ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. |
Ракитина Екатерина Алексеевна. |
Школа, класс: |
Школа №594, класс 1А. |
Дата проведения |
18.11.2015. |
Предмет: |
Письмо. |
Тема: |
Письмо буквы м. |
Тип урока: |
Получение новых знаний. |
Цель: |
Научить писать строчную букву м, слоги, слова, предложения с буквой м. |
Планируемые результаты
Предметные
Знать: |
Написание строчной буквы м, ее элементы и виды соединений при написании слогов и слов. |
Уметь: |
Уметь отличать печатную букву м от письменной буквы м. |
Применять: |
Уметь писать элементы изученных букв, применять правила записи предложений. |
Анализировать: |
Аналитическое восприятие буквы м, анализ соединений в слогах и словах, анализ предложений, слого-звуковой анализ слов. |
Синтезировать: |
Практическое конструирование буквы м, письмо по воздуху с тактированием, самостоятельная работа – письмо буквы, слогов, слов, списывание предложения с буквой м. Списывание с печатного текста. |
Оценивать: |
Умения писать букву м для применения в письменной речи. |
Метапредметные:
Регулятивные: |
Обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности. - целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; - коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; - самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. |
Познавательные: |
Общеучебные - формулирование познавательной цели; Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; |
Коммуникативные: |
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия, например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); - постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. |
Личностные
Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). |
Межпредметные связи: |
ИЗО, литература |
|||||||||||||||
Основные понятия: |
Строчная буква м, наклонная прямая линия с закруглением внизу, согласный звук, звонкий звук |
|||||||||||||||
Методы, технологии: |
Словесный, иллюстративный |
|||||||||||||||
Ресурсы урока для учителя: |
Доска, наглядное пособие |
|||||||||||||||
Ресурсы урока для учащихся: |
Прописи, пенал |
|||||||||||||||
Оформление доски: |
Схема предложения: |____ _____ ____ _____ ____.
1234 12 3 Метро Марка Метр Мак |
Ход урока:
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
1. Актуализация необходимых знаний |
|
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у Вас урок письма. Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На партах у Вас должны лежать прописи и пенал. Сели все ровно и красиво. |
Ученики проверяют свою готовность к уроку. |
2. Мотивация познавательной деятельности |
|
- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Какой герой изображен на этой картинке? (Мойдодыр). А из какого произведения этот герой? (Мойдодыр). А кто из Вас знает, кто написал это произведение? (Корней Чуковский). Кто вспомнит, о чем это произведение? (Маленький мальчик очень не любил умываться и однажды его вещи начали убегать от него, не желая, чтобы такой грязнуля пользовался ими. Мальчик побежал за ними, но встретил большой умывальник по имени Мойдодыр, который сделал ему строгий выговор насчет его неопрятности). - Правильно, а кто изображен на этой картинке? ( Мальчик). А что он делает? (Моется). - А что изображено на этих двух картинках? (Мочалка и мыло). - Совершенно верно. Ребята, а что же объединяет все эти слова? (Они начинаются на букву м). - Как Вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Буква м). - А как Вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Учиться писать букву м). - Правильно, ребята. Сегодня мы с Вами научимся писать строчную букву м. Но будете учиться не только Вы, но и наш верный друг Мойдодыр. |
Ученики рассматривают картинки и отвечают на вопросы учителя. |
3. Организация познавательной деятельности |
|
