конспект урока "Слово и его значение."

  • docx
  • 13.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала слово и его значение.docx

Слово и его значение.

Цель: ознакомить учащихся с разделом науки о русском языке – лексикой, познакомить с понятием лексическое значение слова.

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Орг. момент.

 

 

Проверка знаний

- Проверка готовности к уроку.

-Откройте тетради, запишите  _ сентября. Классная работа.

 

записывают

 

 

 

 

Работа по теме урока

(На доске записаны слова.)

береза, у окна, белая, стоит

 

прочитайте. Какое задание можно предложить?

 

 

— Составьте предложение из слов. Запишите его.

 

 

Найдите подлежащее и сказуемое, но сначала давайте вспомним – что такое подлежащее и что такое сказуемое?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте вспомним – как называются – остальные слова?

 

- какое это предложение – распространенное или не распространенное?

- что называется распространенным предложением?

 

 

 

 

- давайте вспомним- как устанавливается связь в предложении? При помощи чего?

 

- задайте вопросы к второспенным членам.

 

- давайте подытожим – о чем это предложение?

 

- кто может объяснить значение слова «береза»?

 

 

 

- что мы сейчас сделалали?

 

- кто догадался какая тема урока?

- какие учебные задачи поставим перед собой?

 

— Откройте учебник на с. 41, прочитайте название раздела.

 

— Как вы думаете, что мы будем изучать?

 

— Прочитайте, чему мы будем учиться,

— Прочитайте тему урока.

— На какой вопрос мы сегодня ответим?

 

 

Составить предложение

 

Белая береза у окна стоит.

 

Что? Береза – это подлежащее, подчеркиваем ___.

Береза что делает? Стоит – это сказуемое, подчеркиваем ==

 

 

Второстепенные члены

 

распространенное

 

предл., состоящее из главных и второстепенных членов

при помощи вопросов

 

 

 

о березе

 

дерево с белой корой и листьями сердцевидной формы

 

объяснили значение слова «береза»

 

 

 

(Слова, слова, слова...)

 

(Предположения детей.)

 

(Что такое лексиче­ское значение слова ?)

выполнять действия по намеченному плану

 

 

 

 

работать с информацией, представленной в разных формах

 

 

вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

физминутка

 

 

 

1V.Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Отгадай слово»

 

Упр. 48 (с. 42). (Фронтальная работа.)

— Прочитайте задание.

— На что нужно обратить внимание?

 

 

— Какие слова с картинки можете добавить в каждую группу?

 

- давайте составим пару предложения с этими словами.

 

— Какое предложение записали? О чем говорится в предло­жении?

 (Несколько учащихся читают свои варианты.)

 

— Прочитайте правило на с. 43 самостоятельно.

— Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает.)

 

— Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса.)

— Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Ко­рова.)

—  Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока.)

Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как это домашнее животное. Или сорока, так как это птица.)

Загадайте любое животное и опишите его.

— Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает.)

 

 

(Дети читают названия групп и слова в них.)

 

 

записывают

 

 

 

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

V. Рефлексия

 

— Оцените свою работу. «!» — молодец, выполнил все верно. «+» — хорошо, ошибся совсем немного. «—» — с заданием не справился.

 

 

 

 

 

 

способность к самооценке своих действий;

адекватно оценивать свои достижения;

VIII. Итог урока.

 

— Какое новое слово узнали на уроке?

— Что такое лексическое значение?

— Как думаете, все л и слова имеют лексическое значение?

 

 

 (Да. Каждое слово что-то обозначает.)

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Д.З.

Выполнить упр. 52 (с, 44).

Ст. 43 правило