Конспект урока "Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне".

  • docx
  • 08.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.docx

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта открытого урока

по  русскому языку   в  3  классе

 

Тема: «Правописание  парных звонких и глухих

согласных в корне слова».

 

 

Учитель начальных классов

Касаева Инга Марковна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный предмет: Русский язык.

Класс: 3

Автор УМК: Т. Г. Рамзаева «Русский язык 3 класс 1 часть»

Тип урока:  закрепление

Дата:

 

Цели для ученика:

1. формировать навык грамотного письма слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова;

2. развивать умение  находить слова с парными звонкими и глухими  согласными  в корне  слова   и проверять их.

 

Цели для учителя и средства контроля их достижения:

Обучающие: организовать учебную деятельность учащихся  по усвоению ими  темы «Правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова» и выработки умений находить слова на данное правило в тексте и проверять их.

Развивающие: создать условия для развития орфографической зоркости  учащихся при написании слов с парными согласными  в корне слова, способствовать  развитию устойчивого положительного отношения к процессу познания нового,   к учебной деятельности,

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся правильных межличностных отношений в процессе групповой формы работы, способствовать воспитанию у детей любви к родному краю, гордости за свою малую родину

Тип урока урок применения знаний и умений, урок рефлексии.

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Планируемые результаты

Предметные:

§  уметь распознавать орфограмму;

§  уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки

§ формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных  в корне слова;

 

Метапредметные

§ уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

§ планировать своё действие в соответствии с поставленной целью;

§ вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы;

§ оценивать результаты своей работы и работы одноклассников

§ адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

§  оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

§ обосновывать высказанное суждение;

§ договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.

Личностные:

§ проявлять интерес к новым знаниям;

§ уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

§ любить родной край и гордиться своей малой родиной;

§ вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов в группе;

§ уважительно относиться к иному мнению.

Оборудование:  ноутбуки для учащихся, интерактивная доска, карточки  с заданиями для  групповой работы,  тестовыми заданиями.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Мотивация.

Если хочешь много знать,

Многого добиться.

Значит, грамотно писать

Должен научиться.

Кто, дети,  не согласен?

- На  уроке литературного чтения вы познакомились со стихотворением С.Я. Маршака  «Кот и лодыри». 

- Что сказал  там  кот лодырям?

 

 

 

 

- Где в жизни  вам может пригодиться умение  грамотно писать?

 

 

 

- Тогда за работу.

 

 

 

 

 

 

 

А теперь без грамоты

пропадёшь,

Далеко без грамоты не

уйдёшь.

 

- Это умение пригодится, чтобы без ошибок писать диктанты, изложения, сочинения, чтобы хорошо сдать  ЭГ и поступить в институт.

 

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что записано на доске? (б-п, в-ф, г-к, и, д-т, з-с, ж-ш)

- Какая буква лишняя и почему? 

 

 

- Посмотрите на эти согласные  буквы внимательно. Какие это буквы?

 

 На доске запись:

В алфавите пары есть

Их  у нас всего лишь ….

 

- А что вы про эти буквы знаете?

 

- Это буквы

- Буква и, так как она обозначает гласный звук, а все остальные буквы обозначают согласные звуки

- Это буквы  обозначают парные звонкие и глухие согласные  звуки

 

 

- 6

 

 

- Парные согласные очень опасные.  Они не всегда пишутся так, как произносятся звуки.

Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание.

-  Давайте проверим, так ли это.

 - Посмотрите на  доску. Прочитайте   предложения.

- Какой звук вы слышите на конце слова обед?  Произнесите слово,  прислушайтесь

- А что слышим на конце слова свет?

 

- А теперь посмотрите,  как пишутся эти слова.

 

- Смотрите, какой хитрый звук:  посылает за себя на «письменную работу»  какие  буквы?  Одинаковые или разные?

 - Можно ли при письме доверять такому звуку?

 

- Читаем дальше.  

- Какой звук вы слышите  в корне  слова кошки перед согласным к?

- А  в  корне слова  ложки перед согласным к?

- А какой буквой  каждый согласный звук  обозначен на письме?

 

- Смотрите, дети, и  опять один и тот же звук  обозначен разными буквами.  Снова  хитрый звук,  который посылает на  «письменную работу»  разные буквы.

- Сделаем вывод:

 - Так можно ли при письме доверять парным по глухости – звонкости согласным и писать так, как слышишь

 

- Так какая проблема возникает при их написании?

 - Как решить эту проблему? 

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными на конце слова?

- Вот этим и надо заняться сегодня на уроке.

 

- Какая тема сегодняшнего урока?  Кто догадался?

 

- Значит, чему вы должны учиться на уроке? Поставьте перед  собой  цель урока.

Закончите предложение:

 - Развивать умение …(Вспоминаем тему урока)

 

- Хорошо.   А что ещё очень важно уметь,  чтобы писать без ошибок?  Почему ученики  часто делают ошибки на изученные орфограммы, хотя и хорошо знают правила?

 

 - Поэтому важно ещё, дети,   развивать  орфографическую зоркость, умение находить опасный звук, требующий проверки и проверять его.

- Поэтому, что ещё надо добавить в цель урока?

 

 

- Прочитаем цель урока.

- Развивать умение находить и проверять парные звонкие  и глухие согласные  в корне  слова.

 

- Как вы думаете, с чего  надо  начать работу на уроке?

 

 

 

 

- Обед, звук (т)

 

 - Свет, тоже звук (т)

 

 - В слове  обед пишется буква д,  а в слове свет буква т.

 

Разные.

