Тема: Нахождение одного процента от числа.
Класс: 9
Цель
урока: Развивать
навыки нахождения процентов от числа, решая экономические задачи, направленные
на адаптацию учеников к жизненным ситуациям.
Задачи:
Образовательная: Ознакомиться с правилом нахождения 1% от
числа,правилом деления на
100 целых чисел и десятичных дробей. Развивать навыки устного
и письменного счёта; навыки решения задач на нахождение
процента от числа;
Коррекционно-развивающая: Развивать логическое мышление, память, внимание,
математическую
речь. Побудить интерес к данной теме в практическом
ее применении.
Воспитательная: Воспитывать мотивацию к учению, воспитывать
аккуратность, терпение при выполнении определенного вида задания.
Оборудование:
Компьютер, проектор, индивидуальные задания, презентация, тесты.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сейчас не отдыхаем.
Мы работать начинаем.
Знания свои покажем.
Что умеем, о том расскажем.
Психологический настрой обучающихся.
- Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся”.
- В чём же заключалась его мудрость?
- Очень ли важен урок математики?
- Все знания, ребята, которые вы получаете на уроке, обязательно пригодятся вам в жизни. Поэтому постарайтесь хорошо потрудиться на уроке, будьте внимательными, активными, дружными, постарайтесь работать так, чтобы урок получился интересным и полезным. А также, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения и активной работы.
-Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классную работу. Вспоминаем орфографический режим: отступаем от предыдущей работы 4 клетки, в 5-ой пишем.
II. Актуализация знаний.
А чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
-На прошлых уроках, ребята, мы с вами ознакомились и работали над умножением, а позже, и делением целых чисел на трехзначное число. Это большая работа, которая требует внимательности и сосредоточенности. Но мы с вами справились и приобрели эти умения и навыки.
-Перед вами примеры на деление, выполните вычисление и узнаете тему нашего урока. 1 ряд делит одно число, 2 ряд – второе число. Кто быстрее закончит, пишет на доске. Если слово до сих пор не получается отгадать, делим дополнительное третье число. По цифрам открываем буквы, отгадываем тему урока.
329346:642=513
183456:273=672
212100:525=404
III.
Объяснение нового материала.
1.Сообщение темы и целей урока:
- Мы с вами будем изучать одну из важных тем – это «Процент». Процент – одно из математических понятий, которое часто встречается в повседневной жизни. Я хочу вас ознакомить с историей возникновения процента.
История процента.
- Слово “процент” происходит от латинских слов рro centum, что означает “со ста”. Широко начали использовать проценты в Древнем Риме. А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом “cento”(сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики стали употреблять знак % для обозначения процентов.
- Где же встречаются проценты в жизни?
- О процентах можно прочитать или услышать в магазинах, например, банк начисляет 15% годовых, материал содержит 100% хлопка, успеваемость класса на оценки 5 и 4 составляет 50%, молоко содержит 1,5% жира и т.д. Каждый из вас, наверное, слышал такие фразы: «Мне дали премию в размере 30 процентов», «Какие красивые сапоги – и со скидкой 50 процентов», «За второго участника проголосовало 80 процентов наших зрителей». Ясно, что без понимания такого рода информации в современном обществе просто трудно было бы существовать.
- Запишите тему нашего урока «Процент. Нахождение 1% от числа». (запись в тетради)
2. Практическая работа. Работа с квадратом из 100 клеток.
- Ребята, вы слышали такие выражения: 100% учащихся, 100% успеваемости, стакан, заполненный водой на 100% и т.д.? Что они значат? (все учащиеся, успеваемость без троек, полный стакан)
- Сегодня мы будем учиться находить 1% из этих 100%.
- Перед вами лежат листочки с квадратом. Он разделен на 100 клеточек. Закрасьте 1/100 часть квадрата или 1% от его площади. Один процент площади можно закрасить в любом месте.
- Какую часть квадрата составляет одна закрашенная часть? (1%)
- У меня в руках коробочка скрепок. Всего 100 штук. Сколько скрепок составят 1%? И т.д.
ВЫВОД: Одна сотая часть числа называется процент. Один из ста – это и есть 1%
Правило: Чтобы найти 1% от числа, надо это число разделить на 100. (правило на доске)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа в тетради.
- Для того, чтобы находить 1% от числа, нужно уметь делить число на 100. Это может быть целое число, или десятичная дробь.
