Конспект урока Твардовский А.Т. 11 класс
Оценка 4.6

Конспект урока Твардовский А.Т. 11 класс

Оценка 4.6
docx
06.05.2020
Конспект урока Твардовский А.Т. 11 класс
Конспект урока Жизнь и творчество.docx

Конспект урока по литературе

Класс 11

Тема: А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество.

Цели: рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века; изучить традиции и новаторство в поэзии Твардовского; развивать навыки анализа поэтического текста

Оборудование: портреты А.Твардовского, видеофильм о А.Т.Твардовском, сборники стихотворений.

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Прогнозируемые результаты: знают основные этапы жизни и творчества поэта, понимают многогранность его таланта, получают представление об особенностях поэзии А.Т.Твардовского, развивают навык анализа лирического произведения, принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.

Ход урока:

1.     Организационный момент.

Придумано кем-то  просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

 

2.     Актуализация опорных знаний.

(Чтение подготовленным учеником отрывка из поэмы  «Василий Теркин» А.Т. Твардовский)

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.

Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.

-Ребята, откуда эти строки?

-Кто автор этих замечательных строк?

С творчеством Твардовского  мы уже знакомились в 8 классе.

3.     Мотивация к учебной деятельности.

- Тема урока – Жизнь и творчество Твардовского.  

- Скажите, как зовут писателя? 

– Что вы знаете о жизни и творчестве Александра Твардовского?

Ответы учащихся.

4.    Работа над темой урока. Слово учителя.

В любую историческую эпоху всегда найдется человек, чья судьба – отражение современной ему действительности. Иногда достаточно  понять эту личность, чтобы разобраться во всех исторических перипетиях. И если это поэт, то его творчество становится поэтической летописью жизни страны

Если говорить о поэмах А.Т. Твардовского, то каждая из них – отражение не только биографии поэта, но и истории страны.

-Предлагаю вам посмотреть фильм об А.Т.Твардовском и конспективно записать информацию «Основные этапы жизни и творчества поэта» (видеофильм 10 мин.).

Ученик

«Загорье, смоленская деревня,

ее природа, цвета ее и запахи,

ее незаменимая для художника память 

— все это мне было дано

от рождения — само собой».

 

 Учитель: Быть читателем поэзии  - дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкальных звучаний. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.

  5. Применение  знаний и способов действий.  Работа в группах.

-Какие еще стихотворения Твардовского вы знаете? Каковы художественные особенности лирики поэта? Все это нам предстоит выяснить сегодня на уроке

Задание группам (класс на 4 группы):  исследовать стихотворения, определить тему, выявить художественные особенности. Работа с таблицей (приложение 2).

Художественные особенности лирики А.Твардовского (примерные ответы)

Исследованные тексты

Тематика лирики

Художественные особенности

Выводы

 

 «Нет ничего, что раз и навсегда…»

«О сущем»

«Вся суть в одном – единственном завете…»

 

 

 

 

 

 

«Июль – макушка лета»

«Чуть зацветает Иван – чай…»

«Спасибо за утро такое…»

 

 

 

 

«Я убит подо Ржевом…»

«В тот день, когда окончилась война…»

«Я знаю, никакой моей вины…»

 

 

 

 

 

 

«Братья»

«За тысячу верст…»

 «За распахнутым окном…»

Тема поэта и поэзии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пейзажная лирика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «малой родины»

 

 

 

 

Убыстренный ритм стихотворений;

открытость чувств;

эмоциональный контраст;

разговорная интонация;

диалогическая форма поэтического текста;

своеобразие синтаксиса;

слова – афоризмы

 

 

Народно – песенная основа стихотворений;

роль метонимии;

многозначительность синонимических рядов образов;

 

 

 

 

Эстетическая значимость лирики;

уход за пределы узкой композиционной формы;

тематическое и эмоциональное единство;

ретроспективность;

создание подвижных картин;

 

 

Многозначительные образы;

слова – символы;

метафоры, сравнения, олицетворения

1. Исповедальный характер лирики.

2.Каждое сказанное слово поэта – о высоком назначении человека, о смысле жизни, долге, совести, ответственности. Они – «мера личности».

3.Личная ответственность в литературном деле самая трудная и решающая форма ответственности.

 

1.Классический стиль проявляется в соединении у Твардовского частного и всеобщего в трагической гармонии

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исследованные стихотворения – это «настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». В них воплотилась генеральная дума поэта, нашли соотношение лирический субъект и реальный мир.

 

 

 

 

 

 

 

1. В лирике поэта по данной тематике соединяется частное и всеобщее в трагической гармонии.

 

Представление работ.

6. Подведение итогов урока. Слово учителя.

Сегодня мы с уверенностью называем Александра Твардовского великим поэтом, без которого представление о русской истории и русской жизни немыслимо и неполно.

     - «Это лучший поэт нашего времени», - писал о Твардовском известный всем писатель Константин Симонов.  

     - Твардовский «продолжает расти», - сказал о судьбе творческого наследия Твардовского писатель Фёдор Абрамов. И действительно на сегодняшний день статьи и заметки Твардовского   о  литературе были и остаются примером писательского мастерства.

На следующий урок мы продолжим анализ художественных особенностей лирики Твардовского.

Рефлексия. Самооценка и взаимооценка.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

 

 

 

8. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворение на одну из тем, представленных в работе.

2. (задание для сильных) Анализ стихотворения  «Вся суть в одном-единственном завете». 1958 г.

Ответ на вопросы:

1. Какую же все-таки тайну хранит автор?

2. Как прием антитеза проявляется в стихотворении?

3. Как вы понимаете строки: «Живых и мертвых, - знаю только я»?

 

 

Список использованной литературы

1.      Данилович Т.В. (и др.). Русская литература: вопросы, задания, тесты. – Мн.: Аверсев, 2006.

2.     Меркин Г. С. Литература Смоленщины. Том 2. – Смоленск, 2003.

3.     Твардовский А. Книга лирики. – Москва: Советский писатель, 1983.

4.       Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 11 класс (II полугодие).

      – М.: Вако, 2006.

5.     http://www.litra.ru/biography/get/biid/00206071211285684497/ 

6.     http://prochtu.ru/uslishu.php?avtor=1145&kniga=1 

7.     http://psj.ru/blog/poisk-pobeda/444.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Исследованные тексты

Тематика лирики

Художественные особенности

Выводы

 

 «Нет ничего, что раз и навсегда…»

«О сущем»

«Вся суть в одном – единственном завете…»

 

 

 

 

 

 

«Июль – макушка лета»

«Чуть зацветает Иван – чай…»

«Спасибо за утро такое…»

 

 

 

 

«Я убит подо Ржевом…»

«В тот день, когда окончилась война…»

«Я знаю, никакой моей вины…»

 

 

 

 

 

 

«Братья»

«За тысячу верст…»

 «За распахнутым окном…»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по литературе

Конспект урока по литературе

И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся

И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся

Какие еще стихотворения Твардовского вы знаете?

Какие еще стихотворения Твардовского вы знаете?

Представление работ. 6. Подведение итогов урока

Представление работ. 6. Подведение итогов урока

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Приложение 1 Исследованные тексты

Приложение 1 Исследованные тексты

Приложение 2 Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Приложение 2 Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020