Технологическая карта открытого урока
по русскому языку в 3 классе
Тема: «Правописание парных звонких и глухих
согласных в корне слова».
Учитель начальных классов
Касаева Инга Марковна
Учебный предмет: Русский язык.
Класс: 3
Автор УМК: Т. Г. Рамзаева «Русский язык 3 класс 1 часть»
Тип урока: закрепление
Дата:
Цели для ученика: 1. формировать навык грамотного письма слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова; 2. развивать умение находить слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и проверять их.
|
Цели для учителя и средства контроля их достижения: Обучающие: организовать учебную деятельность учащихся по усвоению ими темы «Правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова» и выработки умений находить слова на данное правило в тексте и проверять их. Развивающие: создать условия для развития орфографической зоркости учащихся при написании слов с парными согласными в корне слова, способствовать развитию устойчивого положительного отношения к процессу познания нового, к учебной деятельности, Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся правильных межличностных отношений в процессе групповой формы работы, способствовать воспитанию у детей любви к родному краю, гордости за свою малую родину |
||
Тип урока урок применения знаний и умений, урок рефлексии. |
|
||
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: § уметь распознавать орфограмму; § уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки § формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
|
Метапредметные § уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; § планировать своё действие в соответствии с поставленной целью; § вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы; § оценивать результаты своей работы и работы одноклассников § адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. § оформлять свою мысль в устной и письменной речи; § обосновывать высказанное суждение; § договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. |
Личностные: § проявлять интерес к новым знаниям; § уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; § любить родной край и гордиться своей малой родиной; § вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов в группе; § уважительно относиться к иному мнению. |
|
Оборудование: ноутбуки для учащихся, интерактивная доска, карточки с заданиями для групповой работы, тестовыми заданиями. |
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация. |
Если хочешь много знать, Многого добиться. Значит, грамотно писать Должен научиться. Кто, дети, не согласен? - На уроке литературного чтения вы познакомились со стихотворением С.Я. Маршака «Кот и лодыри». - Что сказал там кот лодырям?
- Где в жизни вам может пригодиться умение грамотно писать?
- Тогда за работу. |
А теперь без грамоты пропадёшь, Далеко без грамоты не уйдёшь.
- Это умение пригодится, чтобы без ошибок писать диктанты, изложения, сочинения, чтобы хорошо сдать ЭГ и поступить в институт.
|
Актуализация знаний.
|
- Что записано на доске? (б-п, в-ф, г-к, и, д-т, з-с, ж-ш) - Какая буква лишняя и почему?
- Посмотрите на эти согласные буквы внимательно. Какие это буквы?
На доске запись: В алфавите пары есть Их у нас всего лишь ….
- А что вы про эти буквы знаете?
|
- Это буквы - Буква и, так как она обозначает гласный звук, а все остальные буквы обозначают согласные звуки - Это буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки
- 6
- Парные согласные очень опасные. Они не всегда пишутся так, как произносятся звуки. |
Целеполагание.
Целеполагание. |
- Давайте проверим, так ли это. - Посмотрите на доску. Прочитайте предложения. - Какой звук вы слышите на конце слова обед? Произнесите слово, прислушайтесь - А что слышим на конце слова свет?
- А теперь посмотрите, как пишутся эти слова.
- Смотрите, какой хитрый звук: посылает за себя на «письменную работу» какие буквы? Одинаковые или разные? - Можно ли при письме доверять такому звуку?
- Читаем дальше. - Какой звук вы слышите в корне слова кошки перед согласным к? - А в корне слова ложки перед согласным к? - А какой буквой каждый согласный звук обозначен на письме?
- Смотрите, дети, и опять один и тот же звук обозначен разными буквами. Снова хитрый звук, который посылает на «письменную работу» разные буквы. - Сделаем вывод: - Так можно ли при письме доверять парным по глухости – звонкости согласным и писать так, как слышишь?
- Так какая проблема возникает при их написании? - Как решить эту проблему? - Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными на конце слова? - Вот этим и надо заняться сегодня на уроке.
- Какая тема сегодняшнего урока? Кто догадался?
- Значит, чему вы должны учиться на уроке? Поставьте перед собой цель урока. Закончите предложение: - Развивать умение …(Вспоминаем тему урока)
- Хорошо. А что ещё очень важно уметь, чтобы писать без ошибок? Почему ученики часто делают ошибки на изученные орфограммы, хотя и хорошо знают правила?
- Поэтому важно ещё, дети, развивать орфографическую зоркость, умение находить опасный звук, требующий проверки и проверять его. - Поэтому, что ещё надо добавить в цель урока?
- Прочитаем цель урока. - Развивать умение находить и проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
- Как вы думаете, с чего надо начать работу на уроке?
|
- Обед, звук (т)
- Свет, тоже звук (т)
- В слове обед пишется буква д, а в слове свет буква т.
