Конспект урока "Угольная кислота и её соли"
Оценка 4.9

Конспект урока "Угольная кислота и её соли"

Оценка 4.9
docx
08.03.2021
Конспект урока "Угольная кислота и её соли"
9 класс фгос урок Сытенкова В.Н..docx

 

Тема урока: «Угольная кислота и её соли».

Учебник. Кузнецова Н.Е. Химия 9 класс, М.: «Вентана - Граф» 2016 год.

Параграф №32, табл. 25 стр. 171, доп. Стр. 173-174, упр.1-7

Учитель химии МАОУ гимназии №40 им. Ю.А. Гагарина

Сытенкова Вера Николаевна

Тип урока: изучение нового материала.

 

Структура урока

 

Вводно-мотивационный этап

1.      Организационный момент

Проведем урок-исследование, работаем в группах.

Желаю успеха!

2.      Актуализация опорных знаний

! Перечислите общие свойства кислот, солей; классификацию кислот и солей.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

3.      Введение в тему урока. Мотивация к учебной деятельности

На столах для работы в группах: реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов; пачка соды, коробка со школьным мелом, бутылочки с газированными напитками (вода «Зеленоградская»).

!? Почему у вас на столах появились данные объекты: пачка соды, коробочка со школьным мелом, бутылочки с газированными напитками (вода «Зеленоградская»).

!? Что вам известно об этих веществах?

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируем тему урока.

Тема: «Угольная кислота и её соли».

 

4.      Постановка целей урока

!? Какова будет цель нашего урока?

Познакомиться с важнейшими кислородными соединениями углерода, исследовать их химические свойства, провести химический эксперимент по распознаванию веществ, объяснить процессы, происходящие в окружающем мире.

 

Результатом нашей работы станет заполнение сводной таблицы по кислородным соединениям углерода. Работу вы можете продолжить дома.

 

Угольная кислота

Карбонаты

Гидрокарбонаты

 

 

 

 

Операционно-познавательный этап

 

1.      Постановка учебной проблемы

!? Предлагаю вам алгоритм работы по определению свойств угольной кислоты и её солей

«Удивляйся!»

Работа с учебником (§32 стр. 169-170)

Параметры исследования веществ:

- формула;

- агрегатное состояние;

- форма существования;

- устойчивость;

- растворимость в воде;

- диссоциация.

Учащиеся заполняют таблицу по критериям заданным учителем. Предоставляют свои ответы.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выполняют простейшие физические упражнения.

https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

 

2.      Создание проблемной ситуации, проведение исследования.

 

Почему разрушаются здания, построенные из известняка?

Почему углекислый газ способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка?

Сталактит, сталагмит, сталагнат!? Что это такое и как это образуется?

 

Проведение лабораторных опытов «Изучение химических свойств солей угольной кислоты»

См. инструкция-задание. стр. 170-171, табл. 25 стр. 171.  

 

Реактивы и оборудование. Растворы веществ: Na2CO3, K2CO3, BaCl2, HCl;

CaCO3 (мел, мрамор); NaНCO3; пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок.

 

1) Взаимодействие карбонатов с кислотами. Все соли взаимодействуют с кислотами, дают качественную реакцию на ионы CO3 2- и HCO3 -.

2) Взаимодействие карбонатов с солями. Растворы солей угольной кислоты взаимодействуют с растворами других солей, если образуются нерастворимые вещества.

3) Особые свойства карбонатов

а) соли угольной кислоты разлагаются при нагревании MeCO3 → MeO + CO2 (исключение карбонаты щелочных металлов) Me(HCO3 )2→ MeCO3 + CO2 + H2O

б) Карбонаты превращаются в гидрокарбонаты при избытке углекислого газа и воды. MeCO3 + CO2 + H2O → Me(HCO3)2

https://paramitacenter.ru/node/622

Записывают уравнения проведённых реакций в таблицу.

Устанавливают взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ.

 

3.      Выводы по результатам исследований

 

Почему разрушаются здания, построенные из известняка?

СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2

Эта реакция является причиной разрушения зданий, построенных из известняка, под действием окружающей среды: от дождя и углекислого газа, содержащегося в воздухе, нерастворимые карбонаты превращаются в растворимые гидрокарбонаты, а при нагревании – наоборот гидрокарбонаты переходят в карбонаты.

