Тема: Текст. Основные признаки текста. Структура текста
Цель: актуализировать знания о единицах текста и его признаках, способах развертывания темы, способах создания смысловой цельности, средствах связи
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Актуализация опорных знаний
На доске: текст, текстиль, текстовка, текстура.
-Являются ли данные слова однокоренными или это омонимы? Дайте определение каждого понятия.
ТЕКСТ (от лат. textus — связь, соединение) – слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-л. высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т.п., напечатанные написанные или запечатанные в памяти.
ТЕКСТИЛЬ (от лат. тextіle) – Прядильно-ткацкие изделия, ткани, пряжа и сырье для таких изделий.
ТЕКСТОВКА – краткая пояснительная подпись под рисунком, снимком.
ТЕКСТУРА (от лат. textura — ткань; связь, строение) – характер строения твердого вещества, расположения его составных частей.
-Вспомните, по каким признакам мы отличает текст от набора предложений?
-Обратите внимание на глоссарий урока (текст, признаки текста, языковые средства, связь предложений в тексте)
-Всеми ли понятиями вы владеете, хорошо ли вы их знаете, можете объяснить?
Сформулируйте тему урока и его цели.
4 Изучение нового материала
УПР. 29 (знакомство с признаками текста_
1 вариант.
УПР. 32 (признаки текста: тематическое единство, развернутость)
( указать № ключевых предложений, слова какой ч.р. чаще всего используются в тексте)
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:
Описание комнаты Раскольникова, 1, 5 пред-ие – ключевые. Чаще всего используются существительные, которые вносят предметность, создают реальные образы)
2 вариант. (последовательность)
УПР, 33 (определить тип речи, его структуру, указать используемые автором лексические единицы, грамматические формы и синтаксические конструкции для развития темы)
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:
В тексте встречаются все типы речи. Каждый абзац соответствует определенному типу речи.
3 вариант. (смысловая и структурная связность текста)
УПР, 38 (указать средства связи в предложениях)
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:
Структурная связность текста обеспечивается синонимами (ученый-академик), антонимами (начинается–кончается), местоимениями (он, этой), единством видовременных форм глаголов (показал, разделил), употреблением 1-составных предложений (Третий от ужина до сна), использованием сочинительного союза (И в каждом дне у него были свои паузы, прогулки, еда, отдых).
5 Закрепление
Комплексный анализ стихотворения Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Схема анализа:
1) Тема и подтемы текста.
2) Тип речи, композиция, языковые средства типа речи.
3) Стиль речи, признаки текста, языковые средства данного стиля.
4) Связность текста: виды структурной связи предложений в тексте.
5) Законченность текста.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:
1)История создания – стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.
Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.
Подтемы – «лица – пышные порталы», «жалкие лачуги», «Мертвые», «башни, где никто не живет», «хижина малая», «подобья ликующих песен»
Идея - важна красота внутренняя, красота души.
Жанр – дума
2) Тип речи- описание,
Композиция – общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка или вывод.
Языковые средства – имена прилагательные, простые предложения, однотипные синтаксические конструкции.
3) Стиль текста – художественный.
Языковые средства – сравнения: «лица, подобные пышным порталам», «лица — подобия жалких лачуг», «иные лица закрыты решетками, словно темница», «другие — как башни», «как солнце сияющих нот» и т.д. метафоры: «струилось дыханье дня», «из этих сияющих нот составлена песня небесных высот), анафора: «есть лица…», антитеза, выраженная союзом: но.
4) Связность текста: параллельная и цепная связь.
Виды структурной связи предложений в тексте: лексические повторы, однотипные синтаксические конструкции, синонимические замены, тематически объединенные лексические единицы.
5)Законченность текста: есть выводы, итоги развития основной мысли.
-Продолжая традиции русской литературы, Заболоцкий рассматривал в своих произведениях проблему красоты внешней, часто скрывающей духовную бедность, и внутренней – красоты души человеческой, которая может прятаться за непримечательной внешностью, но проявляться в каждой черте, каждом движении лица человеческого. В стихотворении вполне ясно видна авторская позиция человека, более всего почитающего красоту и богатство внутреннего мира людей.
6 Подведение итогов урока
-Составьте портрет урока: к каждой букве слова ТЕКСТ подберите слова, словосочетания, относящиеся к уроку, прокомментируйте их.
ВАРИАНТ ОТВЕТА:
Т – труд, терпение
Е – единица, единство, еще
К – классика, красота.
С – смысл, сотворчество.
Т- тайна, творчество, трудно.
7 Д.З.
С. 32 рубрика «Проверяем себя», Упр. 39
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.