Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
(г. Северодвинск)
Тема выступления:
Реализация модуля «Профориентация» в рабочей программе воспитания
Щурова А.М.,
педагог-психолог МАОУ «СОШ №24»
Северодвинск, 2023
Содержание
1. Введение. Важность и перспективы профориентации в школе.
2. Особенности реализации модуля «Профориентация» в рабочей программе воспитания МАОУ «СОШ №24» (г. Северодвинск). Ранняя профориентация (1-4классы). Профориентационная работа с подростками (5-9 классы). Работа по профессиональной ориентации в 10-11 классах.
3. «Клуб интересных встреч» как одна из форм профориентационной работы с подростками (8 класс)
Введение. Важность и перспективы профориентации в школе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Щурова Анна Михайловна, я работаю педагогом-психологом в средней общеобразовательной школе №24 г. Северодвинска. И начать свое выступление я бы хотела с известных строк Владимира Владимировича Маяковского:
«У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?»
Каждый из нас хотя бы раз в жизни рано или поздно сталкивался сам или уже в роли родителя с достаточно сложным для многих выбором: «Кем быть?» Огромное разнообразие профессий и современных возможностей для обучения порой ставит в тупик ребят в столь «нежном» возрасте, когда еще хочется быть беззаботным и ничего не выбирать. Конечно, можно переложить ответственность за выбор будущей профессии на родных, на школу, пойти учиться за компанию с лучшим другом. Да, иногда такие варианты могут «выстрелить» - и вот уже вчерашний школьник получает профессию, где точно реализуется, достигнет профессиональных вершин и будет морально, и что важно для нынешней молодежи, чего уж скрывать, материально удовлетворен. Но чаще мы можем с вами наблюдать, что закончив то или иное учебное заведение, молодые люди снова находятся в поиске. Тому причины – слишком разнятся представления о выбранной профессии с практикой, которую получают новоиспеченные специалисты, будучи уже на первых рабочих местах. Многие из таких ребят выгорают на работе раньше, чем разгорается и раскрывается его потенциал. А затем серое прозябание на рабочем месте, которое не вызывает положительных или даже ровных чувств, отвращение к тому, что происходит вокруг, нежелание совершенствоваться, что-то менять в своей жизни, потому что однажды уже ошибся. Можно ли этого избежать? И тут, я думаю, коллеги меня поддержат, и выходит на первый план качественная профориентационная работа, которая маленькими шажочками входит в жизнь ребенка еще в первом классе. А порой и того раньше.
Особенности реализации модуля «Профориентация» в рабочей программе воспитания МАОУ «СОШ №24» (г. Северодвинск). Ранняя профориентация (1-4классы). Профориентационная работа с подростками (5-9 классы). Работа по профессиональной ориентации в 10-11 классах.
В нашей школе, как и в других общеобразовательных учреждениях города обязательным модулем в рабочей программе воспитания МАОУ «СОШ №24» (г. Северодвинск) является «Профориентация». Его главными целями является
1. сформировать у обучающихся знания о мире труда и профессий, положительное отношение к труду, активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
2. научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами ребенка;
3. научить анализировать свои возможности и способности формирования общественно значимых мотивов выбора профессии.
Понятие «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение всех участников образовательного процесса. С категорией педагогических работников в нашем учреждении проводятся индивидуальные консультации педагога-психолога для классных руководителей по вопросам профориентационного сопровождения обучающихся, развитию их творческого потенциала, индивидуальных способностей, особенностей проведения профориентационных часов, их содержания. Для категории родителей и законных представителей также проводятся консультации и общешкольные родительские собрания, куда приглашаются представители различных учебных заведений города и области (9,11 классы).
Остановимся на этапе ранней профориентации. Просвещение ребят закладывает основы выбора профессии уже в начальной школе. Благодаря ранней профориентации самоопределение, понимание собственного «Я», внутренних ресурсов и возможностей школьника, его детские увлечения будут замечены и отмечены еще на этапе начального звена, и тем самым возрастет эффективность от профориентационной работы в будущем.
Так какие же формы работы мы используем на этапе ранней профоориентации в школе:
- кроме тематических уроков окружающего мира, где ребята в 1 классе знакомятся с профессиями, проходят классные часы «Профессия моих родителей» куда приглашаются родители первоклассников, и они рассказывают ребятам о своих профессиях;
- ребята постарше встречаются на классных часах с представителями профессий г. Северодвинска (спасатели, экскурсоводы; врачи-педиатры);
- ребята участвуют в муниципальной социально-педагогической программе «По морям, по волнам», которая знакомит ребят с морскими профессиями;
- обучающиеся участвуют в различных конкурсах, связанных с профессиями, принимают участие в олимпиаде по судостроению;
- ребята участвуют в мастер-классах популярного Архангельского семейного города профессий «НордВиль»;
- для начальной школы организуются экскурсии на различные предприятия, учреждения, службы города и области, где ребята знакомятся с непосредственным трудовым процессом (наши ученики недавно посетили Северодвинский хлебокомбинат, ФГКУ Спецуправление ФПС №18 МЧС России «Специальная пожарно-спасательная часть № 3», Ягринскую библиотеку «Кругозор», ГБПОУ Архангельской области Северодвинский техникум судостроения и судоремонта и пр.);
- начальная школа активно посещает музеи города и области, где проходят тематические выставки, связанные с профессиями северян (это музей авиации Севера, городской краеведческий музей г. Северодвинска, музей занимательных наук (САФУ)). Таким образом, близкое знакомство с профессиями у начальной школы начинается уже с первого класса. Хочется отдать должное классным руководителям, которые вместе с родителями организуют поездки и встречи для ребят.