Са(HCO3)2СаCO3 + CO2 + H2O.

Почему углекислый газ способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка?

 

В результате превращения нерастворимых карбонатов в растворимые гидрокарбонаты на месте известковых толщ образуются огромные полости в земной коре – карстовые пещеры.

СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2

Грунтовые воды, содержащие Са(HCO3)2, могут перемещаться в земной коре на значительные расстояния и, испаряя воду, выделяют известняк.

Сталактит, сталагмит, сталагнат!? Что это такое и как это образуется?

 

https://www.youtube.com/watch?v=mjYiwb2V8eg     3,47 мин

или

https://www.youtube.com/watch?v=sIuQdPbc32k       3,16 мин

·         СталакТит - буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит свисающий с потолка.

·         СталагМит - буква М напоминает две стоящие рядом сосульки, растущие снизу. Т.е. Сталагмит растёт вверх. Второй способ запоминания этого слова - в слове сталагМит и слове заМля есть буква М. Поэтому Сталагмит и растёт вверх.

·         СталагНат - это сросшиеся сосульки. Ведь в букве Н есть линия посередине, благодаря которой эти линии и срослись.

Ярко-желтый сталактит в небе голубом висит,
На зелёном сталагмите гордо восседает Митя.

СталаКтит - Капля падает, т.е. то что сверху.
СталаГмит - по форме напоминает Гору.

 

Вода, проникающая в пещеру, растворяет известняк:

CaCO3 + H2O + CO2 Ca2+ + 2 HCO3-

При определённых условиях реакция идёт в обратную сторону, и происходит отложение карбоната кальция — растут сталактиты.

 

Подведение итогов урока

 

Подумайте, что объединяет наши эксперименты и следующий исторический факт из жизни Клеопатры. 

Согласно легенде, Клеопатра с Антонием поспорили, сможет ли она “проесть” за один ужин десять миллионов сестерциев. Так как Клеопатра вряд ли отличалась слоновьим аппетитом, ей пришлось пойти на хитрость. В время указанного приём пищи слуга поднёс ей чашу с уксусом, царица сняла жемчужную серёжку, бросила её в чашу. Серёжка растворилась, а Клеопатра выпила полученный коктейль. Этот эпизод был описан Плинием Старшим и прочно вошёл в историю.

Образование жемчуга является защитной реакцией организма моллюска на любое инородное тело, попавшее в мантию или между мантией и раковиной. Согласно современной номенклатуре минералов, жемчуг не относится к минералам, но при этом он содержит в своём составе минерал арагонит. Арагонит (от Арагон — регион в Испании) — минерал, один из естественных разновидностей карбоната кальция (CaCO3).

 

СаСО3+2СН3СООН→(СН3СОО)2Са+ CO22О

Получилась растворимая соль кальция, кальций укрепляет кости.

 

Записывают уравнения реакций в таблицу.

Объяснять физиологическое действие соединений углерода на организм человека.

 

 

III.            Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока

Рефлексия

 

Какие секреты угольной кислоты и её солей вы открыли для себя на уроке? 

 

Что помогло вам в приобретении новых знаний? 

 

Домашнее задание: оформить в тетрадь таблицу по результатам сегодняшнего исследования; §32, упр. 5,6.

Индивидуально или по желанию дополнит. задания

1. Осуществите превращения:

1)  CH4→ CO2→ CaCO3→ Ca(HCO3)2→ CaCO 3

2) Ca → CaC2→ Ca(OH)2→ CaCO3→ CO2→ C

2.  Решите задачу

Вычислите объём углекислого газа, который выделится при обжиге карбоната кальция массой 150 г (н.у.)

3.      Стр. 174 творческое задание


 

4.      Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: « Угольная кислота и её соли»

Тема урока: « Угольная кислота и её соли»

Учащиеся заполняют таблицу по критериям заданным учителем

Учащиеся заполняют таблицу по критериям заданным учителем

Почему углекислый газ способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка?

Почему углекислый газ способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка?

Испании ) — минерал , один из естественных разновидностей карбоната кальция (CaCO 3 )

Испании ) — минерал , один из естественных разновидностей карбоната кальция (CaCO 3 )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2021