с.210 № 715 (1,2 столбики устно, 3,4,5 столбики на доске)
- Один процент можно найти не только от числа, но и от величины: массы, стоимости, площади и т.д.
Например, 1% от 1 рубля – 1 копейка, от 1 метра – 1 см, 1 ц – 1 кг и т.д. (на метровой линейке показать 1см из 100см, 1руб из 100р и т.д.)
2. Самостоятельная работа. Тест.
- Давайте закрепим наши знания, пройдем небольшой тест. Перед вами лежат листочки, вам необходимо будет выбрать правильный ответ (1% от числа).
1. 1% от 240 будет а) 0,24 б) 2,4 в) 24
2. 1% от 1230 будет а) 1,230 б) 12,30 в) 123
3. 1% от 64 будет а) 0,64 б) 6,4 в) 640
4. 1% от 120 будет а) 1,2 б) 12,0 в) 1200
5. 1% от 325 будет а) 0,325 б) 3,25 в) 32,5
6. 1% от 100 будет а) 100 б) 10 в) 1
7. 1% от 400 будет а) 0,4 б) 4 в) 40
8. 1% от 300 будет а) 3 б) 30 в) 0,3
- Молодцы, ребята. Оценки за эту работу вы узнаете на следующем уроке.
Физкультминутка.
Дружно с вами мы считали, про проценты рассуждали,
А теперь физкультминутка,
Наклонились ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже-
Так давайте ей поможем!
Вправо, влево раз и два.
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
3. Практическая работа. Работа с квадратом из 100 клеток.
- Найти можно не только один процент, но и несколько. Продолжим работу с нашими квадратами. Закрасьте в ваших квадратах разными цветами 3%, 8%, 15%, 20% его площади. Каким образом это можно сделать? (клеточки закрашивать можно рядом, можно и вразброс)
4. Отчисление в пенсионный фонд.
- Ребята, вы скоро закончите школу. Пойдете учиться, будете работать, и получать заработную плату. При начислении зарплаты делаются отчисления подоходного налога, в пенсионный фонд. Сегодня мы будем говорить об отчислении денег в пенсионный фонд. Когда люди достигают пенсионного возраста и перестают работать, они освобождаются от уплаты налогов и получают пенсию. Для того чтобы были деньги на выплату пенсий, все работающие люди отдают часть своей зарплаты в пенсионный фонд. Доля зарплаты, отчисляемая в пенсионный фонд, также выражается в процентах. В пенсионный фонд отчисляется 1% от заработной платы.
На рисунке показано, из каких частей может состоять зарплата.
- О старшем поколении заботились всегда. Во все времена, старшее поколение являлось источником мудрости и опыта. Отношение к старикам носит особый характер, их берегут, уважают, лелеют. А какое ваше поведение по отношению к пожилым людям, к бабушкам и дедушкам? Милосердие, доброта, отзывчивость, бескорыстие – вот те качества, которые украшают в жизни любого человека и именно в проявлении таких качеств с вашей стороны нуждаются самые близкие для вас люди. Надеюсь, вы все обладаете такими качествами.
V. Закрепление пройденного.
1. Решение задачи. с.211 № 716
- Давайте сами составим задачу. Возьмем условную заработную плату и вычтем из нее сумму, отчисляемую в пенсионный фонд.
- Также из зарплаты вычитают и другие суммы. Но об этом мы поговорим на следующем уроке
2. Решение задачи. с.211 № 722
- Прочитайте задачу. О чем она? Давайте увеличим сумму, которую Люда положила в банк. Пусть это будет 8000р. Как найти 1% от 8000р?
8000:100=80 (р) – 1%
- Какая сумма будет через месяц?
8000+80=8080р
Ответ: 8080р
-Конечно за год эта сумма будет уже больше.
- «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным». Сейчас мы посмотрим мультфильм. Я хочу показать вам историю, связанную с банком.
Вам нужно будет сформулировать, какую задачу пришлось решить главной героине данной сказки.
3. Просмотр мультфильма.
Смешарики:
«Золушка»: Азбука финансовой грамотности». В этот раз речь заходит
о кредите, который, конечно, берет Нюша. Ей очень хочется победить
в конкурсе на лучший костюм, а денег на красивое платье
не хватает. Поэтому она соглашается на первое попавшееся кредитное
предложение и подписывает договор не читая. Информация о том,
что кредит надо вернуть, падает ей как снег на голову. Это еще
в мультике не раскрыта тема процентов! Бедной Нюше ради минуты славы
приходится трудиться на трех работах, чтобы расплатиться. Надеемся, она
сделала из этой ситуации правильные выводы.