Повторение материала, изученного на уроке чтения. - Кто вспомнит, какие звуки Вы изучали на уроке чтения? (Звуки [м] [м`]). - Какие это звуки? ([м]- согласный, звонкий, непарный, твердый, [м`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий). Подготовка руки к письму (штриховка). - Абсолютно верно. А теперь разомнем немного наши пальчики, вытяните руки вперед и повторяйте за мной: Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки). - Все молодцы. Теперь откройте свои прописи на странице 6. Посмотрите, кто это изображен вверху страницы? (Моряк). А почему именно он изображен? (Слово «моряк» начинается с буквы м). Возьмите карандаш любого цвета и заштрихуйте его. Но для начала сядьте все ровно, красиво, спинки выпрямите, и положите пропись под правильным наклоном. Теперь приступайте к работе. Обучение письму элементов букв и новой буквы. - Обратим внимание на элементы, которые находятся справа. Кто-нибудь из Вас знает, из каких элементов состоит буква м? Буква м состоит из наклонной линии с закруглением влево, прямой линии с закруглением внизу вправо, прямой наклонной линии и прямой линии с закруглением вправо. А кто из Вас заметил, какие буквы спрятались в букве м? (Буква л и буква и). Посмотрите на доску. Буква м, действительно состоит из двух букв л и буквы и. - Обведите элементы буквы м и волны, на которых приплыл к нам моряк. Последовательность написания с комментированием. - Теперь посмотрим на первую рабочую строку. Смотрим все на доску и следим за тем, как правильно надо писать букву м. - Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, ведём руку вверх до верхней линии рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, пишу наклонную линию вверх, опускаю руку вниз с закруглением вправо. Последовательность написания с тактированием. - Теперь под счет: Раз И - наклонная линия с закруглением влево. Два - прямая наклонная линия. И - прямая линия с закруглением внизу влево. Три И – прямая линия с закруглением вправо. Тактирование в воздухе. - Теперь повторяем за мной написание буквы в воздухе. Сели все ровно и повторяем. Раз И - наклонная линия с закруглением влево. Два - прямая наклонная линия. И - прямая линия с закруглением внизу влево. Три И – прямая линия с закруглением вправо. - И еще раз. (повторное тактирование в воздухе). - Теперь Ваша задача прописать букву м до конца строки. Поставили все точку чуть выше нижней линии рабочей строки. Спинки все выпрямили, следим за наклоном прописи, соблюдаем расстояние между буквами и пишем безотрывно. Строго следите за тем, чтобы буква касалась верхней и нижней линий рабочей строки. А пока Вы прописываете, Мойдодыр будет ходить вместе со мной по классу, и смотреть, правильно ли вы пишите. Останется он у того на парте, кто лучше всех напишет букву. - Мы с Мойдодыром посмотрели, как Вы написали буквы, и заметили, что некоторые ребята не доводят элементы до верхней или нижней линии рабочей строки. У некоторых отсутствует наклон буквы. У кого-то элементы выходят из рабочей строки. Кто из Вас скажет, какие правила нужно соблюдать при написании букв? Физминутка. - А сейчас мы с Вами немного отдохнем. Что нужно делать по утрам, чтобы не быть как мальчик из стихотворения про Мойдодыра. Все встаем и повторяем за мной советы от Мойдодыра: Раз, два - мы проснулись, (Потягивания.) Три - в кровати потянулись, (Повороты туловища.) Четыре - солнцу улыбнулись. (Наклоны.) Пять - кровать заправляем, (Движения головой.) Шесть - лицо мы умываем, (Рывки руками перед грудью.) Семь - зарядку выполнять, (Круги руками.) Восемь - душ скорей принять. (Махи руками вверх-вниз.) Девять - быстро обтираться, (Прыжки на месте.) Десять - надо одеваться, (Легкий бег на месте.) Срочно в школу собираться. (Переходящий на ходьбу.) Не спеши, дружок, постой! Зубы чисти, причешись, Побыстрее шевелись! Обучение письму соединений. - Смотрим на вторую рабочую строку. Прочитаем хором эти слоги. Буква м соединяется с буквой а нижним соединением, с буквой е средним соединением, а с буквой ы верхним соединением. Посмотрите все на доску. Я пишу букву м и соединяю ее нижним соединением с буквой а, пишу снова букву м и соединяю ее средним соединением с буквой е, и наконец, пишу м и соединяю ее верхним соединением с буквой ы. Следим за осанкой. Поставили точку чуть выше нижней линии рабочей строки и прописываем слоги. А Мойдодыр снова идет наблюдать за Вашими успехами. Остается у самого прилежного ученика. А кто такой прилежный ученик? (кто по правилам напишет букву (наклон, безотрывность и т.