Конспект урока "Текст. Основные признаки текста"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Текст. Признаки текста.docx

Тема: Текст. Основные признаки текста. Структура текста

Цель: актуализировать знания о единицах текста и его признаках, способах развертывания темы, способах создания смысловой цельности, средствах связи

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Актуализация опорных знаний

На доске: текст, текстиль, текстовка, текстура.

-Являются ли данные слова однокоренными или это омонимы? Дайте определение каждого понятия.

ТЕКСТ (от лат. textus — связь, соединение) – слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-л. высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т.п., напечатанные написанные или запечатанные в памяти.

ТЕКСТИЛЬ (от лат. тextіle) – Прядильно-ткацкие изделия, ткани, пряжа и сырье для таких изделий.

ТЕКСТОВКА – краткая пояснительная подпись под рисунком, снимком.

ТЕКСТУРА (от лат. textura — ткань;  связь, строение) – характер строения твердого  вещества, расположения его составных частей.

-Вспомните, по каким признакам мы отличает текст от набора предложений?

-Обратите внимание на глоссарий урока (текст, признаки текста, языковые средства, связь предложений в тексте)

-Всеми ли понятиями вы владеете, хорошо ли вы их знаете, можете объяснить?

Сформулируйте тему урока и его цели.

4 Изучение нового материала

УПР. 29 (знакомство с признаками текста_

 1 вариант.

УПР. 32 (признаки текста: тематическое единство, развернутость)

( указать № ключевых предложений, слова какой ч.р. чаще всего используются в тексте)

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

Описание комнаты Раскольникова, 1, 5 пред-ие – ключевые. Чаще всего используются существительные, которые вносят предметность, создают реальные образы)

2 вариант. (последовательность)

УПР, 33 (определить тип речи, его структуру, указать используемые автором лексические единицы, грамматические формы и синтаксические конструкции для развития темы)

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

В тексте встречаются все типы речи. Каждый абзац соответствует определенному типу речи.

3 вариант. (смысловая и структурная связность текста)

УПР, 38 (указать средства связи в предложениях)

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

Структурная связность текста обеспечивается синонимами (ученый-академик), антонимами (начинается–кончается), местоимениями (он, этой), единством видовременных форм глаголов (показал, разделил), употреблением 1-составных предложений (Третий от ужина до сна), использованием сочинительного союза (И в каждом дне  у него были свои паузы, прогулки, еда, отдых).

5 Закрепление

Комплексный анализ стихотворения Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Схема анализа:

1)    Тема и подтемы текста.

2)    Тип речи, композиция, языковые средства типа речи.

3)    Стиль речи, признаки текста, языковые средства данного стиля.

4)    Связность текста: виды структурной связи предложений в тексте.

5)    Законченность текста.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

 1)История создания – стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.

Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.

Подтемы – «лица – пышные порталы», «жалкие лачуги», «Мертвые», «башни, где никто не живет», «хижина малая», «подобья ликующих песен»

Идея -  важна красота внутренняя, красота души.

Жанр – дума

2) Тип речи- описание,

Композиция – общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка или вывод.

Языковые средства – имена прилагательные, простые предложения, однотипные синтаксические конструкции.

3) Стиль текста – художественный.

Языковые средства – сравнения: «лица, подобные пышным порталам», «лица — подобия жалких лачуг», «иные  лица закрыты решетками, словно темница», «другие — как башни», «как солнце сияющих нот» и т.д. метафоры: «струилось дыханье  дня», «из этих сияющих нот составлена песня небесных высот), анафора: «есть лица…», антитеза, выраженная союзом: но.

4) Связность текста: параллельная и цепная связь.

Виды структурной связи предложений в тексте: лексические повторы, однотипные синтаксические конструкции, синонимические замены, тематически объединенные лексические единицы.

5)Законченность текста: есть выводы, итоги развития основной мысли.

-Продолжая традиции русской литературы, Заболоцкий рассматривал в своих произведениях проблему красоты внешней, часто скрывающей духовную бедность, и внутренней – красоты души человеческой, которая может прятаться за непримечательной внешностью, но проявляться в каждой черте, каждом движении лица человеческого. В стихотворении вполне ясно видна авторская позиция человека, более всего почитающего красоту и богатство внутреннего мира людей.

6 Подведение итогов урока

-Составьте портрет урока: к каждой букве слова ТЕКСТ подберите слова, словосочетания, относящиеся к уроку, прокомментируйте  их.

ВАРИАНТ ОТВЕТА:

Т – труд, терпение

Е – единица, единство, еще

К – классика, красота.

С – смысл, сотворчество.

Т- тайна, творчество, трудно.

7 Д.З.

С. 32  рубрика «Проверяем себя», Упр. 39


 

Посмотрите также