Урок по математики в 6 классе (по ФГОС)
Конспект урока математики в 6 классе.
ФИО: Должность: Место работы: Предмет: Класс: Тема урока: Базовый учебник Аннотация: |
Климова Надежда Валентиновна учитель математики МБОУ «Каменская сош», п Каменка, Вичугского района , Ивановской области математика 6 Сравнение десятичных дробей. Учебник (УМК): Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., СувороваС.Б., Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015. Конспект урока математики по теме: «Сравнение десятичных дробей». Урок открытия новых знаний при реализации системно - деятельностного подхода. Содержит самостоятельную работу с самопроверкой. |
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цель урока: создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний о сравнении десятичных дробей, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка сравнения десятичных дробей
Задачи:
Планируемые результаты обучения.
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать умение сравнивать десятичные дроби ; познакомиться с правилом сравнения десятичных дробей; отрабатывать умение сравнивать десятичные дроби.
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного материала.
Коммуникативные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
Структура урока:
1) Организационный этап. Проверка домашнего задания.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.
4) Первичное осмысление и закрепление знаний.
5) Физкультминутка.
6) Самостоятельная работа с самопроверкой.
7) Включение в систему знаний и повторение.
8) Информация о домашнем задании.
9) Рефлексия.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).
Задача: Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Организация учебного процесса на 1 этапе:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Организует внимание детей. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада приветствовать Вас на уроке математики и прошу вспомнить, с чем мы познакомились на прошлом уроке? А при выполнении домашнего задания нам это правило потребовалось или нет ?. Я предлагаю , вам открыть тетради и проверить домашнее задание. |
Учащиеся готовы к началу работы. Включаются в деловой ритм урока. Примерный ответ ученика: На прошлом уроке мы познакомились с правилом получения равных десятичных дробей .
Примерный ответ ученика: да, потребовалось.. |
Личностные: самоопределение к учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задачи:
вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Организация учебного процесса на 2 этапе:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать ез знания правила, поэтому начнём с устной работы: 1.Укажите , какие из равенств верные ( слайд 1) 1) 3,70=3,7 2)91=91,0 3) 5,70=5,07 4)6,200=6,20 5)2700=270 6)8,03=8,03000 2. Назовите дробь, равную данной. ( слайд 2) 1)5,400 2)27,030 3)0,0580 4)0,00100 |
1.Находят верные равенства, один из учеников проговаривает ответ 2. Называют дроби, равные данной. |
Коммуникативные ууд: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями. |
3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Задачи: организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока; организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Учитель: А как вы думаете с дробями какого вида мы чаще всего сталкиваемся ив нашей жизни ? ( когда идём в магазин, когда читаем газеты, состав таблеток ) - Важно ли уметь сравнивать десятичные дроби ? -
Учитель: Ребята, я предлагаю вам поразмыслить над ответом на вопрос в следующей задаче : Две хозяйки купили в магазине капусту, первая 5,3 кг , а другая 3,5 кг . Кто купил больше?( почему, как объяснить результат сравнения ? - С чего же мы начинаем сравнение десятичных дробей?
- молодцы ! -Давайте рассмотрим задачу посложнее: В аптеке на упаковке с таблетками указано содержание активного вещества , продавец предложил покупателю одни и те же таблетки, но с разным его содержанием. Одна пачка с содержанием 0,25 мг, а другая пачка с содержанием 0,3мг.Врач посоветовал брать те таблетки где содержание активного вещества больше. Какую пачку выберет покупатель ? Как понять, какое число больше? - молодцы, и с этой задачей вы справились. Давайте обобщим всё и попробуем сформулировать правило сравнения десятичных дробей ?
- Молодцы, предлагаю вам теперь используя сформулированное правило сравнить два числа 2,5081 и 2,508 (слайд 4) |
Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы: Примерный ответ ученика: с десятичными дробями.
Да, потому что с десятичными дробями в жизни сталкиваемся чаще всего. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: « Сравнение десятичных дробей». Слайд 3 Формулируют цель: познакомиться с правилом сравнения; научиться его применять. Формулируют задачи: 1. вспомнить основные понятия, свойства, которые можно применить при работе с десятичными дробями; 2. внимательно слушать учителя; 3. делать необходимые записи в тетрадях Примерный ответ ученика: Первая хозяйка купила капусты больше, так как в числе 5,3 целых 5 , а в числе3,5 целых 3 . 5 больше, чем 3.
Примерный ответ ученика: Сравнивать десятичные дроби начинаем с целой части. Больше будет та дробь, у которой целая часть больше.
Примерный ответ ученика: Покупатель купит вторую упаковку, потому что там содержание активного вещества больше, чтобы это понять припишем мысленно справа ко второй дроби 0 и сравним 0,25 и 0,30.
Примерный ответ ученика: Чтобы сравнить две десятичные дроби нужно сравнить их целые части, если количество целых одинаковое, то сравнить число знаков после запятой, если оно различно то уравнять это количество приписав справа нули, а затем сравнить получившиеся числа .
Примерный ответ ученика: Число целых в этих дробях одинаковое, поэтому сравним количество знаков после запятой, во втором числе их меньше, поэтому мысленно добавим справа 0, а теперь видно что первое число больше второго. |
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности; планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи ; -планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения. |
4. Первичное осмысление и закрепление знаний.