д.) - И снова Мойдодыр заметил некоторые ошибки в написании слогов. Обратите внимание на соединения, должен быть одинаковый наклон всех букв, буквы должны быть соединены между собой. Обучение письму слов. - Обратим наше внимание на третью рабочую строку. Кто прочитает данные слова? Смотрим на доску и внимательно следим за тем, как надо соединять данные слова. В слове «мир» букву м соединяю с буквой и верхним соединением. Далее букву и соединяю с буквой р верхним соединением. В слове «мама» пишу первый слог: букву м соединяю с буквой а нижним соединением, далее букву а соединяю с буквой м нижним соединением. Пишу второй слог: соединяю букву м с буквой а тоже нижним соединением. Положили правильно пропись, сели ровно. Поставили точку чуть выше нижней линии рабочей строки и пропишите слова самостоятельно. Слого - звуковой анализ слов. - Все увидели слого-звуковые схемы? Самостоятельно попробуйте соотнести слова «мир» и «мама» со схемами, записав их рядом, там, где точки, и закрасить правильно согласные звуки. Какое слово подходит к первой схеме? (Мама). Почему? (Два слога). Какой слог ударный? (Первый). Позовем хором слово «мама». Какими цветами Вы закрасили согласные звуки и почему так? (Синим, так как твердый звук). Какое слово подходит ко второй схеме? (Мир). Почему? (Один слога). Позовем хором слово «мир». Какими цветами Вы закрасили согласные звуки и почему так? (Зеленым, так как мягкий звук и синим, так как твердый звук). Пальчиковая гимнастика. На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Покрутили, постучали, Потянули и открыли! (Руки сложить в замок, переплетая пальцы. Читая стих, ритмично раскачивайте "замок". На слове "постучали" ритмично постукивайте друг об друга основаниями ладоней (пальцы не расцеплять). На слове "покрутили" одну руку тянем на себя, а другую от себя, попеременно меняя их. На слове "потянули" тянем руки в разные в стороны, выпрямляя пальцы, но не расцепляя их. На словах "и открыли" резко отпускаем руки и широко разводим их в стороны.) Обучение письму предложений. - Кто прочитает предложение? Какими буквами оно написано? (Печатными). Сколько слов в предложении? А теперь Мойдодыр составит схему этого предложения. Правильно ли он ее составил? Кто выйдет и исправит схему? Посмотрите на доску. Здесь Вы видите, что верхнее предложение написано печатными буквами, а ниже написано то же самое предложение, но письменными буквами. Ваша задача попробовать написать в своих прописях письменными буквами это предложение. Можно подглядывать на доску, если есть затруднения. Все сели ровно, кто напомнит правила написаний предложений? (с заглавной буквы пишется первое слово, в конце предложения ставится точка, при письме проговариваем слово про себя). Составление новых слов. - Ребята, внизу написаны два слова. Кто их прочитает? И Вы, наверное, заметили, что над ними подписаны цифры. Посмотрите на доску. Какие слова получатся, если взять только те буквы, над которыми подписаны слова? Кто выйдет и составит первое слово? Второе слово? (Метр и мак). Молодцы. Напишите на следующей рабочей строке слова «метр» и «мак». |
Ученики анализируют звуки.
Ученики повторяют за учителем пальчиковую гимнастику.
Ученики штрихуют фигуру моряка.
Ученики анализируют элементы буквы.
Ученики смотрят на доску, где показано конструирование буквы.
Ученики обводят элементы буквы.
Ученики поэтапно прописывают букву.
Ученики хором читают слоги. Ученики анализируют соединения.
Ученики прописывают слоги.
Ученики прописывают слова.
Ученики соотносят слова со слого-звуковыми схемами, после поясняя свой выбор.
Ученики исправляют схему предложения и списывают с печатного текста.
Двое учеников выходят к доске и составляют слова, а остальные ученики проверяют правильность. После чего ученики записывают эти слова. |
4. Подведение итогов |
|
Обобщение. - Ребята, какую букву мы учились писать? (Строчная буква м). Сложно ли ее писать? Если да, то почему? Рефлексия. - У Вас на партах лежат листочки вопросами. Отметьте галочкой тот вариант ответа, который относится к Вам: 1) Было легко: А) Писать элементы буквы Б) Писать буквы В) Писать слова
2) Было трудно: А) Писать предложение Б) Составлять слова В) Делать слого-звуковой анализ
3) Понравилось: А) Составлять схему предложения Б) Прописывать в воздухе букву «м» В) Прописывать соединения с буквой «м» |
Ученики отмечают соответствующие ответы. |
Дополнительный материал: |
Дополнительные страницы прописей. |
Диагностика достижения планируемых результатов: |
|
Дополнительные творческие задания: |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.