самой себя было очень сложным. Отчасти  потому, что мужья Ахмадулиной не разделяли ее увлечения поэзией. Они  хотели видеть в ней лишь жену и мать. Первый раз Белла вышла замуж в 18 лет,  а уже 1956 году опубликовала стихотворение «Цветы». Читая это  стихотворение, мы понимаем, что взаимоотношения супругов складываются  непросто. Являясь женой Евтушенко, юная дама может ни в чем себе не  отказывать. Она живет в роскошной квартире и даже имеет домработницу. В  этом стихотворении Ахмадулина проводит параллель между своей жизнью и  жизнью оранжерейных цветов «...им дали света и земли//не потому, что их  жалели//или надолго берегли...» С одной стороны, Белле нравится ее  теперешняя жизнь, но с другой, она понимает, что за все придется платить,  причем немалую цену. На кон поставлена ее мечта — стать литератором. Готова ли она жертвовать мечтой? Нет. Сравнивая себя с цветами, она говорит «мне  страшно их судьбы». Счастливая жизнь для нее вовсе не материальное благополучие, а  возможность внутренней свободы, возможность развивать, реализовывать свой  талант, посредством поэзии говорить с людьми. Поэтессе кажется, что сейчас ее жизнь живет не она. Она понимает, что растрачивает, теряет те качества,  которые и делают ее личностью. Подразумевая собственную жизнь, Ахмадулина  говорит: ...Ведь никогда им так не пахнуть, Как это делают сады. Им на губах не оставаться, Им не раскачивать шмеля,  Им никогда не догадаться,  Что значит мокрая земля. Она готова менять свою жизнь, готова отказаться от всего материального. Но  она хочет жить и творить так, как требует ее душа, как диктует ей ее  внутренний голос. Жизнь идет, как и оранжерейные цветы, Ахмадулина  превращается в копию самой себя, и это по­настоящему пугает поэтессу. Личная жизнь у Ахмадулиной была очень бурной, оттого, наверное, в ее  творческой биографии много стихотворений, посвященных любви. Любви  несчастной. Ахмадулина творила много и с надрывом. Ее сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы, пережиты сердцем. Любовь у Ахмадулиной бывает разная: страстная, нежная, грустная,  прощальная, но никогда — спокойная. Сама поэтесса говорила: «Любовь моя —  вот мой туманный довод. Я воспою ее. А вы судите». Но любовь — это ведь  «когда два сердца бьются, как одно!» В лирических стихотворениях поэтессы  чаще звучат монологи женщины, обращенные к любимому человеку или  читателю, с которым она доверительно делится переживаниями.  Меня подкупает, например, поведение героини стихотворения «Из  глубины моих невзгод». Уже первая строчка стихотворения погружает в ее  тревожный мир «неудач,//мне отведенных в эту очень». От нее отвернулась  удача, и она видит только себя в неумении устроить счастливую жизнь. Она  находит силы подняться над собой, своим разочарованием, чтобы «молиться о  милом человеке»: «Пусть будет счастлив в этот год,//и в следующий, и вовеки».  Она желает «миновать печали» и его семье! Все для него и во имя его! А для  себя? Какая широта души и сила самопожертвования! Мне кажется, я чувствую ее боль, высказанную в стихотворении «Я  думала, что ты мой враг...» Ладно бы, действительно, оказался чем­то  серьезным: врагом или «бедой тяжелой». А то ведь «просто враль!» При этом  красиво ухаживал. Героиня сравнивает его вранье с кружившемся над ней  черным вороньем. И хотя она бодрится, утверждая, что «мне и вовсе ничего», но следующие затем восклицание: «Но как же все напрасно, но как же все нелепо!»  заставляет нас ощутить всю силу ее переживания и опустошенность. А еще,  наверное, злость от попусту растраченных дешевых сил.  По воспоминаниям дочери Елизаветы «мама всегда была одинока.» Гордая и ужасно застенчивая, не умела сходиться с людьми и мало с кем могла  поговорить. Это не одно и то же: «они хотели ее слушать» и «она хотела с ними  говорить.» Поэт — существо одинокое и всегда непонятное. Умная Белла  Ахатовна прекрасно знала, какое место ей отведено в русской литературе:  прямо скажем, не последнее. Но в то же время она понимала, что поэзия не  может быть достоянием миллионов, оттого в иронией вспоминала, как во время  оттепели поэты собирали стадионы. Поэтому Ахмадулина никогда не была для  большинства. Оттого, наверное, и памятник прекрасному поэту поставлен в  тихой, провинциальной Тарусе, в немноголюдном, тихом месте, на берегу реки.  Ее образ воспроизвел впервые скульптор, художник и муж Борис Мессерер. А  отлить памятник в бронзе помог знаменитый Зураб Церетели.

Урок-лекция "Тайна Беллы" (жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной)

Урок-лекция "Тайна Беллы" (жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной)

Урок-лекция "Тайна Беллы" (жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной)

Урок-лекция "Тайна Беллы" (жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной)

Урок-лекция "Тайна Беллы" (жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной)

Урок-лекция "Тайна Беллы" (жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2019