Конспект урока "Урок-путешествие по стране «Синтаксис»

  • doc
  • 01.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок Синтаксис и пунктуация - 5 кл.doc

Открытый урок русского языка в 5-ом классе

Урок-путешествие по  стране «Синтаксис»

Цели:

- повторить ранее изученное по теме «Синтаксис. Пунктуация» в 4 классе;

- заинтересовать учащихся в изучении нового материала по теме;

- развивать ключевые компетенции при обучении языку

 

Оборудование урока: материал учебника, презентация «Путешествие в страну «Синтаксис», раздаточный материал

 

Ход   урока

Комментарии

I          Начало урока (оргмомент)

Учитель:

- Здравствуйте, ребята!

 Давайте пожелаем друг другу доброго утра. Повернитесь  друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка -  это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Начнём наш урок.

- Приглашаю вас сегодня в путешествие по  стране ЯЗЫКОЗНАНИЕ. В любое путешествие отправляются с определённой целью. Куда же мы отправимся и зачем?

Вот и первое препятствие: правильно напишите слова, а из вставленных букв получится новое  слово – какое?

 

Задание  1:  Вставьте  пропущенные  буквы  в  словах:

   КО…ЬБА

  ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ

    КОЛО…НА

  МОЛО…ЬБА

            Б…ГРОВЫЙ

        РЮ…ЗАК

     ПРО…ЬБА

          Б…НОКЛЬ

             …ЖЕЧЬ

 

Учитель:

- Итак, это слово «Синтаксис». В стране  Языкознание есть такое государство. Так называется и новый раздел, который мы будем изучать.

 

II    Работа с учебником - §24

 

- Давайте разберёмся в значении этого раздела:  учебник - стр. 47, §24

-Что означает это слово?

Уч-ся:  

- Синтаксис – слово греческое: составление, построение, порядок.

Учитель:

-Зачем же это государство в стране «Языкознание»?

..Жили-были слова в своих замечательных городах – Имени Существительном, Имени Прилагательном, Глаголе , Наречии, Имени Числительном… Жили не тужили, общались немного – свои бы проблемы решить! И вдруг их призвали в государство – СИНТАКСИС. И омывается это государство водами Пунктуации!

III    Наблюдение над языковым материалом

Учитель:

- Вот, например, слова        А, НЕ, ПЕРО, ПИСАТЬ, УМ  жили в своих местах… А теперь их заставили общаться, трудиться, вступать в отношения друг с другом.

Задание  2:  Что же из этих слов можно составить?

 

 

Учитель:

- Слова связываются в цепочку, из них получаются словосочетания и предложения. Закончите мою мысль:

В разделе «Синтаксис» изучаются…

(словосочетания и предложения, их построение)

-  А вот и знакомый нам сказочный камень, а на нём – как и полагается – надпись:

«Направо пойдёшь – в «Словосочетание»  попадёшь, прямо пойдёшь – в «Предложение» придёшь».

- Ребята, по какой дороге пойдём?

А что молвит нам Жар-птица?

(Коли путник ты бывалый,

То сворачивай направо,

Там чудесная страна,

Счастья и богатств полна!)

 

IV   Словосочетание как единица синтаксиса

Учитель:

-Ну что ж, посмотрим в ваш сундучок знаний о словосочетании. Готовы?

Вот вам теоретическое препятствие:

 

-         Что называется словосочетанием?

-         Из каких частей оно состоит?

-         Как связано главное слово с зависимым?

- Прочитаем строки из стихотворения С. Есенина – стр.47,§ 24

 

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

 

-Красивая картина ранней осени?

Выпишите из стихотворения все словосочетания.

- Ребята, а почему вы не назвали сочетание слов

закружилась листва ?

 

Учитель:

- Молодцы! Это предложение.

Что называется предложением?

(ответ уч-ся)

- Я вижу, что для вас не будет сложным задание Кота  Баюна.

 

Задание  3:  Укажите словосочетания

         1) в осеннем лесу;

           2) на прогулке;

           3) поздним вечером;

           4) у юннатов;

           5) лист крутился;

           6) на мокрой террасе

 

 

Задание  4:  Укажите верно выписанные словосочетания из предложения

Осенний  ветерок  легко сорвал и закружил листья  берёзы и клёна.

1)      осенний  ветерок;

2)      легко  сорвал;

3)      сорвал  листья;

4)       сорвал  и  закружил;

5)      берёзы и клёна;

6)      листья  берёзы;

7)      листья  клёна;

8)      ветерок  сорвал

 

V  Предложение как единица синтаксиса

 

Учитель:

- Ребята, мы с вами, оказывается,  вышли на прямую дорожку в «Предложение», а Жар-птица зовёт нас за собой:

«Коли путник ты упрямый,

То иди ты только прямо…»

- И вновь для вас теоретическое препятствие: знаете ли вы ответы на эти вопросы?

(вопросы на слайде  9:

1.Что такое грамматическая основа  предложения?

2.  Подлежащее – это…?

3.  Что называется сказуемым?

4. Чем выражается подлежащее?

5. Сказуемое..?)

 

Учитель:

- А вот для вас практическая преграда:

Карточка 1. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным:

1)Я иду берегом реки.

