Конспект урока «Уровни организации живой материи»
Оценка 5

Конспект урока «Уровни организации живой материи»

Оценка 5
docx
23.03.2021
Конспект урока «Уровни организации живой материи»
«Уровни организации живой материи».docx

План-конспект урока биологии в 10 классе

«Уровни организации живой материи»

Цель: развивать понятия «биосистема», «жизнь», «уровень организации живой материи», продолжить формирование знаний об основных свойствах живого.

Задачи: Обучающие: научить давать определение понятию «уровень организации живой материи», определять критерии живых систем;

Развивающие: развивать умения школьников самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное, развивать коммуникативные способности учащихся;

Воспитывающие: формировать научное мировоззрение учащихся, осуществлять нравственное и экологическое воспитание школьников.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, экран, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

1.      Организационный момент

2.      Актуализация знаний

1.Сообщение учащегося «Понятие «жизнь»». Анализ определений жизни, сформулированными разными учеными. Дискуссия о правомерности каждого из них.

2. Работа в парах. Свойства живого (учащиеся обмениваются кроссвордами  и решают их)

3. Изучение нового материала

Ребята, мы выявили общие признаки, присущие только живым организмам. Живые биологические системы имеют гораздо более высокий уровень организации, чем неорганическая природа. Биологические системы постоянно обмениваются с окружающей средой энергией, веществом, информацией, что делает их открытыми системами, и позволяет противостоять разрушению.

В процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой материи. При образовании более сложного уровня предыдущий уровень, возникший ранее, входил в него как составная часть. Именно поэтому уровневая организация и эволюция являются также отличительными признаками живой природы.

( Подготовка к работе в группах: каждая группа получает дополнительную литературу с характеристикой одного из уровней организации жизни)

Ребята, ваша задача с помощью учебника и дополнительной литературы выяснить, каковы структурные элементы и какие процессы протекают на данном уровне организации жизни. По результатам исследования каждая группа готовит отчёт, во время которого все учащиеся в рабочей тетради заполняют таблицу «Уровни организации живой материи».

(По ходу отчета учащиеся просматривают соответствующие слайды презентации)

Уровень

Элементарная единица

Основные процессы

Молекулярный

Макромолекулы органических веществ, ген

Копирование и передача наследственной информации, биосинтез

Клеточный

Органоиды клетки, клетка

Обмен веществ, деление клеток, регуляция внутриклеточных процессов

Тканево-органный

Ткани, органы

Обмен веществ и энергии, реагирование на раздражение

Организменный

Система органов, особь

Согласованная деятельность разных систем органов, поддержание гомеостаза

Популяционно-видовой

Особи, группы особей

Рождаемость, смертность. Элементарные эволюционные преобразования

Биогеоценотический

Экосистема

Поддержание динамической устойчивости биосистемы как целостности

Биосферный

Оболочки планеты, биогеоценозы

Взаимодействие живого и неживого вещества, биологический круговорот веществ и поток энергии

 

4. Закрепление

1. Выполнение заданий из учебника

2. Решение биологических задач.

Задача 1: Живые организмы отличаются от неживых систем сложностью и структурной и функциональной упорядоченностью. Выявите черты сходства и отличия живых организмов от объектов неживой природы. Приведите примеры.

Задача 2: Мир живой природы представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации, которые находятся в непрерывном взаимодействии. Раскройте взаимосвязь различных уровней структурной организации животного мира. Приведите примеры.

Домашнее задание §4, найти и записать в тетрадь науки, изучающие разные уровни организации живой материи.


 

План-конспект урока биологии в 10 классе «Уровни организации живой материи»

План-конспект урока биологии в 10 классе «Уровни организации живой материи»

Клеточный Органоиды клетки, клетка

Клеточный Органоиды клетки, клетка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2021