Конспект урока Цилиндр
Оценка 4.8

Конспект урока Цилиндр

Оценка 4.8
docx
04.06.2021
Конспект урока Цилиндр
Урок 161-162 Цилиндр.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 161-162

Цилиндр и его элементы. Развертка, площадь боковой и полной поверхности цилиндра.

(тема занятия)

Наименование дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 12.05.2021 года

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный

1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.

 

2. Цели, задачи:

Образовательная

·         Ввести понятие цилиндра и его видов; элементы цилиндра, сечения цилиндра

·         Вывести формулу вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра

·         Закрепить понятия с помощью выполнения заданий

Развивающая

·         Способствовать у учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи;

·         Развивать пространственное воображение

Воспитывающая

·         Воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к техническим      средствам

·         Способствовать осознанию ценности коллективной мыслительной деятельности

·         Формировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры

2.2  Результаты обучения:

1) Вычислять площади боковой и полной поверхности тел вращения.

2.3 Критерии оценки:

1)Применяет формулы площади боковой поверхности тел вращения  при решении задач;

2) Применяет формулы площади полной поверхности тел вращения  при решении задач.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова,  Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов  естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть.  Алматы: Мектеп, 2019г.

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: Призма, куб, параллелепипед, пирамида, усеченная пирамида.

Презентация

 

Середина урока

https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/

 

Цилиндр – это один из видов тел вращения. Вокруг нас существует множество предметов, имеющих форму цилиндра. Кружки и стаканы имеют форму цилиндра, карандаши, шляпы, коробки, пуфики, некоторые архитектурные сооружения и многое другое.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image001.jpg

Итак, если взять некоторый прямоугольник ABCD и вращать его вокруг одной из сторон, например, вокруг стороны AB, то в результате получим тело, которое и называется цилиндром.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image002.png

Прямая AB называется осью цилиндра. Отрезок AB – его высотой.

При вращении сторон AD и BC образуются два равных круга – они называются основаниями цилиндра, а их радиус называется радиусом цилиндра.

При вращении стороны CD образуется поверхность, состоящая из отрезков, параллельных оси цилиндра. Ее называют цилиндрической поверхностью или боковой поверхностью цилиндра. Отрезки, из которых она составлена называют образующими цилиндра.

Определение. Цилиндр – это тело, ограниченное двумя равными кругами и цилиндрической поверхностью.

Пользуясь принципом Кавальери, можно доказать, что объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту.

Итак, воспользуемся принципом Кавальери.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image003.jpg

Рассмотрим цилиндр и призму с площадями оснований, равными S, и высотами, равными h, «стоящие» на одной плоскости. Любая секущая плоскость, параллельная этой плоскости, дает в качестве сечения цилиндра круг площади S, а в качестве сечения призмы – многоугольник площади S. Значит, объем цилиндра равен объему призмы https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image004.png. Но ведь объем призмы равен произведению площади основания на высоту https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image005.png. А значит, и объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту
https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image006.png.

На рисунке изображен цилиндр с радиусом r и высотой h. Давайте представим, что боковую поверхность цилиндра разрезали по образующей AB и развернули таким образом, что получился прямоугольник ABB’A’.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image007.jpg

Стороны AB и A’B’ которого являются двумя краями разреза боковой поверхности цилиндра. Этот прямоугольник называется разверткой боковой поверхности цилиндра.

Обратите внимание, сторона AA’ прямоугольника равна длине окружности основания, а сторона AB равна высоте цилиндра, т.е. AA’ =2πr, AB=h.

Площадь боковой поверхности цилиндра равна площади ее развертки. А так как развертка боковой поверхности цилиндра есть прямоугольник, то площадь
боковой поверхности https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image008.png.

Основания цилиндра – два круга, каждый с площадью https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image009.png. А тогда полную поверхность цилиндра можно вычислить, как сумму площади боковой поверхности цилиндра и площадей двух оснований. Отсюда, видим, что площадь полной поверхности цилиндра https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image010.png

 

Ссылка 1, 2

Презентация к уроку.

 

Закрепление.

Задача 1. Диаметр основания цилиндра равен https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image011.png см. Найдите площадь полной поверхности цилиндра, если высота цилиндра равна длине окружности основания.

Решение:  Площадь полной поверхности цилиндра равна сумме площади боковой поверхности цилиндра и площадей двух оснований.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image012.jpg

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image013.png 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image014.png 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image015.png см

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image016.png (см)

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image017.pnghttps://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image018.png (см2)

Ответ: https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image019.png.

Задача 2. Высота цилиндра https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image020.png см, а радиус основания – https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image021.png см. Вычислите объем цилиндра.

Решение.  Объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image022.jpg

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image006.png 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image023.png 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image024.png 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image025.png https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image026.png https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image027.png (см3)

Ответ: https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom9/50-tsilindr.files/image028.png.

Подведем итоги урока. На этом уроке мы познакомились с понятием цилиндра. Узнали, что цилиндр – это тело, ограниченное двумя равными кругами и цилиндрической поверхностью. Рассмотрели, какими элементами он обладает. А также разобрались, как находят объем, площадь боковой поверхности и площадь полной поверхности цилиндра.

 

Презентация

 

 

Конец урока

Рефлексия

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Решить задачи.

Карточка-задание

          5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Составить конспект.

30

2.       

Решить задачи.

70

Задачи:

№1. Радиус цилиндра равен 3см, а его высота- 5см. Найдите площадь осевого сечения и площадь пол

ной поверхности цилиндра.

№2. Диагональ осевого сечения цилиндра наклонена к плоскости основания под углом  и равна 20 см. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.

№3. Радиус цилиндра равен 2см, а его высота- 3см. Найдите диагональ осевого сечения цилиндра.

№4. Площадь боковой поверхности цилиндра равна 15. Найдите площадь осевого сечения.

№5. Найдите высоту цилиндра, если площадь его основания равна 1, а S бок = .

 

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Деятельность, запланированная на уроке

Деятельность, запланированная на уроке

Рассмотрим цилиндр и призму с площадями оснований, равными

Рассмотрим цилиндр и призму с площадями оснований, равными

Закрепление. Задача 1. Диаметр основания цилиндра равен см

Закрепление. Задача 1. Диаметр основания цилиндра равен см

Закрепление. Задача 1. Диаметр основания цилиндра равен см

Закрепление. Задача 1. Диаметр основания цилиндра равен см
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021