Перейдем к среднему звену. Работа с подростками в нашей школе выстроена следующим образом:
- также, как и наши малыши, ребята из среднего звена встречаются с представителями различных профессий, студентами учебных заведений города и области, которые рассказывают о своих профессиях уже более подробно, нежели в младшей школе (начальник следственного отдела УВД по г. Северодвинску, инспектора ГАИ, повара, представителями «Юнармии»);
- для подростков организуются экскурсии на различные предприятия, учреждения, службы города и области, где ребята воочию знакомятся с той или иной профессией (наши ученики недавно посетили Северодвинский хлебокомбинат, ФГКУ Спецуправление ФПС №18 МЧС России «Специальная пожарно-спасательная часть № 3», ВПК «Орден», НИПТБ «ОНЕГА», механические мастерские ГБПОУ Архангельской области «Северодвинский техникум судостроения и судоремонта» и пр.);
- благодаря территориальному расположению, а находится наша школа в одном из живописнейших мест не только города, но и области – на острове Ягры, у нас налажено тесное сотрудничество с Центром профориентации и подготовки кадров ОАО «Центр судоремонта «Звездочка». Там ежегодно девятиклассники проходят квест-игру «Северодвинск. Ягры. Звездочка», участвуют в других мероприятиях Центра.
- ребята участвуют в муниципальных социально-педагогических программах, имеющих профориентационную направленность «Шаг в профессию» и «Профессии родного города», а также участвуют в «Юнармии»;
- в нашей школе созданы 2 отряда юных инспекторов дорожного движения, на базе школы функционирует кабинет ПДД;
- ребята-выпускники осваивают курс внеурочной деятельности «Профориентационная работа»;
- также девятиклассники участвуют в профессиональных пробах, которые организуются на базе профессиональных училищ (ГАПОУ АО «ТСДиТ»;
- с большим интересом обучающиеся 9-11 классов посещают Дни профориентации, организуемые на муниципальном уровне. Там ребята знакомятся с учебными заведениями, их спецификой, вступительными испытаниями, а также участвуют в мастер-классах;
- школьники среднего звена участвуют в различных конкурсах, связанных с профессиями, принимают участие в олимпиаде по судостроению;
- для восьмиклассников ежемесячно организован «Клуб интересных встреч» с представителями профессий.
Работа с обучающимися 10-11 классов организована в рамках диагностической работы, индивидуальных консультаций. К ребятам приезжают представители высших учебных заведений, которые подробно рассказывают о специфике поступления. Также старшая школа, несмотря на учебную загруженность, посещают профориентационные экскурсии на предприятия, участвуют в Дне профориентации. К ребятам в гости на классные часы приходят представители предприятий города: Севмаш, Звездочка, Арктика. Рассказывают о целевом поступлении, бонусах и особенностях обучения, производственной практике на оборонных предприятиях.
«Клуб интересных встреч» как одна из форм профориентационной работы с подростками (8 класс)
И вкратце хочу рассказать о нашем «Клубе интересных встреч» для обучающихся 8 классов. В рамках «Зарницы» в этом году ежемесячно мы приглашаем в гости представителей профессий, связанных со службой Родине. Клуб уже посетили спасатели, пожарные (и даже провели нам мастер-класс по пожаротушению во дворе школы), офицер-подводник ВМФ РФ, старший инспектор ОПДН, кинолог со своим служебным другом овчаркой Фаней, поисковики ДСВПО «Легион», которые привезли с собой экспонаты времен ВОВ, которые были ими найдены на местах боевых действий. Впереди нас еще ожидает встреча с водолазами-спасателями (нашими шефами) и военным врачом из Северодвинского госпиталя. Все эти люди рассказывают о прелестях своей профессии, особенностях поступления, о возможных преодолимых трудностях, традициях и собственном выборе.
Хотелось бы еще отметить, что ковидные времена внесли свои коррективы в жизнь каждого члена школьного коллектива, но это не значит, то процесс профориентации в нашем учреждении останавливался. Ребята онлайн: «путешествовали», принимали участие в мастер-классах, встречались с представителями различных профессий. Очень много информации было использовано с такой платформы, как «ПРОеКТОрия»; часто мы в работе пользовались материалами информативного ресурса – «Профтраектория», который был представлен региональным центром содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области в те нелегкие времена. Также наши ребята попробовали себя в проекте «Билет в будущее»
Ну, и закончить свое выступление я бы хотела словами всё того же Маяковского из стихотворения «Кем быть?» которому в 2028 году исполнится ровно век, а актуальность его мы видим и поныне:
Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай на вкус!
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.