МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2
Городского округа Жигулевск Самарской области
(МБУ ДО ШИ № 2)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА "ЖИВОПИСЬ"
Конспект открытого урока
предметная область
"Основы изобразительной грамоты и рисование"
тема: "Изучение нетрадиционных техник живописи"
Разработала: И.С.Гавриленко
преподаватель МБУ ДО ШИ №2
г.о. Жигулёвск
2018г.
Открытый урок по теме: "Изучение нетрадиционных техник живописи"во втором классе по предмету"Основы изобразительной грамоты и рисование"
«Ум ребенка - на кончиках его пальцев»
В.И.Сухомлинский
Преподаватель: Гавриленко Ирина Сергеевна
Специальность: Живопись
Учащиеся: 2 класс по восьмилетней программе обучения
Тема: "Изучение нетрадиционных техник живописи"
С учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы рисование с применением нетрадиционных техник проводят в блоке образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей
Вид урока: комбинированный урок (формирование умений и навыков в работе с нетрадиционными методами создания живописных работ, использование игровых форм, здоровьесберегающих технологий на уроке).
Цель урока:
Научить детей нетрадиционным техникам рисования, чтобы они могли свободно ими распорядиться при решении изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Задачи урока:
- обучающие:
1. Овладение практическими навыками работы с акварелью, гуашью, мелками, тушью и т.д.
2. Формирование изобразительных навыков и умений;
3. Применение законов композиции в создании рисунка.
- развивающие:
1. Развитие мышления и творческой инициативы;
2. Развить творческие способности учащихся.
3. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования.
воспитательные:
- Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- Воспитание внимания, сосредоточенности и усидчивости
- Создание в классе условий для творческой изобразительной деятельности.
Методы и технологии обучения:
1. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности;
2. Объяснительно-иллюстративный метод;
3. Наглядные и игровые методы;
4. Интерактивные и здоровьесберегающие технологии (выполнение творческих заданий оптимизируют психическое состояние ученика)
Оснащение урока:
- столы, стулья;
- доска учебная;
- учебные пособия;
- дидактический материал;
- архивный фонд работ учащихся;
- расходный материал: краски, кисти, стаканы-непроливайки, трубочки, воск, листья осенние ит.д.
- компьютер;
- телевизор
План урока:
I. Организационный этап ( 5минут)
1. Приветствие, психологический настрой учащихся, прохождение теста с применением Смайликов на позитив и концентрацию внимания. Произнесение речёвки "Юный художник":
Раз, два, три
в школу мы пришли,
Три, два , раз
Мы рады видеть вас!
И в 10 лет, и в 7, и в 5
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
2. Отчёт старосты класса об отсутствующих на занятии. Повторение правил техники безопасности на уроках и в школе искусств.
3. Подготовка к занятию. Контроль проделанного домашнего задания. Мотивация на дальнейшую деятельность.
II. Основная часть (30 минут)
Объяснение учебного материала
1. Беседа с учащимися о традиционных техниках живописи, о великих мастерах, работавших в данных техниках. Перечисление известных полотен и значении изобразительного искусства в жизни. Учащаяся рассказывает о видах изобразительного искусства и о художниках. Дети дополняют рассказ стихотворениями о живописи.
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность. Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная[1]. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально, например, по месту в коллекции, относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий.
2. Показ презентации № 1 о художниках, работающих в нетрадиционных техниках создания картин.
3. Показ презентации № 2 о "Нетрадиционных техниках живописи". Объяснение методики каждой из техник.
4. Физкультминутка. "Добро пожаловать в чудесный мир!"
5. Практическая часть.
Учащиеся выполняют задание в нетрадиционной технике живописи. Работа называется "Последние кленовые листочки"или "Рябинушка".
Используются следующие техники: кляксография с трубочкой, монотипия, рисование мыльными пузырями и штампинг. Ребята берут заготовленные листы с фоном, выполненные в технике "Мыльные пузыри" и "по-сырому", капают огромную кляксу и начинают раздувать ветки с помощью трубочки. Затем с помощью штампа из картофеля печатаю листики рябины, а с помощью опавших листьев клёна печатают кленовые листья. В завершении пальчиками печатают ягоды рябины и тонкой кистью дополняют чёрные детали на ягодах рябины.
А также можно использовать более сложные техники:
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
6. Преподаватель рассказывает стихотворение, а ребята рисуют свою композицию с осенними листьями под музыку П.И. Чайковского "Времена года".
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают -
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
III. Заключительная часть (5 минут)
1. Подведение итогов. Просмотр работ и оценивание результата.
2. Рефлексия содержания учебного материала. Самостоятельная оценка своей работы. Проблемный вопрос или что удалось лучше?..
3. Тест на позитив.
4. Домашнее задание.
Заключение
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь - обучение детей посредством нетрадиционного рисования, имеет большое значение для их гармоничного развития. Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
Список литературы:
1. Н. М. Сокольникова. Издание "Основы композиции".
2. П.П. Ревякин. "Техника акварельной живописи" М. 1959г.
3. «Искусство» №16 /2007
4. Н.И. Платонов, В.Ф. Тарасов “Этюды об изобразительном искусстве”. – М.: Просвещение, 1993.
5. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» М.;
6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми школьного возраста. "Нетрадиционные техники рисования". М., 2005.
7. http://festival.1september.ru/articles/629500/ - открытое занятие по рисованию на тему "Друзья для осьминожки"
8. http://festival.1september.ru/articles/594953/ - организационный момент нетрадиционного урока
9. http://www.proshkolu.ru/user/irinapluto/file/2834353/- организационный момент
10. https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/priemy-i-tehniki- приемы и техники
11. Источник: http://uytvdome.ru/interer/dekor/dizaynerskie-vazyi-ili-neobyichnyie-vazyi-obzor-s-foto-podborkoy.html/ © Сайт Уют в Доме
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.