Конспект урока "Угольная кислота и её соли"

  • docx
  • 08.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9 класс фгос урок Сытенкова В.Н..docx

 

Тема урока: «Угольная кислота и её соли».

Учебник. Кузнецова Н.Е. Химия 9 класс, М.: «Вентана - Граф» 2016 год.

Параграф №32, табл. 25 стр. 171, доп. Стр. 173-174, упр.1-7

Учитель химии МАОУ гимназии №40 им. Ю.А. Гагарина

Сытенкова Вера Николаевна

Тип урока: изучение нового материала.

 

Структура урока

 

Вводно-мотивационный этап

1.      Организационный момент

Проведем урок-исследование, работаем в группах.

Желаю успеха!

2.      Актуализация опорных знаний

! Перечислите общие свойства кислот, солей; классификацию кислот и солей.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

3.      Введение в тему урока. Мотивация к учебной деятельности

На столах для работы в группах: реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов; пачка соды, коробка со школьным мелом, бутылочки с газированными напитками (вода «Зеленоградская»).

!? Почему у вас на столах появились данные объекты: пачка соды, коробочка со школьным мелом, бутылочки с газированными напитками (вода «Зеленоградская»).

!? Что вам известно об этих веществах?

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируем тему урока.

Тема: «Угольная кислота и её соли».

 

4.      Постановка целей урока

!? Какова будет цель нашего урока?

Познакомиться с важнейшими кислородными соединениями углерода, исследовать их химические свойства, провести химический эксперимент по распознаванию веществ, объяснить процессы, происходящие в окружающем мире.

 

Результатом нашей работы станет заполнение сводной таблицы по кислородным соединениям углерода. Работу вы можете продолжить дома.

 

Угольная кислота

Карбонаты

Гидрокарбонаты

 

 

 

 

Операционно-познавательный этап

 

1.      Постановка учебной проблемы

!? Предлагаю вам алгоритм работы по определению свойств угольной кислоты и её солей

«Удивляйся!»

Работа с учебником (§32 стр. 169-170)

Параметры исследования веществ:

- формула;

- агрегатное состояние;

- форма существования;

- устойчивость;

- растворимость в воде;

- диссоциация.

Учащиеся заполняют таблицу по критериям заданным учителем. Предоставляют свои ответы.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выполняют простейшие физические упражнения.

https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

 

2.      Создание проблемной ситуации, проведение исследования.

 

Почему разрушаются здания, построенные из известняка?

Почему углекислый газ способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка?

Сталактит, сталагмит, сталагнат!? Что это такое и как это образуется?

 

Проведение лабораторных опытов «Изучение химических свойств солей угольной кислоты»

См. инструкция-задание. стр. 170-171, табл. 25 стр. 171.  

 

Реактивы и оборудование. Растворы веществ: Na2CO3, K2CO3, BaCl2, HCl;

CaCO3 (мел, мрамор); NaНCO3; пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок.

 

1) Взаимодействие карбонатов с кислотами. Все соли взаимодействуют с кислотами, дают качественную реакцию на ионы CO3 2- и HCO3 -.

2) Взаимодействие карбонатов с солями. Растворы солей угольной кислоты взаимодействуют с растворами других солей, если образуются нерастворимые вещества.

3) Особые свойства карбонатов

а) соли угольной кислоты разлагаются при нагревании MeCO3 → MeO + CO2 (исключение карбонаты щелочных металлов) Me(HCO3 )2→ MeCO3 + CO2 + H2O

б) Карбонаты превращаются в гидрокарбонаты при избытке углекислого газа и воды. MeCO3 + CO2 + H2O → Me(HCO3)2

https://paramitacenter.ru/node/622

Записывают уравнения проведённых реакций в таблицу.

Устанавливают взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ.

 

3.      Выводы по результатам исследований

 

Почему разрушаются здания, построенные из известняка?

СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2

Эта реакция является причиной разрушения зданий, построенных из известняка, под действием окружающей среды: от дождя и углекислого газа, содержащегося в воздухе, нерастворимые карбонаты превращаются в растворимые гидрокарбонаты, а при нагревании – наоборот гидрокарбонаты переходят в карбонаты.

Са(HCO3)2СаCO3 + CO2 + H2O.

Почему углекислый газ способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка?

 

В результате превращения нерастворимых карбонатов в растворимые гидрокарбонаты на месте известковых толщ образуются огромные полости в земной коре – карстовые пещеры.

СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2

Грунтовые воды, содержащие Са(HCO3)2, могут перемещаться в земной коре на значительные расстояния и, испаряя воду, выделяют известняк.

Сталактит, сталагмит, сталагнат!? Что это такое и как это образуется?

 

https://www.youtube.com/watch?v=mjYiwb2V8eg     3,47 мин

или

https://www.youtube.com/watch?v=sIuQdPbc32k       3,16 мин

·         СталакТит - буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит свисающий с потолка.

·         СталагМит - буква М напоминает две стоящие рядом сосульки, растущие снизу. Т.е. Сталагмит растёт вверх. Второй способ запоминания этого слова - в слове сталагМит и слове заМля есть буква М. Поэтому Сталагмит и растёт вверх.

·         СталагНат - это сросшиеся сосульки. Ведь в букве Н есть линия посередине, благодаря которой эти линии и срослись.

Ярко-желтый сталактит в небе голубом висит,
На зелёном сталагмите гордо восседает Митя.

СталаКтит - Капля падает, т.е. то что сверху.
СталаГмит - по форме напоминает Гору.

 

Вода, проникающая в пещеру, растворяет известняк:

CaCO3 + H2O + CO2 Ca2+ + 2 HCO3-

При определённых условиях реакция идёт в обратную сторону, и происходит отложение карбоната кальция — растут сталактиты.

 

Подведение итогов урока

 

Подумайте, что объединяет наши эксперименты и следующий исторический факт из жизни Клеопатры. 

Согласно легенде, Клеопатра с Антонием поспорили, сможет ли она “проесть” за один ужин десять миллионов сестерциев. Так как Клеопатра вряд ли отличалась слоновьим аппетитом, ей пришлось пойти на хитрость. В время указанного приём пищи слуга поднёс ей чашу с уксусом, царица сняла жемчужную серёжку, бросила её в чашу. Серёжка растворилась, а Клеопатра выпила полученный коктейль. Этот эпизод был описан Плинием Старшим и прочно вошёл в историю.

Образование жемчуга является защитной реакцией организма моллюска на любое инородное тело, попавшее в мантию или между мантией и раковиной. Согласно современной номенклатуре минералов, жемчуг не относится к минералам, но при этом он содержит в своём составе минерал арагонит. Арагонит (от Арагон — регион в Испании) — минерал, один из естественных разновидностей карбоната кальция (CaCO3).

 

СаСО3+2СН3СООН→(СН3СОО)2Са+ CO22О

Получилась растворимая соль кальция, кальций укрепляет кости.

 

Записывают уравнения реакций в таблицу.

Объяснять физиологическое действие соединений углерода на организм человека.

 

 

III.            Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока

Рефлексия

 

Какие секреты угольной кислоты и её солей вы открыли для себя на уроке? 

 

Что помогло вам в приобретении новых знаний? 

 

Домашнее задание: оформить в тетрадь таблицу по результатам сегодняшнего исследования; §32, упр. 5,6.

Индивидуально или по желанию дополнит. задания

1. Осуществите превращения:

1)  CH4→ CO2→ CaCO3→ Ca(HCO3)2→ CaCO 3

2) Ca → CaC2→ Ca(OH)2→ CaCO3→ CO2→ C

2.  Решите задачу

Вычислите объём углекислого газа, который выделится при обжиге карбоната кальция массой 150 г (н.у.)

3.      Стр. 174 творческое задание


 

4.      Скачано с www.znanio.ru