"Здоровьесберегающие технологии на уроках эстетического цикла"

  • Педсоветы
  • pptx
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Иконка файла материала здоровьесберегающие технологии.pptx

Якушина Лидия Николаевна
учитель изобразительного искусства
Лицей г. Щекино

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»


Здоровьесберегающие технологии на уроках эстетического цикла

Муниципальное образовательное учреждение «Лицей»

Якушина Лидия Николаевна
учитель изобразительного искусства
Лицей г. Щекино

«ЗДОРОВЬЕ—это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а возвращаются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика» В.Ф.Базарный.

Создание здоровьесберегающей среды в лицее как условие повышения качества образования

Специалисты считают, что задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования до 2015 года неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Так как только здоровая личность может:
• качественно усвоить знания;
• максимально полно реализовать их;
• эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.

Создание здоровьесберегающей среды в школе как условие повышения качества образования

Данные Всероссийской диспансеризации 2025 года показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла по всем возрастным группам и по всем классам болезней.
Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 25%, а старше 14 лет – на 32%.
Специалисты отмечают, что наиболее выраженный рост болезней у детей фиксируется в возрасте от 7 до 18 лет, т.е. за период получения школьного образования.

Создание здоровьесберегающей среды в лицее как условие повышения качества образования

Научный центр здоровья детей РАМН провел углубленное изучение здоровья детей школьного возраста. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Группы здоровья

7-9 лет
(1-3кл.)

10-14 лет
(5-8кл.)

15-17 лет (9-11кл.)

1-17 лет
(1-11кл.)

I

4,7

2,0

2,1

3.1

II

49,5

30,0

27.6

33,9

III-IV

44,6

66,0

59,8

Приведенные данные, бесспорно, свидетельствуют о том, что показатели здоровья детей в динамике школьного обучения ухудшаются.
Проблема усугубляется еще и тем, что показатели здоровья учителей со-временной школы так же неблагополучны. При этом структура заболеваемости, как учителей, так и учеников практически одинакова.

Здоровье ученика в норме, если:

В физиологическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
В социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
В эмоциональном плане ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
В интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Принципы здоровьесбережения

«Не навреди !».
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся.
Непрерывность и преемственность.
Субъект – субъектные взаимоотношения.
Соответствие содержания и организация обучения возрастным особенностям учащимся.
Комплексный, междисциплинарный подход.
Успех порождает успех.
Активность.
Ответственность за свое здоровье.

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

1 Направление
ОПТИМИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ.
Для отделки учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5, для мебели и парт – 0,45; для классных досок – 0,1- 0,2.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло -зеленый;
- для классных досок - темно - зеленый;
- для дверей, оконных рам - белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы.

Использование интерактивной доски

Использование интерактивной доски расширяет возможности применения здоровьесберегающих технологий:
Снижает утомляемость.
Не применяется мел.
Воздействует на органы чувств.
Развивает мышление.
Повышает интерес к знаниям.

Требования к проведению физкультминутки

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как разнообразие снижает интерес к ним. А следовательно, и их результативность.
Физкультминутка должна проводиться на начальном этапе утомления, иначе выполнение не дает желаемого результата.
Предпочтение можно отдавать упражнением для утомленных групп мышц.
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Виды физкультминутки

Упражнения для снятия общего или локального утомления.
Упражнения для кистей рук.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для слуха.
Упражнения, корректирующие осанку.
Дыхательная гимнастика.

Культурно- оздоровительная работа в Лицее

В нашем лицее ежедневно проводится утренняя зарядка для учащихся начальных классов. Физкультминутки различных видов и содержания проводятся на уроках во II и III ступенях.

Основное правило – все в радость!

Разнообразный подбор упражнений или игр вызывает интерес, удовольствие и положительные эмоции.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности - скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.). 

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Лепка из глины, пластилина, тестопластика и др.

Глина – это один из самых распространенных природных материалов.
Лечение глиной – один из методов естественного лечения кожных и других заболеваний.
Лепка глиняных игрушек развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.
При лепке и раскрашивании игрушки не ограничиваю фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая её то неожиданно замысловато, то с наивной простотой.

Сказкатерапия

«Сказкатерапия» - лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии

Основные задачи «сказкотерапии»:
повышение внимания детей на занятиях,
развитие эмоциональной отзывчивости,
развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

В процессе использования технологии можно применять методы и приёмы: куклотерапии, релаксирующие приемы песочной терапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.

Цветотерапия

Цвет – мощное средство эмоционального воздействия на человека.

«Цвета действуют на душу:
они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли,
которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют»
В. Гёте

Нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра; яркие, светлые оттенки оказывают на Центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - одно из наиболее интересных и пока мало исследованных направлений традиционной медицины.

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль

Игровые технологии

Игра – это огромное окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается поток представлений,
понятий об окружающем мире.
ВасилийСухомлинский

Типы игровых технологий

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической формы, на закрепление знания форм, подвижные игры типа «Постройте нужную форму»

игры и упражнения по цветоведению

«Найди лишнее»

Какая картина здесь лишняя?

натюрморт

натюрморт

натюрморт

натюрморт

это не натюрморт,
а интерьер

На натюрморте изображаются предметы быта.
А интерье́р -
это картина с изображением внутреннего пространства здания или комнаты;

В орнаменте филимоновской игрушки нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Какая барышня здесь лишняя?

дымковская

дымковская

дымковская

дымковкская

дымковская

дымковская

филимоновская

-Использование разнообразных психотерапевтических техник, направленных на развитие фантазии и воображения детей
(например, метод направленных фантазий);

«Арт- терапия» (лечение изобразительным творчеством) - метод, развивающий потенциальные творческие возможности ребенка.

Сенсорное развитие ребенка

Опыт работы учителей Тульской области опубликован в учебно-методическом пособии «Здоровьесберегающие технологии на уроках эстетического цикла в рамках ФГОС второго поколения», Тула, 2012 год

Предлагаю вашему вниманию физкультминутку для коррекции зрения

Психологи рекомендуют проводить их с музыкальным сопровождением, создавая при этом эмоциональное расслабление.

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!