- Разные. - Нет.
- Звук ( ш).
-Такой же звук (ш). - В слове кошки пишется буква ш, а в слове ложки буква ж.
- Парным по глухости – звонкости согласным доверять нельзя.
- Можно ошибиться и написать не ту букву.
- Надо эти слова проверять
- Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.
- … проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
- Они эти орфограммы не замечают.
- Такие слова надо узнавать.
- Сначала надо повторить правило, а потом его применять при выполнении различных заданий в парах, группах, коллективно. |
Организация познавательной деятельности
|
- Работаем по плану - Откроем учебник на с.84 и прочитаем вопрос Почемучки.
- А теперь надо применять правило проверки парной согласной в корне слова. |
Дети повторяют правило, приводят примеры, повторяют его также и в стихотворной форме. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг Слуху ты не доверяй, Парный сразу проверяй. Слово смело изменяй. Рядом гласный подставляй, Иль однокоренное подбирай Зуб - на…(зубы), грибки – грибы, Будешь грамотным и ты!
|
Закрепление материала
|
Работа в парах (на ноутбуках). Игра «Найди пары слов». (Помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини флажки: найди для каждого проверяемого слова проверочное). Оцените работу вашего соседа в парах.
Коллективная работа на интерактивной доске. - Проведём игру «Какие буквы пропущены?» (Помоги гномам починить домик. Для этого правильно заполни пропуски: вставь пропущенные буквы.) |
Самостоятельная работа в парах.
Дети оценивают работу соседа при помощи «светофора»
Дети вставляют буквы, , объясняя, почему они считают, что в слове нужно вставить ту или иную букву. |
Зрительная физкультминутка
|
- Молодцы! Поработали мы дружно, Отдохнуть сейчас нам нужно. Проведём физкультминутку для глаз. Сложите руки, положите на них голову, глазки закройте. А, чтобы вы случайно не «задремали», я буду произносить слова, и если вы услышите слово с парным согласным звуком в корне слова, который нужно проверять, топните ногой. Приготовились? Лук, огурец, картошка, морковка, перец, помидор, редиска, чеснок, горох. - Я вам что назвала?
- В овощах, дети, много витаминов. Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить и есть их каждый день. И, конечно, чтобы быть здоровым, надо заниматься спортом, а по утрам делать зарядку. |
- Овощи. |
Закрепление материала |
1. Работа на интерактивной доске. Орфографическая минутка. Игра «Кто быстрее» ре_кий корму_ка чу_кий сне_ ло_ка бере_ка подсне_ник тра_ка моро_ оши_ка
2. Взаимопроверка
- Составьте и запишите 1 предложение с одним из этих слов.
3. Работа с учебником. Самостоятельная работа Упр.193 с последующей проверкой
4. Диктант с предварительной подготовкой На доске: Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком реки. Подул резкий ветер. Мелкие пташки спрятались в гнёздышке.
- Найдите в тексте слова с парными согласными. Подберите проверочные слова.
Найдите в тексте слова с безударными гласными. Объясните их написание.
Диктант с последующей коллективной проверкой |
Дети вставляют пропущенные буквы
Дети называют проверочные слова и проверяют вставленные буквы
Уч-ся записывают предложение в тетради
- Чтобы узнать, какой буквой обозначить парный согласный в корне слова …, подберу однокоренное слово, в котором после этого согласного слышится гласный. В слове … слышится звук[_ ] и пишется буква … . Значит, в слове … нужно писать букву … .
Дети читают текст.
Морозы - мороз, льдина – ледком, резок - резкий, пташечка - пташки
Мороз – словарное слово, написание которого надо запомнить или проверить по словарю, сковал – сковывать, лёд – ледком, ветер словарное слово, написание которого надо запомнить или проверить по словарю |
Подведение итогов урока. |
А сейчас подведём итог урока.
- Какая цель стояла перед вами? - Удалось ли её решить? - Кто считает, что усвоил тему урока? - Кто испытывал затруднение? - Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? |
Ответы детей
|
Домашнее задание. |
Домашнее задание выберите на карточках 1. Написать 10 слов с парным согласным на конце слова. 2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму. 3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным на конце слова. 4. Написать короткое сочинение по опорным словам, которое нужно озаглавить. Опорные слова: холодная зима, сильный мороз, пушистый снег, большой сугроб, толстый лёд, белоснежными шапками, уснули крепким сном. |
Дети выбирают д/з. |
Рефлексия с помощью незаконченного высказывания |
Выберите и продолжите любое предложение -Я повторил… - Я похвалил бы … за… - Мне было интересно узнать… - Мне понравилось на уроке …… - Для меня было открытием …… - Оцените свою работу на уроке.
- Всем огромное спасибо за урок |
Дети оценивают свою работу при помощи «светофора» |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.