Конспект урока труда
Тема: Волшебный мир природных материалов. Аппликация из листьев «Ёжик»
Цель: Познакомить учащихся со свойствами природных материалов (листья, семена), развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, творческое воображение.
Задачи:
Образовательные: Учить различать и называть природные материалы (кленовый лист, листья дуба, березы, семена подсолнечника, арбуза).
Учить простым приемам работы с ними (намазывание клеем, приклеивание).
Коррекционно-развивающие: Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук, тактильные ощущения, внимание, пространственное ориентирование (верх, низ, середина).
Воспитательные: Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы:
Для учителя: Готовый образец аппликации «Ёжик», изображения ёжика, корзинка с натуральными природными материалами (разные
листья, семечки, мелкие веточки).
Для учащихся:
Основа для аппликации: лист картона А5 (половинка альбомного листа) синего или голубого цвета.
Заготовка-шаблон: контур ёжика, распечатанный на бумаге и вырезанный (для детей с тяжелыми нарушениями моторики). Для более сохранных детей – они могут нарисовать контур сами по точкам или по трафарету.
Природный материал: Один большой сухой лист (например, кленовый – для туловища), семечки подсолнечника (очищенные) или арбузные семечки (для иголок), сухой лист маленького размера (для яблока).
Инструменты: Клей-карандаш
(наиболее безопасный и удобный) или ПВА с кисточкой (если ребенок может ею пользоваться), салфетка для промакивания, клеенка на стол.
Альтернативные материалы для детей с тяжелыми нарушениями моторики: Готовые детали на клеевой основе (липучке), пластилин вместо клея.
Ход урока:
1. Организационный момент (2-3 мин)
Приветствие. Эмоциональный настрой. Пальчиковая гимнастика (например, «Ёжик»: «Ёжик, ёжик колкий, спрятал коготки. Ты беги к нам, ёжик, не колючий будь!» – сжимание и разжимание кулачков).
2. Вводная беседа (5 мин)
Загадка: «Под соснами, под елками лежит клубок с иголками». (Ёжик)
Рассматривание картинки с ёжиком. Обсуждение: Какой он? (Колючий, маленький, у него есть носик, глазки). Чем покрыта его спинка? (Иголками). Что ёжик любит есть? (Яблоки, грибы).
Тактильное упражнение: В волшебной корзинке лежат природные материалы. Ученики на ощупь (можно с закрытыми глазами) определяют: листочки (гладкие, шершавые, сухие), семечки (гладкие, твердые, продолговатые). Учитель называет их.
3. Показ и объяснение последовательности работы (5-7 мин)
Учитель показывает готовую аппликацию.
Поэтапный разбор работы:
1. Берём основу-картон. Это небо и земля.
2. Берем вырезанный контур ёжика (или рисуем его в центре листа). Это наш ёжик без иголок.
3. Главный шаг: Берем большой лист (туловище), намазываем его клеем с изнаночной стороны и приклеиваем на контур.
4. Берем семечки. Это иголки. Аккуратно, ряд за рядом, намазываем клеем и приклеиваем поверх большого листа, оставляя мордочку без иголок.
5. Берем маленький листик – это яблочко. Приклеиваем его на спинку.
6. Фломастером дорисовываем глаз, носик, лапки (по возможностям ребенка).
4. Самостоятельная работа учащихся (10-15 мин)
Индивидуальная помощь учителя. Постоянное verbal prompting (словесное подсказывание): «Возьми листок», «Намажь клеем», «Приложи сюда», «Молодец!».
Использование физических подсказок (hand over hand – рука в руке) для детей, которым это необходимо: учитель своей рукой направляет руку ребенка.
Для детей, которые быстро справляются: можно предложить добавить на аппликацию солнышко (из половинки семечки) или тучку (из ваты).
5. Итог урока. Рефлексия (3-5 мин)
Выставка работ. Каждый ребенок показывает своего ёжика (вербализует или gestures – жестом). Похвала каждого ученика: «Какой колючий ёжик у Маши!», «А у Саши ёжик несет большое яблоко!».
Вопросы: Что мы сегодня делали? Из чего мы делали ёжика? (Из листьев и семечек). Вам понравилось?
Уборка рабочего места.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.