Конспект урока по окружающему миру
по теме: «Организм человека»
Цели: - способствовать усвоению учащимися понятий «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека,
- создать условия для ознакомления с частями тела и внутренними органами человека,
- дать первоначальное представление о работе внутренних органов,
- способствовать развитию общеучебных умений и навыков,
- способствовать развитию умственных действий (анализ, синтез, обобщение), внимания, речи,
- расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся,
- научить заботиться о своем здоровье.
Задачи:
- создать комфортную атмосферу на уроках;
- достигать высокого уровня мотивации;
- развивать самостоятельность учащихся;
- повышать познавательную активность
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у вас необычный урок, к вам пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь и постарайтесь не отвлекаться.
- Я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением,
- я прошу поднять руки тех, кто пришёл на урок узнать что-то новое,
- хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,
- сядьте те, кто готов меня слушать и раскрывать вместе со мной тайны.
Для этого вам понадобятся умение наблюдать и анализировать, рассуждать.
Готовы к познанию, открытию?
Думаю, что теперь можно начать работу.
Мы закончили изучать большой раздел «Эта удивительная природа». На прошлых уроках мы изучали окружающую природу, многое узнали о растениях и животных. Давайте проверим д/з.
2.Проверка домашнего задания.
Основу круговорота составляют 3 группы организмов
- Рассказать о круговороте жизни, построить схему на доске.
- 2 человека работают по карточкам.
Дополнительный вопрос:
-Какие животные обитают в дубовом лесу?
- Составить цепь питания.
- Кто напрямую связан с дубом? А кто косвенно?
3.Введение в тему урока.
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Мы и наше здоровье» Этот раздел посвящен изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья.
Я думаю, что каждый из вас хочет быть бодрым, сильным, энергичным. Хотите, чтобы глаза ваши были блестящими, ясными, кожа – чистой. Голос- звонким, а походка уверенной? Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом. А что такое организм, вы узнаете на сегодня на уроке.
Тема урока: « Организм человека».
4.Работа по теме.
Организм человека – это система органов. Взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
- Какие же органы есть в человеческом организме?
Тело человека имеет внешнее и внутреннее строение. О внешнем строении мы говорили с вами во 2 классе. Назовите и покажите части тела.
· Голова (погладьте себя по голове)
· Шея
· Туловище (грудь, живот, спина)-погладили
· Руки – верхние конечности (похлопали)
· Ноги - … конечности (потопали)
- Что мы с вами сейчас показали? (внешнее строение человека, части тела)
1. А каково же его внутреннее строение тела человека?
Итак, сейчас наша цель познакомиться с внутренним строением тела человека.
а)Тело человека внутри состоит из ОРГАНОВ. (таблица)
- Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, повинуясь своему желанию бросаете мяч так, чтобы он попал в цель. Без труда вспоминаете, где были вчера. И представляете себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете примеры или задачу. Все это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг – главный командный пункт организма. Что бы человек ни делал, всем управляет мозг.
- Ребята, а в какой части тела располагается этот орган, судя по его названию? (в голове)
( Прикрепить таблицу, показать на манекене)
Органы выполняющие общую работу, образуют системы органов.
Так вот управляет деятельностью всего организма – нервная система
! -(компьютер) Она состоит из головного мозга, спинного и нервов. От головного и спинного мозга ко всем органам отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы.
б) Положите руку на грудь. Глубоко вдохните, а теперь выдохните. Ещё раз.
Чувствуете, как поднимается ваша грудная клетка – это работают лёгкие.
(проговариваем с детьми)
Они похожи на две губки. Когда мы делаем выдох – они сжимаются (показываю на губке), а когда мы делаем вдох – они расширяются.
Лёгкие проделывают огромную работу. Если бы они качали не воздух, а воду, то за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа бы 500 литровых банок воды. (показываю 1л банку).
У каждого из нас 2 легких – правое и левое. Находятся они в груди. (показываю)
Как вы думаете, что будет, если лёгкие перестанут работать.
(Компьютер) Дыхательная система – носовая полость, трахея, бронхи и легкие.