2) Грянул веселый майский гром.

3) Карандаш принес мне брат.

4) Хлынули потоки звуков и затопили лес.

5) Всякий радуется весне.

(ответ: 2, 3, 4)

 

Карточка 2.  Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением:

1) Встает заря во мгле холодной.

2) Все дружно  аплодировали.

3) Смолой пахнут набухшие почки.

4) Долго смотрели мы вслед стае птиц.

5) На стройках нам помогают машины.

(ответ: 2,  4)

 

Учитель:

- Молодцы! С вами не стыдно идти  в страну «Синтаксис». Вот и баба Яга повеселела, но не хочет вас отпустить без задания.

 

(Уч-ся заполняют пробелы в таблице «Второстепенные члены предложения»)

Подсказки (если нужно):

      Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся ДОПОЛНЕНИЯ

  

      Признак предмета или явления
Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Чей и какой? – вопросы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

 

·       На вопросы: Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА всегда
Дадут ответы вам, да-да.

 

VI   Пунктуация. Знаки препинания

Учитель:

- Постойте! Но в названии нового раздела учебника 2 слова! (стр. 47).

Что же означает второе? Найдите ответ: § 25, стр. 48

 

- Ребята, какие знаки препинания вы уже знаете?  (называют)

- Нужны ли знаки препинания? Может, можно обойтись без них? Согласны ли вы с мнением  Васи?

 

Учитель:

- Вот какое-то нелепое стихотворение. Что нужно сделать, чтобы устранить несуразности?

(ответы уч-ся)

 

- Вот, оказывается, даже точка важна, и её надо ставить в нужном месте. Значит, знаки препинания нужны и важны: они  поддерживают порядок и равновесие в государстве «Синтаксис».

 

VII  Итог урока

 

- Ну что ж, долгою дорожкою мы шли, а вышли опять-таки к придорожному камню…  Почему?

 

Учитель:

- А потому, что наше путешествие по стране «Синтаксис» только началось, и много нового вы узнаете о единицах синтаксиса и знаках препинания при изучении этого раздела учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- создание благоприятной атмосферы урока

 

 

 

 

 

-оформление тетрадей (дата, тему не записывать)

 

 

- определение учащимися темы урока и цели

 

 

 

-слайд 2-ой  

словарная работа

 

(слова записывают в тетради, комментируют, подчёркивают вставленную букву, называют новое слово «Синтаксис»)

 

 

 

 

 

 

-записывают тему урока на пропущенной строке

Слайд 1-ый

 

 

 

-работа с учебником

 

 

- работа над словом СИНТАКСИС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3-ий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4-ый

 

 

Уч-ся составляют словосочетания и записывают в тетради:

писать пером,  писать умом

и предложение

Не пером пишут, а умом.

 

 

-

 

 

 

 ответ уч-ся на вопрос (можно обратиться к учебнику – стр.47)

 

 

Слайд 5-ый

Читают надпись

 

 

 

 

- выбор пути в «Словосочетание»

 

 

Слайд 6-ой

 

 

 

 

 

(экран выключен)

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

(устные ответы уч-ся)

 

 

 

 

 

 

выразительное чтение текста

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

(золотая листва, в розоватой воде, закружилась на пруду, лёгкая стая, стая бабочек, летит на звезду, летит с замираньем)

Отмечают главные слова в сл/соч.

 

-проверка знаний о предложении

 

 

 

Слайды  7-ой  и  8-ой

 

- мыслительная деятельность уч-ся, умение обосновывать свой ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-физминутка

 

 

 

 

 

Слайд 9-ый

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная беседа (ответы на вопросы)

 

 

 

 

 

(экран выключен)

 

 

Раздаточный материал для самост. работы (на партах)

(карточка 1 и карточка 2)

 

 

 

 

- проверка (чтение и комментирование вслух), развитие монологической речи

Дополнительно: назовите подлежащее в 3-ем П. (карт. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10-ый  (мыслительные операции, нахождение правильных ответов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- работа над словом ПУНКТУАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

Слайд 11-ый

 

 

 

 

 

Слайд 12-ый

- уч-ся находят границы предложений, читают стихотворение выразительно

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13-ый (2-ой)

 

- ребята высказывают догадки

 

 

 

Д/З  §§24, 25 упр. 117

 

Литература:

1.     Учебник Русский  язык – 5 класс, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., 2008

2.     Т.Ю. Угроватова  Подсказки на каждый день – 5 кл., часть 1.

3.     Материалы из Интернета

 Дополнительный материал

                               О пользе  знаков препинания

 

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще.  За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!                                    

                                                                                                       (А. Каневский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 1.   Найдите предложения, в которых подлежащее выражено

                         именем существительным:

1)   Я иду берегом реки.

2)   Грянул веселый майский гром.

3)   Карандаш принес мне брат.

4)   Хлынули потоки звуков и затопили лес.

5)   Всякий радуется весне.

 

 

 

 

 

Карточка 2.   Найдите предложения, в которых подлежащее

                        выражено местоимением:

1)  Встает заря во мгле холодной.

2)  Все дружно  аплодировали.

3)  Смолой пахнут набухшие почки.

4)  Долго смотрели мы вслед стае птиц.

5)  На стройках нам помогают машины.