Конспект урока "Текст. Основные признаки текста"
Оценка 4.9

Конспект урока "Текст. Основные признаки текста"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
01.10.2021
Конспект урока "Текст. Основные признаки текста"
Текст. Признаки текста.docx

Тема: Текст. Основные признаки текста. Структура текста

Цель: актуализировать знания о единицах текста и его признаках, способах развертывания темы, способах создания смысловой цельности, средствах связи

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Актуализация опорных знаний

На доске: текст, текстиль, текстовка, текстура.

-Являются ли данные слова однокоренными или это омонимы? Дайте определение каждого понятия.

ТЕКСТ (от лат. textus — связь, соединение) – слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-л. высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т.п., напечатанные написанные или запечатанные в памяти.

ТЕКСТИЛЬ (от лат. тextіle) – Прядильно-ткацкие изделия, ткани, пряжа и сырье для таких изделий.

ТЕКСТОВКА – краткая пояснительная подпись под рисунком, снимком.

ТЕКСТУРА (от лат. textura — ткань;  связь, строение) – характер строения твердого  вещества, расположения его составных частей.

-Вспомните, по каким признакам мы отличает текст от набора предложений?

-Обратите внимание на глоссарий урока (текст, признаки текста, языковые средства, связь предложений в тексте)

-Всеми ли понятиями вы владеете, хорошо ли вы их знаете, можете объяснить?

Сформулируйте тему урока и его цели.

4 Изучение нового материала

УПР. 29 (знакомство с признаками текста_

 1 вариант.

УПР. 32 (признаки текста: тематическое единство, развернутость)

( указать № ключевых предложений, слова какой ч.р. чаще всего используются в тексте)

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

Описание комнаты Раскольникова, 1, 5 пред-ие – ключевые. Чаще всего используются существительные, которые вносят предметность, создают реальные образы)

2 вариант. (последовательность)

УПР, 33 (определить тип речи, его структуру, указать используемые автором лексические единицы, грамматические формы и синтаксические конструкции для развития темы)

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

В тексте встречаются все типы речи. Каждый абзац соответствует определенному типу речи.

3 вариант. (смысловая и структурная связность текста)

УПР, 38 (указать средства связи в предложениях)

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

Структурная связность текста обеспечивается синонимами (ученый-академик), антонимами (начинается–кончается), местоимениями (он, этой), единством видовременных форм глаголов (показал, разделил), употреблением 1-составных предложений (Третий от ужина до сна), использованием сочинительного союза (И в каждом дне  у него были свои паузы, прогулки, еда, отдых).

5 Закрепление

Комплексный анализ стихотворения Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Схема анализа:

1)    Тема и подтемы текста.

2)    Тип речи, композиция, языковые средства типа речи.

3)    Стиль речи, признаки текста, языковые средства данного стиля.

4)    Связность текста: виды структурной связи предложений в тексте.

5)    Законченность текста.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

 1)История создания – стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.

Тема – многообразие человеческих лиц, в каждом из которых можно найти что-то интересное.

Подтемы – «лица – пышные порталы», «жалкие лачуги», «Мертвые», «башни, где никто не живет», «хижина малая», «подобья ликующих песен»

Идея -  важна красота внутренняя, красота души.

Жанр – дума

2) Тип речи- описание,

Композиция – общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка или вывод.

Языковые средства – имена прилагательные, простые предложения, однотипные синтаксические конструкции.

3) Стиль текста – художественный.

Языковые средства – сравнения: «лица, подобные пышным порталам», «лица — подобия жалких лачуг», «иные  лица закрыты решетками, словно темница», «другие — как башни», «как солнце сияющих нот» и т.д. метафоры: «струилось дыханье  дня», «из этих сияющих нот составлена песня небесных высот), анафора: «есть лица…», антитеза, выраженная союзом: но.

4) Связность текста: параллельная и цепная связь.

Виды структурной связи предложений в тексте: лексические повторы, однотипные синтаксические конструкции, синонимические замены, тематически объединенные лексические единицы.

5)Законченность текста: есть выводы, итоги развития основной мысли.

-Продолжая традиции русской литературы, Заболоцкий рассматривал в своих произведениях проблему красоты внешней, часто скрывающей духовную бедность, и внутренней – красоты души человеческой, которая может прятаться за непримечательной внешностью, но проявляться в каждой черте, каждом движении лица человеческого. В стихотворении вполне ясно видна авторская позиция человека, более всего почитающего красоту и богатство внутреннего мира людей.

6 Подведение итогов урока

-Составьте портрет урока: к каждой букве слова ТЕКСТ подберите слова, словосочетания, относящиеся к уроку, прокомментируйте  их.

ВАРИАНТ ОТВЕТА:

Т – труд, терпение

Е – единица, единство, еще

К – классика, красота.

С – смысл, сотворчество.

Т- тайна, творчество, трудно.

7 Д.З.

С. 32  рубрика «Проверяем себя», Упр. 39


 

Тема: Текст. Основные признаки текста

Тема: Текст. Основные признаки текста

Третий от ужина до сна), использованием сочинительного союза (И в каждом дне у него были свои паузы, прогулки, еда, отдых)

Третий от ужина до сна), использованием сочинительного союза (И в каждом дне у него были свои паузы, прогулки, еда, отдых)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2021