в) А теперь положите руки на левую часть груди. Что слышите? …
Это бьётся ваше сердечко. Оно размером с кулачок. Это неутомимый мотор, оно непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет кровь бегать по всему телу. Находится сердце в левой части.
(показываю, )
(компьютер)
Сердце и кровеносные сосуды образуют – кровеносную систему.
г) Представьте себе, вы пришли домой, вам пора обедать. Мама подает на тарелке кусок сырого мяса и 2 сырые картофелины.
- Станете ли вы есть такой обед?
Точно также и нашему организму нужна по- особому обработанная пища. Все, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб – должны перевариться и впитаться в кровь. Этим занимается органы нашей «внутренней кухни». Главное отделение – это желудок ( показываю).
Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны.
В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она еще густовата, да и состав не совсем тот, какой нужен организму. И тогда пища отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он имеет длину почти 8 метров. (лента),но свернут так плотно, что целиком помещается в животе.
Соседка желудка – печень, она находится с правой стороны от желудка в верхней части живота. Она вырабатывает желчь, которая помогает переваривать пищу и, как фильтр очищает организм от вредных веществ.
А вместе эти органы составляют пищеварительную систему. (компьютер)
Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека. Давайте их перечислим: Строение тела человека
внешнее Внутреннее
- мозг
- легкие
- сердце
- желудок
- кишечник
- печень
5. ФИЗМИНУТКА
6. Продолжение работы над темой.
Строение тела человека изучает наука - анатомия
Работу внутренних органов физиология
Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной
- Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы? Почему люди болеют?
Очень давно люди не знали, как они устроены, как надо лечиться, если заболели. Поэтому в древности жили очень мало.
50000 лет назад – 19 – 20 лет
300 лет назад – 29 лет
100 лет назад – до 40 лет
В наше время – 73 года.
- церковь запрещала анатомировать (вскрывать) умерших. Некоторые ученые -медики тайно вырывали трупы умерших на кладбище и прячась от свидетелей, вскрывали их в подвалах заброшенных домов. Постепенно накапливались знания. Основываясь на них, врачи стали оказывать помощь больным, делать операции.
- Рассказ об ученом физиологе Павлове.
7.Человек и его здоровье.
- Ребята, вы хотите быть здоровыми? А почему?
- Есть много причин, чтобы не болеть. Но самая важная причина – это жизнь. Жить долго, успеть выучиться, сделать много приятного и полезного для себя. Для дорогих и близких тебе людей. Значит, нам надо сохранить свое здоровье?
Ведь только здоровый человек по настоящему радуется жизни. Одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее богатство или сила?» «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий, счастливее больного короля».
- Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните. Что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться, только ты сам.
- О здоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них. ( на доске)
Наши помощники в сохранении здоровья – личная гигиена, режим дня ( распорядок дел, которые вы совершаете в течение дня), закаливание (солнце, воздух, вода)
Секрет долголетия с.197 (методичка)
8.Практическая работа.
- А теперь давайте посмотрим гармонично ли развивается ваш организм и соответствует ли ваш вес вашему росту.
1.Измерить рост ученика
2. Взвесить.
3. Разделить число кг веса на число дм роста.
Если результат от 3 до 4 значит, ты весишь столько, сколько нужно.
Если меньше 3 – весишь маловато.
Если больше 4 – тоже не хорошо, у тебя стал накапливаться лишний, ненужный тебе вес. Надо больше бегать, заниматься спортом. Работать физически.
Наши помощники в сохранении здоровья – личная гигиена, режим дня ( распорядок дел, которые вы совершаете в течение дня), закаливание (солнце, воздух, вода)
Секрет долголетия с.197 (методичка)
9.Итог урока.
- Подпишите указанные органы человека в тетради с.57. Проверка на доске
А зачем нужно знать строение тела человека?
10. Д/з:
С.128 – 131. В тетради с. 57 – 58 з. 2, 3.
11. Рефлексия.
- в природе много лекарственных растений, которые помогают сохранять и укреплять наш организм – например , ромашка.
Благодаря этого цветка, каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны, прикрепите к цветку божью коровку.
Если урок прошел хорошо, но вы не совсем поняли тему урока – прикрепите бабочку.
Если совсем напрасно было потрачено время на уроке – гусеницу
Спасибо за урок, до свидания!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.