Задачи: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Организация учебного процесса на 4 этапе:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1. Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать устно, для того , чтобы посмотреть насколько каждый из вас понял правило сравнения десятичных дробей.. 2. Сравните дроби : 0,25 0,35 1,09 1,08 3,21 3,25 4,6 4,56 8, 33 8,03 9,17 9,2 0,107 0,0107 4,31 4,3 9,01 9,1 10 10,005 (слайд 5) |
- Сравнивают устно, один из учеников комментирует с места |
Предметные УУД:
применять на практике полученные выводы |
5. Физкультминутка.
Дружно с вами мы решали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я и вы, друзья, вместе дружная семья.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задачи: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организация учебного процесса на 6 этапе:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, группа учащихся работает индивидуально, получив задание на карточках, остальные выполняют №226,227. (приложение1)
|
Выполняют задание самостоятельно, проверяют №226,227, проговаривая полученные результаты. Выполняют самооценку по эталону. 0 ошибок - оценка «5»; 1-2 ошибки - оценка «4»; 3-4ошибки - оценка «3»; Более 4 ошибок - надо еще поработать. Индивидуальную работу на карточках оценивает учитель, с оглашением оценки. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. |
Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
7. Включение в систему знаний и повторение.
Задачи: закреплять умение сравнивать десятичные дроби..
Организация учебного процесса на 7 этапе:
Деятельность учителя Учитель: |
Деятельность ученика |
УУД |
|||
У вас на парте лежит задание «Поймай ошибку». Я предлагаю вам сейчас побыть в роли экспертов. Ваша задача обнаружить допущенные учениками ошибки при выполнении заданий.(приложение 1) |
1)Осмысливают задание и применяют изученное правило при выполнении задания 2)Делают записи в тетрадь. После выполнения задания оценивают его выполнение совместно с учителем. |
Предметные УУД: применять на практике полученные выводы. Познавательные УУД: анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие; |
|
||
8. Информация о домашнем задании.
Задачи: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Организация учебного процесса на 8 этапе:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
- На доске: Домашнее задание: п. 3.4 стр 66,67; решить №- 83,84,85, рабочая тетрадь печатная основа.Ваши вопросы по домашнему заданию. |
1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках. 2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы |
Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Познавательные УУД: Сравнивать десятичные дроби |
9. Рефлексия деятельности на уроке.
Задачи: зафиксировать новое содержание; осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организация учебного процесса на 9 этапе:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
- А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? - -Кто желает сформулировать правило сравнения десятичных дробей? -Что было самым сложным на уроке, а самым интересным? -Кому не понадобится помощь при выполнении домашнего задания по этой теме? Оценить отдельных учащихся |
Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правило, заполняют листы самооценки (приложение 1); |
Познавательные ууд: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Регулятивные УУД: - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Список литературы и Интернет-ресурсов:
1. Учебник (УМК): Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., СувороваС.Б., Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
2. www.zavuch.info/uploads/methodlib/2012/11/6/hod-uroka.docx
3. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos-po-matematike-6-klass
Приложение №1.
Оценочная карта урока
Фамилия____________________Имя_________________________класс_____
№ задания |
№1 (д/з) |
№ 226,227 |
Тест «Поймай ошибку» |
Оценка |
|
|
|
Карточка 1
Сравните дроби :
1) 2,9 и 3,001 6) 2,351 и 2,354
2) 0,4и 0,7 7) 2,893 и 2,89
3) 0,52 и 0,65 8) 5,78 и 5,871
4) 0,4 и 0,3817 9) 4,2453и 4,24532
5) 0,3 и 0,33 10) 7,0013 и 7,00103
Расположите в порядке возрастания:
1) 0,01 ; 0,023 ; 0,015 ; 0,0231
2) 0,33 ;0,3333 ; 0,3 ;0,333
Карточка 2
Сравните дроби :
1) 7,03 и 6,99 6) 0, 51 и 0, 5
2) 1,5и 1,6 7) 0,22 и 0,2
3) 0, 2 и 0,195 8) 10,256 и 10,25
4) 0,274 и 0,281 9) 7,893 и 7,89301
5) 0,752 и 0,756 10) 5,004 и 5,0041
Расположите в порядке возрастания:
1) 0,352 ; 0,41 ; 0,412 ; 0,371
2) 0,5 ;0,555 ; 0,55 ;0,5555
Поймай ошибку.
1. Найди неравенства, в которых допущены ошибки и исправь их:
а)1,5>1,34 в) 5,008>5,08 д) 4,1 =41
б)1,76<1,07 г) 6,07<6,070 е) 410,005=401,005
ж) 6,200=6,20 з) 2700=270.
2. В одной газетной статье приводились следующие данные о площадях материков и частей света :
Название |
Площадь, млн кв.км. |
Европа |
10,5 |
Азия |
44,4 |
Африка |
30,3 |
Северная и Центральная Америка |
24,3 |
Южная Америка |
17,8 |
Австралия |
7,7 |
Антарктида |
14,1 |
Сравнивая материки и части света по площади автор статьи написал, что самую большую площадь занимает Азия, а самую маленькую площадь занимает Европа. Прав ли автор статьи ?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.