VII. Подведение итогов урока:
- Один очень гениальный изобретатель сказал: «Успех - это 1% таланта и 99% труда.»
(Томас Эдисон). Как вы понимаете эти слова? Всегда нужно трудиться, стараться, быть внимательными, ведь успехов в учебе без этого не добиться.
- Как вы думаете, понадобятся вам знания о процентах в жизни?
- А теперь, ребята, оцените в процентах уровень усвоения нового материала:
10% - не усвоил
25% - плохо усвоил
50% - усвоил не полностью
75% - усвоил
100% - хорошо усвоил
- Домашнее задание. с. 210 № 714
ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с ОВЗ»
Открытый урок по математике
в 9 классе
«Нахождение одного процента от числа»
Юсупова Г.Ф.
ноябрь, 2022 г.
Хитрые проценты.
Жили-были в Африке непоседливая Мартышка, рассудительный Удав, болтливый Попугай и очень умный Слоненок. Да-да! Те самые, которых придумал писатель Григорий Остер.
Однажды Удав сказал: «Надоело мне ползать по земле. И не видно ничего, и медленно. Давайте купим вертолет и посадим в него меня». «И меня,- закричала Мартышка.- Мы полетим быстрее Попугая!»
«Это мы еще посмотрим»,- возразил Попугай. А Слоненок очень огорчился: «Меня в вертолет не посадишь. Авария будет!»
Слоненка утешил Удав. И спросил «Но где нам взять вертолет?»
«Я придумала! – заорала Мартышка. Пусть Попугай слетает в магазин и купит там заводной вертолет. Он стоит сто бананов, и я их сейчас соберу».
Собрала Мартышка сто бананов, и Попугай полетел в город. Вернулся он очень быстро. «Где мой вертолет?» - спросил Удав. «Где мои бананы?» - закричала Мартышка. «Вертолеты подорожали, - объявил Попугай, - на 10 процентов. Так что бананов не хватило, и я их раздал детям. Дети сказали мне, что завтра вертолеты
снова подешевеют. И опять на 10 процентов».
Наутро Попугай, захватив новые сто бананов, в магазин. Скоро Попугай вернулся с прекрасным вертолетом.
«Почему это ты облизываешься?» - подозрительно спросила Попугая Мартышка». «А потому, что я съел оставшийся банан». «Не понимаю, - сказал Удав. – Вертолет сначала стоил сто бананов. Потом он подорожал на 10 процентов, потом подешевел тоже на 10 процентов». «А я тебе дала ровно сто бананов», - вмешалась Мартышка». «Я и сам не понимаю, сказал Попугай. А умный Слоненок сказал так: « Когда вертолет подорожал, он стал стоить сто десять бананов. А подешевел он на десять процентов от ста десяти, то есть на одиннадцать бананов. Значит, теперь вертолет стоит девяносто девять бананов, и все правильно».
-Так почему облизывался Попугай?
Оцените работы друг друга. Если больше плюсов – нарисуйте кружок, если больше минусов – треугольник.
Ц |
Ы |
Т |
П |
Е |
Р |
Н |
О |
14 |
24 |
12 |
25 |
36 |
48 |
21 |
32 |
Проценты встречаются:
• на работе у взрослых;
• в школе;
• на рекламных щитах;
• на экранах телевизоров;
• в периодической печати;
Чаще встречаются задачи на проценты:
• при оформлении кредитов;
• при вкладах сбережений в банк.
- На следующем уроке мы будем учиться находить несколько процентов от числа, будем вычислять подоходный налог от зарплаты. (Словарная работа)
Каждый работающий человек является налогоплательщиком. Деньги, поступающие от налогов, идут в местный и федеральный бюджет. Из этих денег выплачивают зарплату врачам, учителям, библиотекарям, государственным служащим и др. категориям населения. Кроме выплаты зарплаты, это и помощь сельскому хозяйству, и строительству, и расходы на оборону, науку, образование, культуру и т.д. об этом поговорим на следующем уроке.
Тема: Умножение чисел на трехзначное число.
Цели: 1. Научить умножать числа на трехзначное число.
Задачи:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.