Урок географии в 7 классе
Тема: Источники географической информации. Географические карты.
Тип урока |
Открытия новых знаний. |
|
Цели |
Познакомить учащихся с разнообразием источников географической информации; расширить знания о роли географической карты в жизни людей; научить группировать карты по различным признакам; совершенствовать умения понимать., читать и знать карту.. |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
Сформировать практические умения пользоваться географической картой, сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, сравнивать глобус и карту для выявления искажений в изображении объектов, применять географическую карту в повседневной жизни. |
Познавательные: определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность географических знаний как важного компонента культуры |
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Организационный момент. Приветствие учащихся.
II. Актуализация знаний.
1. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан)
2. Кто первым использовал термин «география»? (Эратосфен)
3. Кто из русских землепроходцев первым вышел к Тихому океану? (Иван Москвитин)
Географическая
карта — величайшее творение человечества. Она служит замечательным
средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются
инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый
находит нужные ответы на свои вопросы.
Исключительно
важна роль карты в обучении географии. Карты содержат богатейшую
информацию о нашей планете. По ним можно изучать взаимное расположение
материков и кварталы городов, транспортные потоки между странами и маршруты
перелета птиц. На некоторых картах можно увидеть дно океана, строение земной
коры, ледниковые покровы прошлого и даже заглянуть в будущее.
Найденные
археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на
куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий,
свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.
III. Изучение нового материала.
Основными вашими помощниками в изучении географии являются учебники и карты. «Карта — глаза и уши географа», — эти слова Николая Николаевича Баранского, основоположником отечественной экономической и социальной географии, подчеркивают значение географических карт для географии.
Существуют и другие источники географических знаний: аэрофотоснимки, космические снимки, фильмы, коллекции полезных ископаемых, образцы почв, гербарии, географическая литература, художественная литература, средства массовой информации.
Карта это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, изображенное с помощью условных знаков.
В процессе учебы вы встретитесь с большим разнообразием карт, поэтому вам необходимо знать назначение и основные особенности карт.
Классификация географических карт
1.По охвату территории
· карты мира;
· карты материков;
· карты стран и регионов;
2.По масштабу
· крупно- (1:200 000 и крупнее);
· средне- (от 1:200 000 и до 1:1 000 000 включительно);
· мелкомасштабные (мельче 1:1 000 000).
3.По содержанию
· Общегеографические карты — изображают все географические явления, в том числе рельеф, гидрографию, растительно-почвенный покров, населённые пункты, хозяйственные объекты, коммуникации, границы и т. д. Общегеографические крупномасштабные карты, на которых изображены все объекты местности, называются топографическими, , а мелкомасштабные общегеографические карты — обзорными.
· Тематические карты — посвящены какому-либо одному объекту или явлению, какой-то определенной теме. (природные зоны, климатические, почвенные и т.д.)
· Специальные – контурные карты.
·
Самое верное
представление о взаимном расположении материков и океанов, рек и гор дает
глобус. На карте же земная поверхность изображена с искажениями, так как
нельзя выпуклую поверхность без разрывов наложить на плоскость.
Как же перейти от глобуса к карте, как
перенести сферическую поверхность Земли на плоскость? На помощь приходит
градусная сеть. (Вспомните: что называется градусной сетью?) С ее помощью
по клеткам можно перенести с глобуса контуры материков, реки, города и
другие точки по их географическим координатам.
Картографические проекции различаются по
построению. В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса
на плоскость карты бывают следующие проекции: азимутальные, цилиндрические,
конические.
В зависимости от той или иной проекции
меридианы и параллели, образующие картографическую сетку, принимают самый
различный вид: они могут изображаться в виде то прямых, то кривых линий.
Сеть параллелей и меридианов — это основа, каркас любой карты, которая
затем наполняется географическим содержанием. Рисунок 2 на с. 8
учебника наглядно показывает, как по-разному выглядит сеть меридианов и параллелей
в разных картографических проекциях. Учащиеся изучают рисунок и приводят
примеры карт атласа, выполненных в разных картографических проекциях: коническая,
цилиндрическая и азимутальная.
Сущность картографических проекций
хорошо отражена в четверостишиях картографа А. В. Гедымина:
Изучая
суть проекций,
Надо помнить положение:
С переходом сферы в плоскость
Неизбежны искажения.
Карты
вовсе не безгрешны
И в пределах
разных норм
Нарушают
верность линий,
Площадей,
углов и форм.
Картографы придумали много разных способов картографического изображения. Основные способы представлены на рисунке 3 учебника. Анализируя карты атласа и рисунок 3 учебника, учащиеся заполняют таблицу 2.
Способ картографического изображения |
Что изображают |
Значки |
|
Линейные знаки |
|
Изолинии |
|
Качественный фон |
|
Ареалы |
|
Знаки движения |
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Опишите виды географических карт, заполнив таблицу:
Вид географических карт |
Что изображено |
Масштаб |
|
|
|
|
|
|
V. Итоги урока. Рефлексия.
- Удалось ли тебе выполнить задание?
- Правильно ли ты выполнил задание?
- Что ты узнал на уроке нового?
Домашнее задание.
§ 2 стр. 17 - 21
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.