-  Нет.

 

 

- Звук ( ш).

 

 -Такой же звук  (ш).

- В слове кошки пишется      буква    ш, а в слове ложки буква ж.

 

 

 

 

 

- Парным по глухости – звонкости согласным  доверять нельзя.

 

- Можно ошибиться и написать не ту букву.

 

- Надо эти слова проверять

 

 

 

- Проверка парных  звонких и глухих согласных  в корне слова.

 

 

 

-  … проверять парные звонкие  и глухие  согласные в корне  слова.

 

- Они эти орфограммы не замечают.

 

 

 

 

- Такие слова  надо узнавать.

 

 

 

 

 

 

- Сначала надо повторить правило,  а потом его применять  при выполнении различных заданий  в парах, группах, коллективно.

Организация познавательной деятельности

 

- Работаем по плану

- Откроем учебник на с.84  и прочитаем вопрос Почемучки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь надо  применять правило проверки парной согласной  в корне  слова.

 

Дети повторяют правило, приводят примеры, повторяют его также и в стихотворной форме.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг

Слуху ты не доверяй,

Парный сразу проверяй.

Слово смело изменяй.

Рядом гласный подставляй,

Иль однокоренное  подбирай

Зуб   -  на…(зубы),  грибки – грибы,

Будешь грамотным и ты!

 

 

 

 

Закрепление материала

 

Работа в парах (на ноутбуках).

Игра  «Найди  пары слов».  (Помоги  мышке спуститься  по склону. Для этого правильно соедини флажки:  найди  для каждого проверяемого слова  проверочное).

Оцените работу  вашего соседа  в парах.

 

 

Коллективная работа на интерактивной доске.

- Проведём  игру   «Какие буквы пропущены?»  (Помоги гномам починить домик. Для этого правильно заполни пропуски: вставь пропущенные буквы.)

Самостоятельная работа в парах.

 

 

 

Дети оценивают работу соседа при помощи «светофора»

 

 

Дети  вставляют буквы, , объясняя, почему они считают, что  в слове нужно вставить ту  или иную букву.

 

 

 

Зрительная физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы!  Поработали мы дружно,

                      Отдохнуть сейчас нам нужно.

 Проведём физкультминутку для глаз. Сложите руки, положите на них голову,  глазки закройте.  А, чтобы вы случайно не «задремали»,  я  буду   произносить слова, и   если вы услышите слово с парным согласным звуком в корне слова, который нужно проверять, топните ногой. Приготовились?

Лук, огурец, картошка, морковка, перец,  помидор, редиска, чеснок, горох.

 - Я вам что назвала?

 

-  В овощах, дети, много витаминов. Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить и  есть их каждый  день. И, конечно, чтобы быть здоровым,  надо заниматься спортом, а по утрам делать зарядку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Овощи

Закрепление материала

1.     Работа на интерактивной доске.

Орфографическая минутка. Игра «Кто быстрее»

ре_кий                      корму_ка

чу_кий                      сне_

ло_ка                         бере_ка

подсне_ник              тра_ка

моро_                        оши_ка

 

2.     Взаимопроверка

 

 

- Составьте и запишите 1 предложение с одним из этих слов.

 

3.     Работа с учебником.

Самостоятельная работа Упр.193 с последующей проверкой

 

 

 

 

 

 

 

4.     Диктант с предварительной подготовкой

На доске:

Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком реки. Подул резкий ветер. Мелкие пташки спрятались в гнёздышке.

 

- Найдите в тексте слова с парными согласными. Подберите проверочные слова.

 

Найдите в тексте слова с безударными гласными. Объясните их написание.

 

 

 

 

Диктант с последующей коллективной проверкой

 

Дети  вставляют пропущенные буквы

 

 

 

 

 

 

Дети называют проверочные слова и проверяют  вставленные буквы

 

Уч-ся записывают предложение в тетради

 

- Чтобы узнать, какой буквой обозначить парный согласный в корне слова …, подберу однокоренное слово, в котором после этого согласного слышится гласный. В слове … слышится звук[_ ]  и пишется буква … . Значит, в слове … нужно писать букву … .

 

 

Дети читают текст.

 

 

 

 

Морозы -  мороз, льдина – ледком, резок -  резкий, пташечка -  пташки

 

  Мороз – словарное слово, написание которого надо запомнить или проверить по словарю,       сковал – сковывать, лёд – ледком,  ветер словарное слово, написание которого надо запомнить или проверить по словарю

 

Подведение итогов урока.

 

        А сейчас подведём итог урока.

 

- Какая цель  стояла  перед вами?

- Удалось ли её  решить?

- Кто считает, что усвоил тему урока?

- Кто испытывал затруднение?

- Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

Домашнее задание.

Домашнее задание выберите на карточках

1. Написать  10 слов с парным согласным на конце слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным на конце слова.

4. Написать короткое сочинение по опорным словам, которое  нужно озаглавить.

Опорные слова: холодная зима, сильный мороз, пушистый снег,  большой сугроб, толстый лёд, белоснежными шапками, уснули крепким сном.

Дети выбирают д/з.

 

Рефлексия с помощью незаконченного высказывания

 

 Выберите и продолжите любое предложение

-Я повторил…

- Я  похвалил   бы  …  за…

- Мне  было интересно узнать…

- Мне  понравилось  на  уроке  ……

- Для  меня  было  открытием ……

- Оцените свою  работу  на уроке.

 

- Всем огромное спасибо за урок

 

 

 

 

 

Дети оценивают свою работу при помощи «светофора»

 

 

 

 

 

Посмотрите также